ТАМОЖНЮ СВЯЖУТ С НАЛОГОВИКАМИ ЭЛЕКТРОННОЙ СЕТЬЮ


Как стало известно Ъ, в середине декабря старту-ет пилотный проект "Единой государственной авто-матизированной системы контроля за вывозом това-ров с таможенной территории РФ". Основная цель - пресечь лжеэкспорт и сократить сроки возмещения экспортного НДС. Если эксперимент удастся, к 2007 году систему распространят на всю Россию.

Бизнес-круги автоматизированную систему, в отличие от предыдущих правительственных проектов контроля за НДС, приветствуют.
НДС дает практически половину налоговых дохо-дов бюджета. Соответственно, и мошенничества с этим налогом предостаточно. Самый распространен-ный его вид - лжеэкспорт: компания оформляет на свою продукцию фиктивные экспортные документы, а затем получает у государства возмещение НДС. По словам бывшего главы Министерства по налогам и сборам Геннадия Букаева, бюджет в среднем ежегод-но недополучает порядка 200 млрд руб., в основном за счет лжеэкспорта. Сумма значительная, если учесть, что в бюджете на 2004 год предусмотрено возмещение НДС на сумму 258 млрд руб. (чуть меньше трети от запланированного поступления на-лога). В налоговых органах и экономических мини-стерствах постоянно появляются идеи искоренения лжеэкспорта. Получивший наибольшую огласку проект - введение НДС-счетов - так и не был принят пра-вительством из-за сопротивления со стороны бизнеса. Но проблема осталась, она касается не только фискальных интересов государства, но и самих экспорте-ров, которым приходится нести существенные из-держки в связи с затяжной процедурой возмещения НДС. Ведь по закону для возврата НДС требуется 90 дней на сбор документов и еще 90 дней на проверку экспортных поставок налоговиками - итого полгода. В результате значительные оборотные средства компа-ний-экспортеров оказываются надолго "арестованными".

Как рассказал Ъ глава департамента новой экономики МЭРТа Церен Церенов, еще в 2002 году ряд крупных экспортеров, в основном нефтяники, обрати-лись к премьеру Михаилу Касьянову с предложением создать единую электронную базу данных для тамо-женников и налоговиков о фактическом вывозе това-ров, что помогло бы сократить время на проверку экспортных контрактов и сроки возврата НДС и от-сечь лжеэкспортеров. Предложение оформилось в "Единую государственную автоматизированную сис-тему контроля за вывозом товаров с таможенной тер-ритории РФ", которая отдельным пунктом вошла в федеральную программу "Электронная Россия".

Чем отличается электронный принцип учета экс-порта товаров от нынешнего, "бумажного", Ъ пояснил замглавы Главного управления информационных тех-нологий Федеральной таможенной службы (ФТС) Василий Слобожанов. По его словам, сейчас опера-тивного контроля за поставкой товара на экспорт нет - "есть с большим опозданием информация о фактиче-ском вывозе в бумажных документах". Введение но-вой системы позволит точно знать, в каком объеме и на каком пропускном пункте груз пересек границу.

Если весь объем груза (в рамках одной таможен-ной декларации) прошел даже через разные пропуск-ные пункты, "декларация будет автоматически закры-ваться". Данные из таможенной декларации будут вводиться в единую информационную систему на пропускном пункте и автоматически попадать в ре-гиональное отделение ФТС, а из него, опять же авто-матически, в региональное отделение Федеральной налоговой службы (ФНС). Таким образом, как счита-ет Церен Церенов, существенно сужаются лазейки для лжеэкспортеров, а честным экспортерам "не по-требуется собирать справки, подтверждающие совер-шение экспортных операций". По расчетам МЭРТа, введение такой системы позволит ежегодно эконо-мить 39 млрд руб. бюджету и 25 млрд руб. экспорте-рам за счет снижения "трансакционных издержек" и сокращения срока возврата НДС. Но точно сказать, каким станет срок возврата экспортного НДС, ни в МЭРТе, ни в ФТС не могут, кивая на ФНС. По словам господина Слобожанова, "ФТС будет предоставлять информацию ФНС ежесуточно".
Программное обеспечение для объединения ин-формационных систем ФТС и ФНС уже создано, его разработкой по заказу МЭРТа занималась компания IBS. Более того, как рассказали Ъ представители МЭРТа и ФТС, в середине декабря 2004 года стартует пилотный проект "Единой государственной автомати-зированной системы..." на базе Магнитогорской и Ростовской таможен, Магнитогорской налоговой ин-спекции и Азовского морского порта. Со стороны экспортеров в проекте будет участвовать Магнито-горский металлургический комбинат (ММК) "в части доставки его продукции железнодорожным транспор-том из региона таможенного оформления до Азовско-го морского порта, включая процедуры, связанные с погрузкой экспортируемых товаров с железнодорож-ного на морской транспорт". Почему выбран именно ММК? По словам Церена Церенова, комбинат был одним из самых активных лоббистов внедрения такой системы, а как пояснил Ъ Василий Слобожанов, ММК - "удобный и подготовленный партнер, использую-щий разные виды транспорта" для своего экспорта. Более того, как отметил господин Слобожанов, мест-ные налоговые и таможенные службы наиболее про-двинуты в плане электронных технологий. Если экс-перимент удастся, к 2007 году (конечный срок дейст-вия федеральной программы) система должна охва-тить все 400 пропускных таможенных пунктов. Ос-новная проблема, по его словам, в средствах. По рас-четам ФТС, на создание соответствующей телеком-муникационной инфраструктуры необходимо 2,1 млрд руб., и эти деньги "пока не в полном объеме за-ложены в программу".

Представители бизнеса, опрошенные Ъ, в один голос заявили, что заинтересованы в такой системе. Так, по словам зампреда налогового комитета РСПП Сергея Белякова, "чем больше электроники, тем луч-ше". Руководитель комитета по таможенной деятель-ности организации малого и среднего бизнеса "Опора России" и президент компании РАТЭК Александр Пляцевой также считает, что "самое приемлемое ре-шение - электронный документооборот, все остальное - полумеры". С ними согласен и президент Союза экспортеров металлопродукции Серафим Афонин. Единственный риск, отмеченный представителями бизнеса - "человеческий фактор". По словам господи-на Белякова, таможеннику на пропускном пункте ни-чего не стоит за соответствующее вознаграждение изменить данные о вывозе товара.


Автор: Алексей Шаповалов
Источник: Коммерсант
6 декабря 2004

© Фонд "Новая экономика"