Сегодня: 30 ноября 2021г.
События
 
Анонсы
 
Новости
 
Календарь
 <<< Ноябрь - 2021 >>> 
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930        

Рекомендуем:


НОВОСТИ

Все новости
ИКТ в госсекторе


О ходе реализации пилотного проекта электронной системы информирования застрахованных лиц

ИКТ в госсекторе  | 13 августа 2004

В соответствии с законодательством Российской Федерации с 2003 года Пенсионный фонд предоставляет ежегодно каждому работающему гражданину выписку из его индивидуального лицевого счета (ИЛС) и предоставляет работающим гражданам право управлять своими накоплениями, отраженными в специальной части их индивидуальных лицевых счетов.

Задача по разработке проекта информирования застрахованных лиц с применением электронной системы была поставлена М.Ю. Зурабовым при посещении Республики Башкортостан в феврале 2002 года. В дальнейшем были отработаны техническое задание и содержание проекта информирования с применением сети банкоматов Урало-Сибирского банка.

Необходимы были также соответствующие средства доступа и аутентификации клиента – физического лица. За основу были взяты существующие в банковской сфере технологии удаленного доступа клиентов по операциям с банковским счетом и наличностью.

В качестве средства доступа была принята персональная пластиковая карта клиента банка. Первоначальная идея применения «чипа» пластиковой карты как средства хранения информации ИЛС оказалась недостаточно эффективной в связи с необходимостью постоянной ее актуализации. Поэтому, нами была принята концепция использования пластиковой карты как средства идентификации застрахованного лица в процессе санкционированного доступа к ИЛС с обеспечением соответствующей защиты.

При этом пластиковая карта позволяет предоставлять дополнительные услуги клиенту банка к уже имеющимся (зарплатный проект, получение наличных через банкомат, оплата услуг за телефон, жилищно-коммунальные расходы и т.д.).

Однако система не является ориентированной только на банк, а может функционировать без использования инфраструктуры банка, путем организации в территориальных органах Пенсионного фонда в районах, городах республики пунктов доступа к электронной системе ПФР. Используя средства телекоммуникаций, включая сеть InterNet, средства доступа к электронной системе информирования могут быть установлены в организациях, выступающих в качестве трансферагентов Пенсионного фонда. Также возможно устанавливать терминалы, которые позволяют гражданам получить информацию о состоянии своих индивидуальных лицевых счетов и выбрать управляющие компании с применением пластиковой карты банка или же специальной карты, которую мог бы эмитировать сам Пенсионный фонд. Такие терминалы, как и банкоматы, можно устанавливать на улице, в вокзалах и т.д., кроме того, терминалы могут давать другую информацию справочного характера.

В отличие от используемого в настоящее время документального способа информирования – доставки заказных писем гражданам, электронная система является активным методом информирования, когда гражданин сам заинтересован в управлении своим пенсионным капиталом.

Первая презентация пилотного проекта электронной системы информирования прошла в феврале 2003 года в г. Санкт-Петербурге с участием М.Ю. Зурабова и первого заместителя Министра финансов РФ А.В. Улюкаева и в целом была одобрена.

2 апреля 2003 года в рамках проводимого в г. Тамбове выездного заседания Государственного Совета РФ, система была продемонстрирована Президенту РФ В.В. Путину. Президент России ознакомился с процедурой получения выписки о состоянии индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования с использованием пластиковой карты путем доступа к базе данных в г. Уфе и дал положительную оценку проекта.

В конце июня 2003 года в г. Москве весь технологический комплекс пилотного проекта электронной системы информирования был представлен Председателю Правительства РФ. По результатам демонстрации Председатель Правительства отметил, что электронная система информирования – шаг в будущее пенсионной системы России. В своих комментариях М.Ю. Зурабов сообщил, что пластиковая карта даст возможность прямого доступа к информации о средствах накопительной части пенсионного счета, «мы технологически это отработали, продемонстрировали высшему руководству страны, как это работает».

В мае 2004 года на выездном совещании Пенсионного фонда в г. Пятигорске Председатель Правления Пенсионного фонда России Г.Н. Батанов ознакомился с ходом реализации на территории республики Башкортостан пилотного проекта электронной системы информирования застрахованных лиц о состоянии индивидуального лицевого счета.

В настоящее время в этих целях используются более чем 75 банкоматов Урало-Сибирского банка и информационные пункты во всех 69 районах и городах Башкирии и терминал в центральном здании Отделения Пенсионного фонда РФ по Республике Башкортостан. Более 70 тыс. застрахованных лиц из числа 350-400 тыс. держателей карт УралСиба зарегистрированы в этой системе.

Они могут обращаться к электронной системе информирования любым из следующих способов: - Через банкомат (информационный терминал) банка-трансферагента с использованием пластиковой карты банка; - Через оператора управления ПФР в районе, городе или Отделения ПФР по Республике Башкортостан с предъявлением страхового свидетельства и документа, удостоверяющего личность, или с использованием пластиковой карты банка, либо экспериментальной пластиковой карты Пенсионного фонда - самостоятельно; - Через информационный терминал ОПФР по Республике Башкортостан с использованием пластиковой карты ОПФР (экспериментальная) или пластиковой карты банка-трансферагента.

Аппаратно-программный комплекс состоит из следующих элементов:

Процессинговый центр, который обеспечивает возможность обработки запросов застрахованных лиц, поступающих в центр через защищенные пункты доступа. Он установлен в центральном здании Отделения ПФР по Республике Башкортостан и поддерживает криптографическую аутентификацию приходящих запросов на основе электронных сертификатов, все операции по работе с электронной цифровой подписью (ЭЦП) и криптографией.

Центр сертификатов – обеспечивает работу с электронными сертификатами, в том числе: генерацию электронных сертификатов для всего комплекса и по запросам регистрационного пункта доступа, ведет базу данных сертификатов (включая отзыв сертификатов), заведение открытых ключей пользователей и узлов системы.

Распознавание обращений от внешних систем доступа, выполняется путем обращения к базе данных индивидуальных лицевых счетов. Все полученные запросы и результаты их выполнения регистрируются в электронном журнале. В случае обращения пользователя по пластиковой карте банка определяется номер лицевого счета по справочнику регистрации.

При выполнении пилотного проекта в качестве базы данных индивидуальных лицевых счетов используется копия реальной базы данных ПТК СПУ Отделения ПФР по Республике Башкортостан.

Администрирование процессингового центра позволяет настраивать параметры работы, вести базу данных нормативно-справочной информации и справочника регистрации, вести журнал Системы и получать отчеты по статистике запросов к Системе.

Как уже выше было отмечено механизмы доступа к информации могут быть различными.

Информационный пункт доступа ПФР – обеспечивает получение выписок или выбор инвестиционного портфеля. Доступ осуществляется либо оператором с использованием собственной смарт-карты или иного носителя с идентификационной информацией оператора для доступа к Системе, либо застрахованным лицом с использованием пластиковой карты ОПФР РБ с электронной цифровой подписью (ЭЦП). В качестве информационных пунктов доступа выступают информационные терминалы, а также компьютеры операторов в управлениях Пенсионного фонда.

Средствами внешнего доступа являются банкоматы, работающие с пластиковыми картами ОАО «Урало-Сибирский Банк» (карты системы ACCORD), следующих моделей: Wincor Nixdorf ProCash 2000, Wincor Nixdorf ProCash 2050; информационный терминал и АРМ отделения банка, оснащенный считывателем пластиковых карт банка и принтером, через которые застрахованное лицо может обращаться с запросами к Системе с использованием пластиковой карты банка.

Информационный обмен при внешнем доступе к процессинговому центру осуществляется с использованием существующих каналов связи ОПФР. Защита каналов связи осуществляется с использованием распределенной системы персональных и межсетевых экранов ViPNet, обеспечивающей шифрование трафика при соединении узлов. Управление распределенной системой персональных и межсетевых экранов, объединенных в виртуальную сеть ОПФР, осуществляется из центра управления сетью ViPNet.

Запросы к процессинговому центру и результаты обработки запросов реализованы в формате XML и передаются по HTTP протоколу. Все информационные запросы и сообщения подписываются электронной цифровой подписью (ЭЦП) и хранятся в подписанном виде.

Автоматизированная система банка доработана таким образом, что обеспечивает передачу запросов от банкоматов и терминалов банка на сервер обращения к ОПФР по защищенным банковским каналам связи.

Электронная система функционирует круглосуточно и обеспечена системой защиты в соответствии с действующим законодательством. Время обработки запроса процессинговым центром ОПФР не превышает 10 секунд в нормальном режиме.

Таким образом, реализованный в Отделении Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан пилотный проект обеспечивает информирование застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в автоматическом режиме и предоставляет возможность лицу, заинтересованному в получении информации, реализовать эту задачу в любом месте и в любое время при значительном сокращении ежегодных расходов ПФР на рассылку писем.

Итоги пилотного проекта позволяют сделать вывод об экономической и социальной целесообразности дальнейшего углубления и развития проекта.

Хантимеров Ф.Г., управляющий Отделением ПФР по Республике Башкортостан, к.э.н., заслуженный экономист Российской Федерации


Источник: журнал Пенсия
13 августа 2004

версия для печати



© Фонд "Новая экономика"
 
тел: +7 (095) 925-02-46
921-44-38
e-mail: info@neweco.ru
Рейтинг@Mail.ru     Rambler's Top100