ЭЛЕКТРОННАЯ РОССИЯ АМЕРИКАНСКОЙ СБОРКИ. Правительство одобрило информатизацию школ и ПТУ на деньги Всемирного банка


Правительство Российской Федерации одобрило предложение Министерства образования и науки РФ о займе у Международного банка реконструкции и развития (МБРР, подразделение Всемирного банка) 300 млн. долл. на реализацию программы по информатизации российских школ и профтехучилищ. По словам главы министерства Андрея Фурсенко, средства предполагается направить на закупку компьютеров, на создание электронных библиотек, межшкольных методических центров и повышение квалификации учителей. «Компьютеры в школах есть, а наполнение компьютеров желает оставлять лучшего. Поэтому мы обратились к МБРР, который не только даст кредит, но и предоставит экспертов и программу сопровождения», – цитирует агентство РИА «Новости» слова Фурсенко.

Ну что ж, ради благого дела компьютеризации многострадальных российских школ не грех залезть в долги к Всемирному банку. Ведь даже в Москве, несомненно, самом продвинутом в использовании информационных технологий российском городе, индекс информационной грамотности молодежи до 25 лет более чем в два раза ниже, чем у их американских сверстников, и в 1,5 раза ниже, чем у молодежи стран ЕС. Тем более не может не радовать, что программа информатизации российских школ начнется с создания около 200 компьютерных центров в семи пилотных городах и регионах страны – Калуге, Карелии, Красноярске, Перми, Ставрополе, Хабаровске и Челябинске.

Такая трогательная забота нашего родного правительства о подрастающем поколении кулибиных и ломоносовых запросто может выдавить скупую мужскую слезу. Не говоря уже о доверчивых женских сердцах. Но вопросы в связи с этим проектом все-таки возникают.

Итак, наш долг Всемирному банку увеличился на 300 млн. долл. И правительство пошло на этот шаг, судя по всему, за неимением других свободных средств на компьютеризацию школ и ПТУ. Такое бывает: денег нет, а дело делать нужно.

Однако тут же вспоминается, по крайней мере мне – не знаю, как правительству, – что автономная некоммерческая организация Федерация интернет-образования (ФИО), генеральным спонсором которой является НК ЮКОС, ежегодно выделяет на ее деятельность по 10 млн. долл. Точнее, выделяла: если с 2000 по 2003 год ФИО открыла по России 41 учебный центр, то в 2004 году средства были выделены всего на один центр и три образовательных фестиваля.

Как бы там ни было, обучение в созданных ФИО центрах прошли более 100 тыс. работников общего образования. Договор о создании 43-го центра в Кемеровской области подписан с губернатором области Аманом Тулеевым 9 июня 2004 г. Уже в текущем году ФИО обязуется поставить в Кемеровский государственный университет аппаратурный комплекс, состоящий из 40 компьютерных системных блоков последнего поколения, дополнительных серверов, аудио- и видеооборудования, программного обеспечения. Всего на эти цели, а также на обеспечение работы центра (зарплата, материалы), руководство ФИО выделило около 200 тыс. долларов.

Справка: ФИО ставит своей целью формирование в России государственно-общественной системы массового бесплатного обучения работников общего образования интернет-технологиям, которые они смогут применять в своей повседневной педагогической деятельности. К 2005 году планировалось открыть в общей сложности 50 региональных центров, в которых ежегодно могли бы повышать квалификацию более 50 тыс. российских педагогов. (Наверное, именно поэтому минувшим летом Управление по борьбе с экономическими преступлениями начало капитальную проверку Федерации интернет-образования.)

А ведь всего-то год назад, в 2003 г., авторский коллектив Федерации интернет-образования под руководством ответственного секретаря ФИО Сергея Монахова был удостоен премии президента Российской Федерации в области образования – за научно-практическую работу «Общественно-государственная система формирования информационной среды общеобразовательного учреждения».

Но зачем нашему правительству вся эта морока с какими-то автономными некоммерческими организациями, если у него всегда имеется в заначке непобиваемый козырь – Всемирный банк? Вопрос, конечно, риторический, так как оно завсегда приятнее иметь дело с просвещенным Западом…

Но в связи с этим есть еще один вопрос – вполне конкретный, а не риторический – к людям, принявшим решение о заеме у Всемирного банка. (Как передает РИА «Новости», об этом решении сообщил вице-премьер правительства РФ Александр Жуков.) Речь идет о том, во что может превратиться в итоге подобных заимствований отечественная система среднего образования.

В принципе это в общих чертах известно. Сошлюсь на авторитетное экспертное мнение. «Учащиеся не приобретают глубоких и систематизированных знаний, зато в полной мере развивают навыки самостоятельной исследовательской деятельности, навыки критического мышления, они умеют общаться и работать совместно с другими. Именно в случае использования «американской» образовательной модели средства ИКТ (информационно-коммуникационных технологий. – А.В.) используются и в школах, и в вузах в максимальной степени». Это – цитата из аналитического доклада «Готовность России к информационному обществу» (ИРИО, М.: 2004).

Я не хочу ничего плохого сказать про «американскую» модель. Мне просто хочется знать: что, у нас в России принята к исполнению именно она? За американцев я не волнуюсь – ну не будет в России людей с «глубокими систематизированными знаниями», так еще Китай и Индия останутся, хватит надолго. Но после таких экспертных оценок как-то по-другому воспринимаются несомненно патриотичные заявления правительства, что в рамках программы по информатизации предусмотрено оснащение компьютерами и интернетом не только школ и ПТУ, но и специализированных учебных заведений, включая суворовские и нахимовские военные училища.


Автор: Андрей Ваганов
Источник: Независимая газета
10 ноября 2004

© Фонд "Новая экономика"