ЭЛЕКТРОННАЯ ВЛАСТЬ


Как ни модернизируй паровоз, но если не сменить двигатель, он все равно останется паровозом. То же самое с бюрократическим аппаратом: совершенствуй не совершенствуй, но если внутри нового каркаса со-хранится анахроничный механизм делопроизводства, в светлое будущее на такой государственной машине не уедешь. Логика развития технической мысли, с одной стороны, и административных отношений - с другой, наводит на мысль о неизбежной замене широ-ких масс чиновничества компьютерными аналогами. По сути это идеальные госслужащие: зарплаты не требуют, взяток не берут и, главное, скрупулезно сле-дуют должностной инструкции. "Да, на определенных этапах административного процесса вполне можно будет обойтись без участия человека, - соглашается в интервью "Итогам" руководитель департамента кор-поративного управления и новой экономики Минэко-номразвития России Церен Церенов. - Следует только настроить соответствующие электронные регламенты, и машина сама будет понимать: при таком-то вариан-те следует отп равлять такой-то документ, при таком-то - другой..."
Задачу автоматизации госуправления призвана решить принятая два года назад Федеральная целевая программа "Электронная Россия", рассчитанная на восемь лет - с 2002 по 2010 год. Правда, до сих пор она явно не относилась к числу приоритетов власти (финансирование ее составляет примерно 20 процен-тов от заложенных параметров), но, как надеются в МЭРТ, административная реформа должна подстег-нуть процесс электронизации государства. В конце апреля состоится подведение итогов конкурса "Луч-ший регион в сфере информационно-коммуникационных технологий-2003", проводимого в рамках "Электронной России". Пожалуй, самая любо-пытная из номинаций - "электронное правительство". Впрочем, точнее будет сказать - "электронное госу-дарство": речь идет о тотальном переходе на новей-шие информационные технологии всех ветвей и уровней власти.
С какой целью? В первую очередь для того, чтобы эффективнее предоставлять услуги гражданам и биз-несу, сократить их нервные и финансовые (в виде взя-ток) издержки на общение с властью. Благо есть с кого брать пример: в развитых странах большая часть отношений между населением и органами власти уже переведена в электронную форму. Для того чтобы получить справку, достаточно зайти на сайт соответ-ствующей организации и сделать запрос. Кое-где да-же лицензии оформляются через Интернет.
Планы "электронщиков" смахивают порой на на-учную фантастику. "К 2010 году способов взаимодей-ствия государства и граждан должно быть не менее десятка. Это будет и предоставление различного рода разрешений и справок, и оплата жилищно-коммунальных услуг, а может быть, даже голосова-ние, - говорит Церенов. - Должно прийти новое пони-мание информатизации. Что гражданам от того, что у каждого чиновника есть компьютер? Информатизи-ровать нужно государственные функции, предостав-ление услуг населению, а не кабинеты".
На смену бумажке с подписью и печатью должен прийти электронный документ. Одновременно начи-нается проработка вопросов сетевого взаимодействия между органами власти. Но единые стандарты обмена информацией еще только предстоит создать: пока даже имеющиеся ведомственные программно-аппаратные комплексы и базы данных по большей части не стыкуются друг с другом. Более 95 процен-тов ведомственных информресурсов недоступно се-годня даже для коллег по правительству, не говоря уже о гражданах или бизнесе. Еще один вопрос: не придется ли для такой электронной интеграции вла-сти создавать специальную сеть - неподвластный внешним воздействиям государственный Интернет? Но как уверяют авторы идеи, хватит и обычной сети: и от сбоев, и от хакеров уберечься можно. Правда, информацию придется шифровать.
В "электронном государстве" и паспорта, разуме-ется, должны быть электронными. Работа в этом на-правлении уже идет. К 15 мая МЭРТ должно предста-вить в правительство концепцию единой системы персонального учета населения. В настоящее время таким учетом занимаются одновременно с десяток различных ведомств - и налоговая, и социальные службы, и загсы, и МВД... При этом об одном и том же человеке в различных ведомственных системах учета может храниться разная информация.
"В тот момент, когда мы интегрируем все эти ба-зы данных, мы сможем говорить, что очень близко подошли к созданию электронного паспорта, - гово-рит Церенов. - Выпуск самих карточек - последний и не самый сложный момент, они очень легко ложатся на систему персонального учета. Если правительство одобрит концепцию, думаю, в течение двух лет мож-но будет основной этап завершить". Полностью за-кончить работу реально к 2010 году. Как будет вы-глядеть электронный паспорт - вопрос во многом по-литический. Возможно, это будет вкладка к обычному паспорту. Если психологически народ будет готов отказаться от привычного бумажного документа, его спокойно может заменить смарт-карта.
Для защиты от несанкционированного использо-вания в электронный документ предполагается ввести биометрические параметры его владельца - отпечатки пальцев или радужную оболочку глаза. Какие именно и в каком виде - пока неизвестно: "Важно синхрони-зировать это с работой наших зарубежных коллег. Лучше всего взять за основу тот биометрический па-раметр, который будет принят в международном со-обществе". Обкатка новых технологий началась: в Чувашии недавно стартовал проект внедрения "муль-тикарты", или "социальной карты жителя республи-ки", с помощью которой можно идентифицировать человека в социальных службах, в поликлиниках и больницах. Кроме того, карта используется и как кре-дитка - об этом МЭРТ договорилось со Сбербанком. На карточке несколько "кошельков": скажем, адрес-ная субсидия на оплату ЖКХ, которую нельзя потра-тить ни на что другое, и обычная "кубышка". Разраба-тывается также вариант, при котором этой карточкой можно будет голосовать в специальных "киосках для голосования".
Электронный паспорт - важный, но далеко не са-мый главный признак "электронного государства". Очевидно, что полнокровное общение в нем граждан и власти возможно только при наличии достаточного количества средств такого общения. Можно осна-стить по последнему слову техники органы управле-ния, но при нынешней степени компьютеризирован-ности населения изменения не затронут широкие его слои. Сегодня пользователи Интернета в России со-ставляют примерно 13 процентов от общего числа граждан (для сравнения: в Европе - 50-80 процентов). При этом в очень многих субъектах РФ этот показа-тель на порядок ниже среднего по стране. Для ликви-дации разрыва предполагается создавать в дотацион-ных регионах эдакие избы-читальни на новый лад - центры общественного доступа в Интернет, в которых будет обеспечен как минимум бесплатный доступ к государственным сайтам, как максимум - ко всем ре-сурсам Сети. Но пока такие центры появились лишь в четырех регионах - Чувашии, Бурятии, Астраханской и Новосибирской областях.
Словом, цели благие. Однако сегодня российское "электронное государство" находится в зачаточной стадии (в качестве чуть ли не единственного примера можно привести возможность подачи через Интернет налоговой декларации), и перспектива полной элек-тронизации к 2010 году выглядит туманнее, нежели удвоение к этому сроку отечественного ВВП. Впро-чем, вещи эти абсолютно взаимозависимые: будет ВВП - будет и всеобщая электронизация, будет элек-тронизация - будет и ВВП. Как показывают первые, не самые вдохновляющие итоги административной реформы, повысить эффективность управления эко-номикой можно, лишь сделав этот процесс макси-мально прозрачным. Чиновнику это не по силам. Возможно, с этим справится компьютер - у него хотя бы счета в банке нет. По идее именно информация в "электронном государстве" должна быть главной ва-лютой...


Источник: Итоги
22 апреля 2004

© Фонд "Новая экономика"