Последствия интернет-коммуникаций

ИКТ в обществе  | 24 февраля 2005

Многие лингвисты говорят, что из-за интернета люди теряют способность нормально общаться, поскольку язык засоряется вредными эмотиконами, акронимами и аббревиатурами.
То же самое говорит народный фольклор:

- Папа, а правда от интернета тупеют?
- Гы-гы, сынок, lol =).

Это доказывает, что выкладки ученых действительно имеют под собой основание. Однако есть и другая точка зрения. Язык не деградирует, а переходит на новый уровень по мере того, как человечество вступает в новую эру коммуникаций.

“Ресурсы для неформальных выражений в письменной речи значительно увеличились — такого в английском языке не было со времен Средневековья”, — говорит Дэвид Кристал (David Crystal), профессор лингвистики. Он провел исследование этой проблемы и представил свои выкладки на ежегодном собрании Американской академии содействия научному прогрессу. Точнее, как сообщает журнал Wired, выступление профессора было показано в записи с диска DVD, после того как сорвалась прямая видеосвязь с Великобританией.

Казалось бы, седовласый профессор должен критически относиться к таким новомодным штучкам, как интернет-пейджеры, смайлики и т.д. Но за толстыми линзами его очков явно светилось восхищение. Благодаря интернету гораздо большее количество людей начали писать, сказал он, и это очень хорошо.

Некоторые думают, что из-за интернет-коммуникаций литературный язык деградирует. “Гибельные пророчества появлялись каждый раз, когда новая технология изменяла язык, — говорит профессор. — Естественно, они были и после изобретения книгопечатания в 15-м веке”. Но лингвисты должны “ликовать”, наблюдая, как интернет дает людям возможность “креативным образом исследовать всю мощь письменной речи”.

На заседании Академии был организован специальный семинар, посвященный влиянию интернета на технику коммуникаций. Там были представлены результаты исследования коммуникаций с помощью интернет-пейджеров. Исследовательница Наоми Бэрон (Naomi Baron) из США записала и проанализировала 23 коммуникационных сессии между студентами колледжа: девять между мужчинами, девять между женщинами и пять между мужчинами и женщинами. В общей сложности анализу подверглись 2185 сообщений. Результаты исследования не вписываются в современные стереотипы. Оказалось, что студенты используют совсем немного эмотиконов, акронимов и аббревиатур, и письменная речь у них на очень высоком уровне. В целом же можно сделать вывод, что общение через интернет-пейджеры больше напоминает устную речь, чем письменную.

Средняя длина сообщения в IM-коммуникациях составляет: 5,4 слова, а 22% сообщений и вовсе состояли из одного-единственного слова. Всего 31 раз встречались аббревиатуры (16 раз это была "k" для “OK”), 90 раз — акронимы (76 из них — “lol”) и 49 раз — эмотиконы, преимущественно смайлики. Всего 171 слово было написано с ошибкой, причем зачастую эти ошибки исправлялись в последующих сообщениях. Сокращения использовались в 65,3% возможных случаев, причем мужчины их используют чаще, чем женщины. Кроме того, женские чат-сессии продолжаются значительно дольше, чем мужские. Среднее количество одновременных чат-сессий — три. Максимальное количество — 12. Исследователи подчеркивают, что вести только одну-единственную чат-сессию студенты считают “ненормальным”.

Среди школьников общение по IM выглядит совсем иначе — см. недавно опубликованный Microsoft “толковый словарь” для родителей по детским IM-коммуникациям.


Источник: Webplanet
24 февраля 2005

© Фонд "Новая экономика"