АЛЕКСЕЙ СУХАРЕВ: "НУЖНО, ЧТОБЫ ИНДУСЫ ГОТОВИЛИ У НАС IT-СПЕЦИАЛИСТОВ"

ИКТ отрасль  | 31 января 2005

Доктор физико-математических наук, профессор, президент компании "Аурига" Алексей СУХАРЕВ за рубежом известен больше, чем в России. Он создал первую российскую офшорную софтверную компа-нию. "Офшор" для программистов означает работу на зарубежного заказчика, а не размещение активов в зоне налоговых льгот. Тем не менее корреспондент "Профиля" Андрей Анненков беседовал с президен-том компании именно о льготах, которые государство по инициативе Мининформсвязи и исходя из недавне-го решения президента намерено дать российской IT-индустрии.
"Профиль": Когда вы пришли в этот бизнес?
Алексей Сухарев: 29 декабря 1990 года, когда бы-ла создана наша компания. Мы самая старая россий-ская компания, которая была создана для аутсорсинга. Как тогда говорили, для "зарубежного контрактного программирования".
"П.": В ту пору термин "аутсорсинг" был извес-тен?
А.С.: Нет. Я впервые услышал его лет на пять позже.
"П.": В то время индусы на этом месте уже стоя-ли?
А.С.: Стояли. Примерно там же, где сейчас нахо-димся мы. И по объемам, и по уровню развития. Раз-витие того, что сейчас называют аутсорсингом, нача-лось у них в первой половине 80-х. Мы сейчас отста-ем от них, по моим оценкам, лет на 12-13 и тогда от-ставали примерно на тот же срок. В Индии уже были компании, подобные нашей, примерно того же разме-ра, с теми же объемами, того же уровня зрелости.
"П.": В чем предпочитаете измерять размер аут-сорсинговой компании: в числе занятых или деньгах?
А.С.: В России в деньгах - ненадежно.
В числе работающих надежнее. У нас около 200 человек. ВШтатах около 20 человек, а остальные здесь, в двух московских и казанском офисах.
"П.": Можете оценить объем российского рынка аутсорсинга?
А.С.: Точные цифры не знает никто. До сих пор остались маленькие команды и индивидуальные про-граммисты, есть и довольно большие компании, кото-рые полностью в тени. Кто их посчитает, как? Не ду-маю, что больше 500 млн. в год.
"П.": Включая "серый" рынок?
А.С.: Да. Я был бы очень удивлен, если бы узнал, что весь наш рынок аутсорсинга превышает 600 млн.
"П.": Давайте поговорим о главном: о намерении государства стимулировать развитие IT-отрасли соз-данием особых экономических зон.
А.С.: На мировом рынке аутсорсинговые компа-нии оценивают по многим критериям, в том числе по уровню государственной поддержки IT-бизнеса. Эти оценки сильно влияют на нашу конкурентоспособ-ность, между прочим. Господдержка российских ком-паний всегда оценивалась низшим баллом. Классиче-ский пример: в октябре 2001-го глава Минэкономраз-вития Герман Греф заявляет о намерении создать для ITиндустрии экономические зоны с льготным налого-обложением и обещает к концу года соответствую-щий законопроект. Очевидно, тот, который теперь президент велел подготовить к марту нынешнего го-да. В мае 2002-го высокопоставленный чиновник того же МЭРТа Аркадий Дворкович говорит об "уменьше-нии количества налоговых льгот" и о том, что "вопрос о создании специальных зон для развития рынка оф-шорного программирования" только "может ставить-ся". И то с оговорками. Какая же это господдержка? Сейчас наконец дошло до дела. Принята концепция развития IT-рынка. Документ полезный, хотя рас-плывчатый, не все мне в нем понятно, но это хотя бы шаг в правильном направлении. У меня впервые поя-вилась возможность сказать добрые слова по адресу моего государства - в декабре на пресс-клубе, когда туда пришел замминистра Мининформсвязи Мило-ванцев. Теперь после совещания, которое Путин про-вел в Новосибирске, что-то вроде начинается. Но что именно - непонятно. Технопарки, безусловно, полез-ная вещь, но давайте посмотрим на индийский обра-зец. Технопарки в Индии возникли в 1990-м. Теперь их 15. Все крупные индийские предприятия представ-лены хотя бы в одном технопарке, а чаще в несколь-ких или всех. По сути, все индийские IT-компании либо в технопарках, либо стали экспортно-ориентированными предприятиями, и все они поль-зуются налоговыми и таможенными льготами, потря-сающей инфраструктурой. Получить статус экспорт-но-ориентированной для компании очень просто. Аб-солютно прозрачная процедура. Заходите на сайт, заполняете несколько форм - да, они сложные, дня три надо потратить на их подготовку - и в большинст-ве случаев через 15 дней получаете разрешение. И можно работать.
"П.": То есть индийское государство просто меньше вмешивается в IT-бизнес?
А.С.: Нет, оно активно ему помогает. У нас же раньше в индустрии было модное мнение: не нужна нам помощь государства, пусть оно только не вмеши-вается в развитие рынка. Теперь, слава Богу, стали понимать, что это не так. Экспорт-импорт возьмите. Мы иной раз получаем технику, которой в мире 1-2 экземпляра. Ее ввозить по правилам - это смерть. IBM однажды послала нам сервер, который месяца два простоял на таможне и был отправлен назад. Это кошмар. И сейчас у меня подозрение, что таможенные процедуры будут упрощены только в технопарках. А ведь это нужно всей индустрии. Льготы по единому социальному налогу - тоже очень важно. В Америке он 7,6%, у нас вы знаете сколько (28%. - "Профиль"). И ведь снижен он будет опять-таки только в особых экономических зонах! Затем, создавать технопарки станут только с будущего года. Поезд к тому времени знаете куда уйдет?.. На что мне эта Дубна? Может, она и будет мне интересна, но не сейчас. Мы только в декабре это здание построили, мне сейчас и здесь ра-ботать надо. Индийцы 5 июня 1990-го приняли закон и в том же году создали три технопарка, в следующем году еще четыре. Все началось сразу. Никаких особых вложений не было, создали там, где можно было ра-ботать. Почему не создать наш технопарк здесь, во НИЦЭВТ? Инфраструктура есть, вот она, здание - самое длинное в Европе. Опять у нас может полу-читься по Черномырдину - "как всегда".
"П.": Выходит, индусы реализовали с помощью технопарков возможность создания индустрии, а нам-то надо ее не создавать, а развивать. Так?
А.С.: Не совсем. Индустрия у индусов создава-лась начиная с 1984 года как минимум. Раджив Ганди сам хорошо разбирался в IT. Важнейшую роль сыграл его приближенный, д-р Сешагири, он понимал инду-стрию едва ли не лучше всех в стране и был при этом высокопоставленным чиновником. Единомышленни-ком Ганди и Сешагири был министр финансов Индии. Эти трое - премьер, эксперт и министр - и обеспечили стране нынешнее развитие. Технопарки возникли, я уже сказал, в 90-м, а до этого шел упорный поиск пу-тей достижения целей. Не обязательно, чтобы Путин понимал IT-индустрию, но руководство министерств должно знать ее досконально.
"П.": Может, оно должно прийти в правительство из индустрии?
А.С.: Да, иначе так и будем путаться в концепци-ях. Государство уже сказало А, теперь надо работать, принимать правильные решения. Боюсь, Б тоже уже сказано...
"П.": Пессимистическая картина складывается...
А.С.: Я так не думаю. Шаг все равно правильный. Не надо только поддержку индустрии сводить к тех-нопаркам. Цифры роста в 2004 году вдохновляют, и признаки зрелости отрасли налицо. Серьезные запад-ные эксперты Россию на рынке аутсорсинга по при-влекательности для заказчиков уже или на второе ме-сто ставят, за Индией. Или на третье, за Индией и Фи-липпинами, впереди Китая. Раньше такого не было.
"П.": Наше IT-образование справится с ростом рынка?
А.С.: 226 тыс. IT-специалистов подготовлено в 2004 году. Это те, кто в принципе может работать в IT. В Индии - 165 тыс. Но по индийской статистике учитываются не только IT-выпускники, но еще и те, кто реально пришел работать в индустрию, обладая подходящим образованием. Однако реально у нас брать на работу некого, в Москве и Питере заведомо. Кадровый кризис налицо.
"П.": Проблема в том, что люди подготовлены ба-зово, но технологий не знают?
А.С.: Именно. Когда ты изучил матанализ, С+++ выучишь. За счет чего и держимся. Но нужны люди с базовым IT-образованием. В Индии вузы - высшего класса заведения, у нас таких просто нет. Они дают именно IT-образование, которое одной математиче-ской подготовкой не заменишь. Кроме того, нам нуж-на государственная программа изучения английского языка, о чем в концепции развития рынка нет ни сло-ва. В Китае, кстати, она есть. Я вам больше скажу - некоторые индийские компании занимаются не толь-ко IT-аутсорсингом, но и экспортом услуг IT-образования. Только одна из них в Китае 25 тыс. че-ловек готовит, программистов и IT-менеджеров. Нужно, чтобы они и у нас специалистов готовили.
"П.": Чтобы индусы готовили у нас ITспециали-стов?
А.С.: Да. У нас это делать некому - преподавате-лей нет.
"П.": Не означает ли это отставания навсегда?
А.С.: Нет. Речь же идет о технологиях.
Например, .NET. А не о теории пластичности, ко-торую нужно знать, чтобы получить заказ от Boeing или Airbus.
"П.": Вы не боитесь нашего государства? Вдруг оно имеет настоящей целью коллективизацию IT-промышленности, установление контроля над ней?
А.С.: Пока не очень. Бюрократия и с ЮКОСом-то разобралась коряво, а чтобы разобраться с IT-отраслью, компетенции просто не хватит. Наоборот, на государство я возлагаю надежды - на то, например, что оно не пустит в технопарки тех, кого не надо.
"П.": Что делает на вашем столе бронзовый Ши-ва?
А.С.: Я поклонник Индии. Все мои главные кли-енты - индийцы, хотя и из американских компаний. Менталитет у них схож с нашим. Они нас понимают, в отличие от американцев. У них тоже была тяжелая жизнь, и у них тоже очень много умных людей. И не надо культивировать миф о тупых индийских коди-ровщиках.


Автор: Андрей Анненков
Источник: Профиль
31 января 2005

© Фонд "Новая экономика"