Рунет набрал скорость. Интернет-бизнес

ИКТ в обществе  | 20 октября 2004

Российский рынок Интернет-услуг быстро растет. Ежегодно количество подключенных к сети домохозяйств увеличивается на треть, а доходы провайдеров - на 25%. Росту аудитории Интернета способствует падение цен на услуги провайдеров, доступность новых технологий передачи данных, а также то, что сам рунет постепенно становится больше и интереснее. Все это стимулирует развитие сопутствующих бизнесов. Так, согласно недавним исследованиям, рынок Интернет-рекламы является сегодня одним из самых динамичных сегментов рекламного рынка.

Большие гонки

По данным Мининформсвязи РФ, к концу этого года Интернетом будет пользоваться до 9, 4-11, 8% населения России - более 8 млн. человек. А к 2006 году доступ в Интернет получат уже 11, 1-13, 9% россиян. Для сравнения, еще в 2000 году сетевыми услугами пользовались всего 2% жителей России. При этом, по общему мнению аналитиков и участников рынка, "цифровой разрыв" между Москвой и регионами постепенно затягивается. Это касается всех новых телекоммуникационных услуг, в том числе и Интернета. В 2000 году Интернетом пользовались только 1, 4% жителей регионов. В прошлом году Интернетом пользовались уже 6, 8% россиян, живущих в регионах.

Впрочем, Москва и Санкт-Петербург по-прежнему остаются локомотивами российского Интернета. По прогнозам Мининформсвязи, к концу этого года услугами провайдеров будут пользоваться почти 40% их жителей. При этом в Москве в нынешнем году ясно обозначилась новая тенденция - растет не только аудитория домашнего Интернета, но и его средняя скорость. Из 1 млн. "квартирных" пользователей выделенными каналами с пропускной способностью свыше 64 Кбит/с пользуются уже 200 тыс. человек, или 20%. По этому показателю Москва обошла уже многие страны Западной Европы - в Дании, например, широкополосный доступ имеют только 6% пользователей.

Участники рынка традиционно связывают рост объемов широкополосного доступа в Москве с ростом благосостояния населения и увеличением парка компьютеров, которое идет гораздо интенсивнее, чем в регионах. Кроме того, стоимость выделенного Интернета в этом году в Москве резко снизилась. После запуска проекта СТРИМ (услуги АDSL-доступа предоставляют компании "МТУ-Интел" и МГТС) тарифы для конечных пользователей упали в полтора-два раза. Цены снизили как провайдеры dial-up, так и домовые сети - мелкие Интернет-компании, каждая из которых обслуживает от нескольких сотен до нескольких тысяч абонентов. Если в прошлом году средний счет абонента такой сети был чуть больше $50, то в этом он составляет примерно $30.

Провайдерам dial-up сложнее. "Сейчас их цены близки к уровню рентабельности, - говорит руководитель службы по связям с общественностью „МТУ-Интел" Артур Алекперов.- Постоянный доступ в Интернет уже стоит чуть более $20, при том что услуга на порядок совершеннее. Сегодня провайдерам dial-up приходится вносить коррективы в развитие своего бизнеса - делать очень радикальные маркетинговые ходы и пересматривать ассортимент услуг".

Впрочем, и абоненты, и участники рынка говорят, что на dial-up в Москве и тем более в России рано ставить крест. До сих пор dial-up привлекает многих абонентов. "В моем районе три домашних сети, - рассказывает топ-менеджер одной из крупных московских фирм, торгующих стройматериалами, - но подключаться к ним нет никакого желания. Я проверяю почту и сижу в Интернете по несколько минут в месяц и трачу на это около $3. Выделенный доступ мне не нужен в принципе".

"Даже при развитии выделенного Интернета, - считает Артур Алекперов из „МТУ-Интел", - dial-up никуда не исчезнет. Очень велика группа пользователей, которые выходят в сеть от случая к случаю, они не заинтересованы ни в больших скоростях, ни в больших объемах передачи данных. Их средний счет около $5. Выделенный Интернет и dial-up еще долго будут сосуществовать".

Беспроводное настоящее

Если в этом году в Москве за дешевыми "выделенками" начали выстраиваться очереди, то жителям регионов изобилие выбора широкополосного доступа пока не грозит. Соотношение доходов населения и стоимости услуг провайдеров пока что складывается не в пользу последнего. Конкурируя друг с другом и со СТРИМом, большинство московских домашних сетей уже снизили стоимость подключения примерно до 1000 руб. В регионах же средняя стоимость подключения широкополосного канала составляет более $100, а в некоторых городах, например в Волгограде и Красноярске, стоимость этой услуги превышает $300. При этом гигабайт трафика стоит в среднем $50-100 (в Москве - не больше $30). И это при том, что уровень доходов населения в регионах ниже, чем в Москве.

Говоря о своих тарифах, участники регионального рынка подчеркивают: инфраструктура фиксированной связи в их регионах развита гораздо хуже, чем в Москве. Организовать канал доступа можно, как правило, только через сеть местного предприятия электросвязи, которое в снижении тарифов для других операторов заинтересовано не сильно. Порой это приводит к открытым конфликтам. Так, летом этого года управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области возбудило дело против ОАО "Волгателеком". Оператора обвинили в нарушении антимонопольного законодательства - его саратовский филиал, по мнению провайдера, обратившегося с жалобой, неоправданно завысил цены на подключение его клиентов к своим линиям.

Одно из самых логичных решений проблемы доступа для абонентов - беспроводной доступ. Операторы сотовой связи постепенно выходят на рынок Интернет-доступа. В этом году на массовом рынке громко заявил о себе скоростной мобильный доступ в Интернет - в России одна за одной начали открываться сотовые сети третьего поколения. Сегодня они уже работают в Москве, Санкт-Петербурге, Кемерове, Уфе, Самаре. Уже в этом году сети 3G стандарта IMT-MC-450 (позволяет передавать и принимать данные на скорости до 153, 6 Кбит/с), скорее всего, будут открыты компанией "Скайлинк" в Нижнем Новгороде, Ижевске и ряде других городов. По данным компании АСМ-Соnsulting, сотовой связью третьего поколения в России пользуются около 150 тыс. человек (из них 100 тыс.- абоненты "Скайлинк" в Москве и Петербурге).

Впрочем, о влиянии таких проектов на рынок Интернет-доступа говорить пока очень сложно. Услуги ЗС-операторов сегодня адресованы нишевой аудитории высокодоходных абонентов, средний счет которых превышает $60 в месяц. "Пока они занимают очень небольшую долю рынка, - говорит Антон Погребинский из ACM-Consulting.- Этот сервис еще не очень популярен за счет того, что стандарт IMT-MC-450 является новым для России и общее число его пользователей невелико. При этом многие люди вообще с трудом представляют себе, что такое Интернет и какие преимущества он несет. Как следствие, интерес к мобильному Интернету будет расти вместе с аудиторией сети - спрос на 3G будет расти вместе со спросом на вэб-сервисы. Похожая ситуация была несколько лет назад с обычной мобильной связью - многие люди просто не понимали, в чем прелесть обладания трубкой".

Опережающий рост

По мнению аналитиков, расширение возможностей доступа в Интернет, конвергенция Интернета и сотовой связи приведут к росту объемов электронной коммерции. "Потребитель хочет иметь доступ „здесь и сейчас", - говорит директор по развитию компании „Коминфо консалтинг" Евгений Соломатин. - Например, узнать информацию, заказать товар и т. д. Если для этого надо ехать за 20 км и искать место доступа в Интернет, то услуга клиенту не нужна. Мобильная связь не имеет ограничений по месту". По мнению господина Соломатина, в перспективе можно ожидать нового витка конкуренции в сфере электронной коммерции между технологиями мобильного доступа через сети сотовых операторов и через сети провайдеров технологии Wi-Fi, которые также обеспечивают мобильность пользователя.

Пока 3G-сервисы и Wi-Fi в России только начали выходить на массовый рынок. Однако электронная коммерция быстро развивается и на базе стационарных средств связи. Рост числа пользователей Интернета приводит к увеличению активности в отраслях, смежных с Интернет-провайдингом. В России быстрыми темпами растет электронная коммерция. В 1999 году российские компании на операциях в Интернете заработали всего $33 млн. Уже в 2000 году эта сумма увеличилась до $185 млн. А в первом квартале 2004 года, по данным Национальной ассоциации электронной торговли (НАУЭТ), товаров и услуг в сети было продано на $1, 1 млрд. При этом, как отмечают эксперты, многие отрасли в виртуальном мире развиваются гораздо активнее, чем на реальном рынке.

Это касается, в первую очередь, рекламы. Ее объемы в российском Интернете сегодня растут опережающими темпами по отношению к рынку рекламы в целом. По данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), в то время как в прошлом году рекламная индустрия выросла на 31 %, расходы на рекламу в интернете увеличились на 64% - с $ 11 до $18 млн. Правда, по предварительным оценкам АКАР, в этом году рост замедлится примерно до 38%: рынок Интернет-рекламы в 2004 году вырастет до $25 млн. Ожидается, что в 2005 году на рекламу в сети будет потрачено еще на $8 млн. больше - $33 млн. в год.

Интересно, что многие считают оценки АКАР слишком консервативными. Ассоциация в своих оценках объемов рекламы в российском Интернете опирается на данные экспертного опроса. Между тем анализ реальных доходов 80 крупнейших Интернет-порталов, проведенный недавно маркетинговым агентством АМК Interactive, дал существенно большие цифры. В АМК Interactive посчитали, что только за девять месяцев текущего года на рекламу в российском Интернете было потрачено $35 млн. В агентстве считают, что в 2005 году эта цифра достигнет $50 млн., а в следующем году рынок Интернет-рекламы вырастет еще на 40%, достигнув $70 млн.

Эксперты сходятся на том, что рынок рекламы растет именно в силу повышения активности аудитории Рунета. На перспективный рынок сейчас рвутся множество компаний, стремящихся расширить виртуальные рекламные площади. Поэтому, несмотря на общий рост объема продаж рекламы, расценки на ее размещение пока заметно не увеличиваются. "Цена тысячи показов контекстного баннера на наиболее посещаемых сайтах типа „Яндекса" или „Рамблера" не меняется уже несколько лет, - отмечает гендиректор интернет-рекламного агентства Index-20 Дмитрий Можаев.- Сегодня это все те же $100, что и три года назад. Стабилизация цен на интернет-рекламу пока обусловлена структурой рынка. Число интернет-ресурсов постоянно увеличивается, однако лишь незначительная их часть представляет интерес для рекламодателя".


Источник: Коммерсант
20 октября 2004

© Фонд "Новая экономика"