Органы госвласти: тернистый путь чиновников к ИТ

ИКТ в госсекторе  | 20 декабря 2004

На заседании правительства РФ 16 декабря, Мининформсвязи представило отчет об использовании ИТ в федеральных органах госвласти. В министерстве признают, что сегодня существует ряд проблем даже на простейшем ИТ-уровне, например, чиновникам не хватает ПК, практически не используются возможности электронного документооборота. Тем не менее, как следует из доклада Леонида Реймана, в текущем году в сфере оснащения властных структур высокими технологиями были достигнуты и несомненные успехи.
Так, в качестве одного из достижений информатизации в докладе Леонида Реймана назван проект в Министерстве здравоохранения и социального развития, где в 2004 г. был создан единый федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. В налоговых органах в этом году была реализована возможность удаленного доступа налоговых инспекторов к единому государственному реестру налогоплательщиков (ЕГРН). Кроме того, в Москве открылся первый в России центр государственной регистрации юридических лиц по принципу «одного окна». Последний предполагает регистрацию, постановку на учет в налоговые органы и во внебюджетные фонды, а также присвоение кода Росстата после однократного предоставления необходимых документов в налоговые органы.

Началась также реализация проектов по созданию единого банка информации об авиапассажирах и проданных им билетах. Федеральная миграционная служба в 2004 г. создала базовую инфраструктуру федерального уровня ведомственного сегмента центрального банка данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, временно или постоянно пребывающих или проживающих на территории России.

В рамках программы «Электронной России» в текущем году осуществляется подключение территориальных органов Роснедвижимости к телекоммуникационным сетям общего назначения, ведется создание единой среды электронного обмена. По линии ФЦП «Электронная Россия» также запущена реализация проекта создания единого электронного архива президента РФ. В настоящее время Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости осуществляет работы по созданию и координации автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов градостроительной деятельности в рамках двух федеральных целевых программ. Как сообщается в докладе главы Мининформсвязи, во всех органах государственного кадастрового учета уже развернуты программно-технические комплексы.

Один из первых проектов создания единой государственной системы контроля за вывозом товаров с таможенной территории РФ предусматривает разработку системы, обеспечивающей в том числе межведомственное взаимодействие. Такая система уже создается.

В то же время, общие показатели, характеризующие использование ИТ в деятельности федеральных органов власти, в 2004 г., по данным Мининформсвязи, заметно ухудшились по сравнению с 2003 г. Отмечается, что темпы информатизации замедлились. Как заявляют в министерстве, сложившаяся ситуация во многом обусловлена структурной перестройкой всей системы федеральных органов исполнительной власти из-за административной реформы, которая привела к приостановке ряда ИТ-проектов в органах госвласти. Как сообщает РБК, на заседании правительства Леонид Рейман заявил, что практически во всех ведомствах уровень информационной безопасности остается достаточно низким. На федеральном уровне не созданы единые стандарты и требования к информационной безопасности органов госвласти, нет единой системы контроля и протоколирования использования государственных информационных ресурсов, 30% компьютеров, используемых в ведомствах и министерствах, устарели. Кроме того, по словам министра, в России только 40% ведомств имеют свои интернет-сайты. Из этих сайтов 85% не содержат полного спектра необходимой информации, а обновление сайтов происходит нерегулярно и не систематически. Это свидетельствует о том, что вопрос информационной открытости органов госвласти не решен.

Леонид Рейман также отметил, что в России не более 15% ведомств имеют возможность взаимодействовать, используя электронный документооборот. При этом он сообщил, что и указанные 15% госорганов не в полной мере используют эту возможность. По словам министра, электронный документооборот используют только 10% сотрудников министерств и ведомств. Кроме того, как отметил Леонид Рейман, в органах госвласти практически не используются комплексные информационно-аналитические системы принятия решений, прогнозирования и моделирования ситуаций. Подобные системы сейчас создаются в МЭРТ РФ, но «это исключение из правил». Министр также указал на отсутствие единых информационных баз данных на межведомственном уровне. По словам г-на Реймана, это ведет к тому, что ведомства дублируют базы данных, вследствие чего неэффективно используются государственные средства. Ключевой проблемой остается также взаимодействие территориальных подразделений с центральным аппаратом и создание инфраструктуры обеспечения их электронного обмена документами. Кроме того, в России отсутствует политика приобретения органами государственной власти лицензионных программ для своей работы. Это, считает г-н Рейман, это тормозит работу министерств и ведомств. В то же время, отметил он, большая часть нелицензионного программного обеспечения досталась органам государственной власти «с прежних времен». Сейчас, по словам министра, ведется работа по использованию открытых программ министерствами и ведомствами, в частности, Linux и Unix.


Источник: CNews
20 декабря 2004

© Фонд "Новая экономика"