Прятки по-управски. Ну какой такой Интернет, когда трубы текут?


Примерно год назад столичное правительство после бурного и запоминающегося обсуждения приняло программу "Электронная Москва" – большую, многообещающую и весьма дорогую, рассчитанную вплоть до 2007 года. Среди многочисленных задач, которые она должна решить, одна из важнейших заключается в установлении постоянного контакта между властью и обществом посредством интернет-технологий. О том, как идет решение этой задачи, 28 апреля поговорили на семинаре, проведенном в Юго-Восточном административном округе.

Место разговора не случайное. Для ЮВАО это далеко не первая встреча такого рода. 10 июля прошлого года руководство округа во главе с префектом Владимиром Зотовым уже сводило нос к носу непосредственных реализаторов "Электронной Москвы" из корпорации "КОМКОР" и чиновников из префектуры и управ районов ЮВАО, чтобы те познакомились и наладили контакты. Апрельская встреча стала подведением итогов прошлогоднего знакомства.

Итоги укладываются в классическую ленинскую формулировку "неравномерность развития". Есть управы – Владимир Зотов выделил среди них "Марьино", – где делом занимаются энтузиасты, и там прогресс очевиден. Но есть другие управы, где единожды выложенную на сайт информацию никто не собирается обновлять. И это при том, что ЮВАО по Москве – один из лидеров "интернет-соревнования" (в большинстве других округов сайты управ районов являются скорее исключением, нежели правилом).

Между тем управа и уж тем более префектура в 2004 году должны иметь и постоянно обновлять интернет-сайт, на котором жильцы района и округа могли бы найти любую интересующую их информацию, а также получить квалифицированный ответ на вопрос по работе органов власти. "Электронная Москва" уже снабдила властные структуры районов простыми и надежными средствами для выполнения этого условия: на сайте www.pmj.ru (название образовано от словосочетания "постоянное место жительства") любой район может разместить о себе и своей деятельности полную информацию. Большинство из них ограничилось провозглашением ФИО главы управы и телефонами его секретарей; в остальных позициях черными дырами зияют слова "нет данных".

После того как управа разместит о себе информацию в Сети, она должна постараться сделать так, чтобы москвичи вне зависимости от материального положения имели возможность получить к ней доступ. Средства для этого прописаны в программе: по всему городу должны быть организованы центры общественного доступа "Инфоград", которые могут быть размещены в библиотеках, почтовых отделениях и иных общедоступных учреждениях. Ключевая мысль авторов программы состояла в том, чтобы сделать их бесплатными для москвичей, а здесь зарыто немало собак.

У Интернета хозяина, как известно, нет, однако бесплатным он не является – ну разве что "халявным" на рабочем месте. Правда, в последнее время появляются островки бесплатного Интернета. К примеру, туристические фирмы делают доступ к своим порталам через dial-up (доступ в Интернет через домашнюю телефонную линию), но это не альтруизм, а обычный сыр в мышеловке (ведь конечная цель турагента – продать путевку). Так вот вопрос о том, как обеспечить бесплатность доступа к интернет-ресурсам для населения, пока ждет своего ответа.

ЮВАО имеет здесь некоторый опыт. На своем сайте www.uvao.ru округ предлагает бесплатно размещать информацию коммерческим фирмам, ведущим деятельность на территории округа. Это не только помогает населению лучше ориентироваться в том, что и как можно купить неподалеку от дома, но и мотивирует фирмы принимать участие в обеспечении социального доступа к Интернету. И в результате коммерческое интернет-кафе, где молодежь вечерами режется в Quake, выделяет для этого сотни часов машинного времени в месяц – и никто не в обиде.

Но количество позитивного опыта в этом деле префект Зотов оценил словом "крупицы", которые к тому же еще надо собрать. А энтузиастов, готовых тратить на это свое время, судя по всему, до обидного мало, в чем и заключается основная проблема в реализации "Электронной Москвы". Там, где можно делать что-то централизованно, дело идет – по собственным наблюдениям автора, система электронного документооборота в московской мэрии уже набрала полные обороты, несмотря на первоначальные проблемы с обучением секретарш. А вот там, где нужна инициатива на местах, жизнь благополучно замирает. Может быть, управские чиновники и проявили бы ее, но они точно не знают, как ее проявлять и зачем им это нужно. И в результате только 10% городских управ – эта цифра также озвучена на семинаре – имеют свое представительство в Сети (что уж тут говорить об остальном!).

Социальная карта москвича, единые информационно-расчетные центры – эти знакомые нам новшества последнего времени – всего лишь грани целостного процесса, который нормален для любого мегаполиса XXI века. Программа "Электронная Москва" предполагает еще массу нового и полезного – новые рабочие места в области высоких технологий, переход с распространенных сейчас модемов, висящих на домашних телефонных линиях, на новые, более быстрые методы доступа в Интернет и многое другое. Но программы предполагают, а чиновники располагают. По словам Владимира Зотова, "власть часто оказывается нелюбимой у населения именно из-за того, что она от него оторвана". Но не зря еще Салтыков-Щедрин от имени одного из своих персонажей писал в рекомендации чиновникам: "Ежели чувствуешь, что закон полагает тебе препятствие, то, сняв оный со стола, положи под себя. И тогда все сие, сделавшись невидимым, много тебя в действии облегчит". В полном соответствии с этим принципом Интернет, из которого время от времени тянет нелюбовью общества к власти, чиновнику проще сделать для себя невидимым, нежели пытаться объяснить через него свои действия. Можно радоваться, что не все чиновники следуют этому принципу, но поводов для огорчений все-таки пока побольше будет.


Источник: Вечерняя Москва
14 мая 2004

© Фонд "Новая экономика"