Михаил Алфимов: Нужна ли России единая государственная политика в сфере обеспечения науки и образования научной информацией?

ИКТ в обществе  | 29 марта 2005

В последние годы Россия ясно заявила о инновационном пути своего будущего развития и приступила к его реализации. Тому свидетельство - Федеральная целевая научно-техническая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники", принятая не так давно и ориентированная на реализацию планов выхода страны на рынки товаров высоких технологий. Важнейшим и необходимым условием реализации этой государственной политики является обеспечение ученых, инженеров, преподавателей, студентов производимой в мире научной и патентной информацией. Согласитесь, для того, чтобы быть конкурентоспособным в области высоких технологий, нужно не только знать товар, с которым предстоит конкурировать, но и быть постоянно в курсе всех научно-технических достижений в мире. Это необходимо хотя бы для того, чтобы очередной раз не изобретать велосипед. В статье я хочу дать оценку состояния информационного обеспечения нашей науки и образования и привлечь всеобщее внимание к этой проблеме.

Уровень научных исследований определяется не только условиями работы научных сотрудников, использованием современного оборудования, но и тем, насколько ученые, специалисты, преподаватели ВУЗов, аспиранты и студенты имеют возможность знакомиться с новейшей западной и российской литературой. Именно поэтому сложно переоценить важность информационной составляющей научно-образовательных процессов.

Начну с затрат на приобретение научной литературы. В целом Россия расходует в год на подписку научной литературы (из бюджетных и внебюджетных источников) примерно 11 млн. долларов США (данные 2003 г.). Много это или мало? Для сравнения: Польша и Швеция расходуют на эти цели в год по 25-26 млн., Индия - 54 млн., Великобритания - 116 млн., Китай - 120 млн. Затраты на приобретение литературы среднего американского университета составляют свыше 5 млн. долларов в год. Если сравнить расходы по приобретению литературы из расчета на одного ученого, то в России это составит 23 доллара на человека, в Китае - 159, в Польше - 438, в Индии - 510, в Швеции - 578 и в Великобритании - 727 долларов. Можно сказать, что Россия тратит на информационное обеспечение науки и образования очень мало средств. Однако по доле ВВП, расходуемой на науку, Российская Федерация (1,21%) опережает Польшу, Китай и Индию. То есть, в структуре расходов на науку в России расходы на обеспечение информацией являются далеко не приоритетными! И государство должно скорректировать свою политику в этой сфере. Теперь о том, как расходуются эти довольно скромные в масштабах нашей страны ресурсы. Здесь полной информации нет, но по оценкам экспертов не более 30% средств расходуется на подписку журналов в электронной форме, а большая часть уходит на приобретение бумажных журналов и книг для ограниченного числа центральных библиотек.

В условиях, когда из госбюджета всеми министерствами, академиями наук, государственными фондами на приобретение научной информации ежегодно расходуется не очень большая сумма, правомочен вопрос, нельзя ли координировать эту деятельность и оптимизировать расходы, чтобы за те же деньги предоставить больше информации большему числу ученых за счет выбора правильной технологии представления информации? Можно ли и нужно ли проводить единую государственную политику в сфере обеспечения науки и образования научной информацией? Несомненно, это нужно и это возможно.

В настоящее время обеспечение ученых научной информацией реализуется несколькими способами - через классические библиотеки, которые комплектуются бумажными журналами, электронные библиотеки книг и журналов, в которых собирается электронная информация разных издательств и, наконец, электронные хранилища, которые формируются самими издательствами из издаваемых ими книг и журналов. При этом тенденция такова, что наряду с классическими библиотеками сейчас все шире используются как формируемые агрегаторами электронные библиотеки, так и электронные хранилища издательств. Есть в этой сфере определенный опыт и у России.

Российские ведомства в основном комплектуют свои подведомственные библиотеки бумажными версиями журналов и книг или несетевыми электронными версиями этих изданий. Чтобы воспользоваться этой информацией, необходимо посетить библиотеку. Из-за ограниченности средств на подписку основные научные журналы получают самые крупные библиотеки, расположенные в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске. Даже многие крупные библиотеки, расположенные вдали от этих центров, не имеют необходимых журналов. Надо отметить, что в большинстве библиотек западная научная литература, начиная с 1991 года, практически отсутствует. Таким образом, во многих библиотеках нет не только журналов за текущий год, но и отсутствуют издания за последние 10-15 лет. Учитывая постоянное недофинансирование науки и образования в последние годы и широкое географическое распределение научных и образовательных учреждений по всей территории России, можно говорить, что выросло целое поколение, не имевшее и не имеющее нормального доступа к научной информации. А это значит, что уровень информированности многих работающих ученых о современных достижениях науки оставляет желать лучшего.

Но вернемся к электронным библиотекам. Со второй половины 90-х гг. прошлого века в мире быстрыми темпами развиваются технологии электронного книгоиздания. Большинство западных научных журналов сейчас выходит в электронном виде и распространяется через Интернет. Их число по разным оценкам колеблется от 15 до 25 тысяч наименований. Многие издательства сейчас начали предлагать пользователям электронные книги. Подписка на электронные версии печатных изданий позволяет решить ряд проблем информационного обеспечения российской науки и образования. Прежде всего, решается проблема доступности информации из любой точки страны. Приобретение электронных изданий возможно группами организаций, библиотечными консорциумами. При этом скидки западных издателей могут составлять 95-98% от стоимости подписки на печатные версии журналов и книг, что позволяет добиться значительной экономии средств. Вместе с тем появляются новые проблемы, которые необходимо решать. Нужны современные и надежные телекоммуникации, нужно компьютерное оборудование, библиотечные и информационные работники должны обладать новым уровнем знаний.

Для России единственным решением является предоставление каждому ученому возможности доступа к необходимой информации через Интернет. Это может быть осуществлено двумя способами, уже упомянутыми выше. Первый способ - создать единый национальный портал (или единую точку входа для всех пользователей страны) с распределительными "зеркалами" по России и подписаться, например, от имени Министерства образования и науки на необходимый перечень журналов. На этом портале нужно собирать электронные версии всех подписанных журналов и баз данных и предоставлять их читателям всей России. Второй способ - подписать каждого ученого на журналы, размещенные в электронных хранилищах зарубежных издательств. Опираясь на имеющийся опыт, можно утверждать, что первый способ является более дешевым, если считать стоимость затрат на обеспечение ученого информацией. Основа для создания такого межведомственного (национального) портала была заложена Российским фондом фундаментальных исследований в период 1997-2003 гг. Принятая в эти годы концепция исходила из необходимости предоставления информации всем российским ученым, преподавателям, студентам независимо то того, имеют ли они гранты РФФИ или нет. Как организация, ответственная за развитие фундаментальных исследований в России, РФФИ рассматривал создание системы информационного обеспечения не как корпоративную задачу, а как задачу национального масштаба.

В результате появилась Научная электронная библиотек, в которой были собраны 2,5 тысяч наименований ведущих зарубежных научных журналов. Пользователи получили доступ к архивной информации (начиная с 1991 года) и текущим выпускам электронных журналов. Тем самым решалась проблема отсутствия бумажных выпусков этих журналов за 90-е годы в российских библиотеках. Был разработан русский поисковый интерфейс, внедрены системы поддержки читателей.

Пользователями электронной библиотеки стали более 200 тысяч ученых, преподавателей ВУЗов и студентов из почти одной тысячи научных и образовательных организаций страны. Только за три последних года пользователи библиотеки прочитали свыше 2,5 млн. статей.

Наряду с задачей хранения и представления информации были поставлены и решены другие, не менее важные задачи:

1) Возможность использования технологической платформы Научной электронной библиотеки не только для размещении информации, на которую подписывался РФФИ, но и привлечение других организаций и ведомств страны к хранению в этой библиотеке зарубежных электронных ресурсов, выписываемых на бюджетные и внебюджетные средства. Уже сейчас больше половины электронных журналов из 6 тысяч, имеющихся в Научной электронной библиотеке, приобретены не на средства РФФИ, а на средства других организаций.

2) Концентрация финансовых средств различных организаций на приобретение прав доступа к информации. В разные годы на подписку выделяли средства Министерство науки и образования, правительство Москвы, некоторые благотворительные организации. Взаимодействие организаций в области приобретения научной информации позволяет добиться максимальных скидок на подписку, снизить последствия повышения подписных цен и значительно расширить круг пользователей.

3) Широкая программа по изданию российских научных электронных журналов и книг. Электронное книгоиздание в нашей стране развивается недостаточно быстро. Сотрудниками Научной электронной библиотеки были разработаны специальные форматы, программные и технологические средства, которые заложили базу для появления российских электронных ресурсов. Сейчас в Научной электронной библиотеке доступны более 60 российских электронных журналов и их число быстро растет. В ближайшее время должен быть открыт раздел электронных книг. Задача электронной публикации российской научной информации очень важна и она была одним из приоритетов программы РФФИ 1997-2003 гг.

4) Анализ интересов и потребностей научного сообщества в информационных ресурсах на основе статистики доступа электронной библиотеки. Решение этой задачи позволяет не просто оптимизировать перечень приобретаемых ресурсов, но и способствует выявлению наиболее актуальных и приоритетных направлений российской науки.

5) Организация поддержки пользователей и их обучение. Для решения этой задачи в рамках Научной электронной библиотеки была создана служба поддержки, которая сейчас оказывает помощь как организациям, так и отдельным ученым. Проводятся тренинги для обучения библиотекарей и информационных специалистов работе с электронной информацией.

Мы часто сетуем на то, что, решая частные задачи, не строим систему. В данном случае создаваемый портал и есть тот центральный системообразующий элемент современной системы информационного обеспечения науки и образования России. И строить такую систему надо "всем миром".

С 2004 года РФФИ де-факто вышел из процесса формирования национального портала и начал реализовывать новую концепцию информационного обеспечения ученых информацией, которая предусматривает представление права на получение информации ученым, имеющим гранты Фонда, непосредственно на сайтах западных издательств, а не на портале Научная электронная библиотека, где информация разных издательств предварительно интегрирована и где имеется русскоязычный интерфейс.

В чем недостатки этой концепции? Прежде всего, в том, что расходы на пользование информацией возрастают, а количество пользователей при этом уменьшается. Доступ к информации на западных серверах потребует от российских организаций дополнительной оплаты зарубежного трафика Интернет. В год это может составить до 100 тыс. долларов. Стоимость подписки при этом также становится больше, поскольку поддержка пользователей на западном сервере составляет 10-20% от стоимости подписки, тогда как затраты на содержание российского сервера составляли не более 1% в год. Соответственно уменьшается количество организаций, которые имеют доступ к информации. Если раньше пользователями журналов ряда западных издательств могли стать любые некоммерческие научно-образовательные организации страны (а таковых по факту среди пользователей было более 1,5 тысяч), то теперь их количество будет существенно ограничено. При доступе на западные сервера читатели лишаются возможности использовать услуги сервисной поддержки, что в ряде случаев значительно повышало эффективность работы с информацией. Страна лишается полноценной статистики доступа к информации. Отсутствие детальной статистической информации не позволяет проводить анализ потребностей российских пользователей, корректировать перечень выписываемых журналов и использовать ее для выработки решений в области научной политики страны. Сворачиваются или закрываются российские программы обучения пользователей. Это также не способствует повышению эффективности работы с информацией. Не развиваются технологии электронного книгоиздания в России, а это в свою очередь вынуждает российских ученых публиковать свои работы не в отечественных, а в зарубежных научных изданиях. Усложняется отчетность Фонда по этим расходам. И самое главное - после окончания подписки становится недоступен архив электронных ресурсов.

Безусловно, новая концепция подписки на электронную информацию, предложенная РФФИ, сможет решить текущую задачу обеспечения грантодержателей Фонда необходимой информацией. Но это только небольшая часть от общего числа сегодняшних пользователей Научной электронной библиотекой (200 тысяч) и общего числа исследователей России (800 тысяч). Любое новое дело требует времени, и путь, который необходимо будет пройти по реализации этой технологии, займет не один год. В течение этого периода многие ученые будут испытывать трудности с получением информации.

Задача создания национального портала на нынешнем этапе переросла и возможности РФФИ, и сферу его деятельности, поскольку Фонд - не главный игрок на поле науки и образования. И поэтому вполне понятен отказ Фонда от участия в создании национального портала Научная электронная библиотека. Но поскольку актуальность задачи обеспечения научного и образовательного сообщества информацией со временем будет только возрастать, то это значит, что эту работу должно взять на себя ведомство, которое в целом ответственно за науку и образование, а именно Минобрнауки. Министерство должно также решить вопросы координации подписки на научную информацию всеми ведомствами России. Так делает, например, Великобритания, одна из наиболее богатых стран мира, которая создала специальное агентство JISC, аккумулирующее государственные средства различных ведомств и осуществляющее подписку на электронные ресурсы для всех научных и образовательных учреждений страны.

Одна из важнейших задач России - построение инновационной экономики - не может быть решена без широкого доступа ученых и специалистов к научной информации, производимой в России и за рубежом. И решающую роль в этом должно сыграть Министерство образования и науки.


Источник: Opec.ru
29 марта 2005

© Фонд "Новая экономика"