Сегодня: 26 апреля 2024г.
События
 
Анонсы
 
Новости
 
Календарь
 <<< Апрель - 2024 >>> 
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  123456
78910111213
14151617181920
212223242526 27
282930       

Рекомендуем:


НОВОСТИ

Все новости
ФЦП "Электронная Россия"


ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ РОССИЯ


Согласно данным последних исследований, Рос-сия по уровню доступности Интернета уступает не только развитым, но и многим развивающимся стра-нам. Объясняется это тем, что у нас сохраняется вы-сокий уровень информационного неравенства между различными регионами, отраслями экономики, учре-ждениями образования. Актуальной, причем даже в крупнейших городах и регионах, остается проблема широкополосного доступа к Интернету, прежде всего в общественном секторе - в образовании, государст-венном управлении, здравоохранении. В зачаточном состоянии находятся такие модели использования информационно-коммуникативных технологий, как электронное правительство, электронная коммерция, обучение.
Серьезную проблему представляет низкая моти-вация населения. Почти две трети, или 64 процента взрослых россиян не готовы пользоваться Интерне-том; невысок уровень подготовки профессиональных групп к использованию ИКТ в профессиональной деятельности. Другими словами, большинство росси-ян все еще пребывают в информационном Средневе-ковье. А это не просто сильнейший тормоз развитию бизнеса и предпринимательства, но и угроза для Рос-сии остаться на задворках прогресса мировой цивили-зации.
Чтобы избежать столь незавидной участи, была разработана и начала реализовываться Федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002-2010 гг.)". О том, как сейчас идет ее реализация, "Россий-ская бизнес-газета" попросила рассказать руководите-ля Департамента корпоративного управления и новой экономики Министерства экономического развития и торговли РФ Церена ЦЕРЕНОВА.
- Сейчас идет 3-й год реализации федеральной целевой программы "Электронная Россия". О каких тенденциях можно говорить сегодня, что сделано в части информатизации системы органов власти?
- Во-первых, хочу сразу определить, что мы сей-час понимаем под "информатизацией". Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" определяет информатизацию как про-цесс создания оптимальных условий для удовлетво-рения потребностей в информации, что в свою оче-редь является реализацией прав граждан и органов власти на получение информации путем использова-ния информационных ресурсов. Таким образом, дан-ное понятие гораздо шире трактовки термина "ин-форматизация", которая была широко распространена в России в последнее время, и понимала информати-зацию как работу исключительно по созданию теле-коммуникационной инфраструктуры. Особо отмечу, что задача Минэкономразвития России как исполни-теля ФЦП "Электронная Россия" - начать активно вводить в речевой обиход именно это понимание.
Преобразования в рамках административной ре-формы, которые в последнее время происходят в ис-полнительной власти, направлены на повышение эф-фективности работы государственных органов. И ста-ло уместно говорить о том, что применение средств ИКТ - это основополагающий элемент повышения этой эффективности. Здесь мы выходим на необходи-мость реинжиниринга бизнес-процессов в государст-венной службе, и этот реинжиниринг должен осуще-ствляться с применением средств ИКТ в государст-венном управлении, как для внутренних целей, так и для целей открытости и доступности власти, для его основных потребителей: граждан и бизнеса. Сейчас мы вплотную подошли к этому, уже запущен целый ряд пилотных проектов по "электронному правитель-ству".
Методическое обеспечение процесса информати-зации требует учета особенностей структуры гос-управления в России. Я имею в виду наличие как ми-нимум трех уровней управления: федерального, ре-гионального и муниципального, каждый из которых может и должен использовать единую методологию стандартов. Необходимо обеспечить регулирующую роль методологии стандартов как коммуникативных инструментов, применяемых в качестве набора крите-риев оценки проектов, и в качестве обязательных нормативных и методологических инструментов по отбору проектов, контролю за их выполнением. Так, все проекты еще до принятия решения об их финан-сировании должны проверяться на соответствие це-лям эффективности управления и обеспечения соот-ветствующих показателей, обеспечивающих эффек-тивность исполнения.
- Вы сейчас упомянули про "электронное прави-тельство". Что это такое, нужно ли это России, готова ли она к этому?
- Детализируя понятие "электронное правительст-во", можно определить его специфику следующим образом. Во-первых, это взаимодействие граждан и правительственных органов на основе глобальной коммуникации, снятие затруднений, обусловленных географическими факторами, что для России является весьма актуальным, наличие всех иерархий админи-стративных органов.
Далее, это непосредственный доступ граждан, компаний и государственных служащих к правитель-ственной, правовой и другой актуальной информации на основе формирования и использования объединен-ных государственных информационных ресурсов. Еще один аспект "электронного правительства" - это устранение барьеров для бизнеса за счет упрощения административных процедур на основе возможности он-лайнового взаимодействия и исключение избыточ-ного сбора данных.
Плюс еще один аспект "электронного правитель-ства" - это повышение прозрачности и упрощение межведомственных связей, а также связей "центр - регионы - муниципалитеты" на базе электронных ад-министративных регламентов и объединенных ин-формационных ресурсов. И, наконец, "электронное правительство" - это формирование эффективной, результативной структуры государственных органов, исключение избыточных уровней управления, упро-щение деловых процессов в госорганах.
Реализация данной программы будет осуществ-ляться в три этапа.
Во-первых, это обеспечение открытости и интер-нет-присутствия, создание интернет-сайтов, а затем интернет-порталов, обеспечение присутствия в Ин-тернете как центральных, так и региональных органов власти, т.е. запуск пилотных проектов и одновремен-но создание законченных типовых решений и их пла-нирование по различным регионам и органам власти. Второй этап - это реинжиниринг информационных ресурсов, создание единой методологии объединения государственных информационных ресурсов, реали-зация этих проектов. И последний, третий этап - соз-дание интерактивных сервисов, обеспечивающих ока-зание государственных услуг потребителям и населе-нию, выполнение пилотных проектов, интеграция сервисов на базе методологии ЭАР, внедрение госу-дарственных сервисов.
Эти этапы заложены в процессе реализации "Электронная Россия". Напомню, что в программе предусматривался в момент ее создания в 2002 г. ана-лиз эффективности расходования государственных средств, выделяемых на информатизацию и инвента-ризацию существующих информационных ресурсов, правового поля и мирового опыта информатизации органов власти.
В 2003 г. начался этап масштабных работ по фор-мированию компонентов "электронного правительст-ва": реализовывались задачи первоочередной под-держки административной реформы (совершенство-вание процессов госуправления), начались межведом-ственные проекты, нацеленные на интеграцию ин-формационных ресурсов и внедрение электронных административных регламентов. Также начала разви-ваться региональная составляющая проекта. На теку-щий год мы видим задачи по поддержке реформ, раз-работке единой методологии и ИКТ-стандартов, по-лучение реальных, "действующих" результатов в ре-гионах, которые позволят нам практически апробиро-вать выбранные решения узнать мнение пользовате-лей об этих проектах, проектах по формированию "электронного правительства".
- Кстати, какие проекты уже реализованы в рам-ках ФЦП "Электронная Россия"? Насколько высока результативность?
- Проекты, которые идут сейчас в регионах, это проекты по ОГИР (Объединению государственных информационных ресурсов). Прежде всего проекты, связанные с внедрением информационных ресурсов для паспортных столов, загсов, ЖКХ, и основная цель данного проекта - это обеспечение эффективного ав-томатизированного взаимодействия в сфере учета населения, создание информационно-аналитической основы для проведения ряда реформ, прежде всего реформы ЖКХ, улучшение информационного обслу-живания населения и сокращение времени при обра-щении граждан в органы госвласти и местного само-управления, повышение эффективности и прозрачно-сти использования бюджетных средств, которые вы-деляются на социальные программы. Не секрет, что сейчас зачастую эти средства получают не те, кто в них нуждается, а некоторые получают в два и более раз больше, именно в силу несовершенного учета на-селения. Такие проекты были выполнены в Самар-ской области, в Ханты-Мансийском АО, Чувашской Республике, в Калининградской области, в городе Магнитогорске Челябинской области.
Также в Чувашии и Башкирии ведутся работы по созданию региональных порталов, разработан проект типового портала органов власти субъекта Федера-ции.
В настоящее время в ряде регионов выполнены работы по созданию системы электронных закупок продукции для региональных нужд и местного само-управления и отрабатывается технология включения этих систем в единую систему электронных госзаку-пок.
На основе проектов по реализации ОГИР и ЭАР будут созданы автоматизированные системы управ-ления на региональном и муниципальном уровнях или на уровне поддержки принятия решений органа-ми власти.
Так планируется создание интегрированной ин-формационной системы управления регионом, кото-рая поможет значительно повысить эффективность управления. Эта методология в 2003 г. отрабатыва-лась на примере "пилотных" регионов - в Калинин-граде и Чувашии. Со стороны администраций субъек-тов РФ есть большая заинтересованность в введении системы поддержки принятия решений.
- А на федеральном уровне?
- Основные задачи, решающиеся сейчас на феде-ральном уровне, - это реализация комплекса межве-домственных проектов в рамках технологий элек-тронных административных регламентов (ЭАР) и ОГИРов. Сейчас разработана методология и отраба-тываются механизмы межведомственного взаимодей-ствия при реализации этих проектов. Наше министер-ство отвечает за единую методологию, а министерст-ва и ведомства, заинтересованные в реализации про-ектов, - за их внедрение. Мы уже запустили ряд меж-ведомственных проектов, на которых отрабатываются принципы такого взаимодействия. Уже широко извес-тен совместный проект Федеральной таможенной и Федеральной налоговой служб. Это весьма актуаль-ный проект, поскольку он связан с реальными, с од-ной стороны, потерями для бюджета (по причине лжеэкспорта), а с другой стороны - с реальными поте-рями для бизнеса в связи с длительностью процедуры возврата НДС и осложнениями для предприятий с наличностью, с оборотными средствами.
По нашим оценкам, этот проект позволяет сокра-тить убытки от лжеэкспорта на 20 процентов, что даст экономию бюджета, как минимум, на 39 миллиардов рублей. Как минимум, на 25 миллиардов рублей про-ект даст "выигрыш" для хозяйствующих субъектов за счет сокращения времени возврата НДС, что попол-нит оборотные средства предприятий. И сокращение на 90 процентов времени, которое занимает оформле-ние вывоза товаров с территории РФ.
Еще один проект запущен совместно со Счетной палатой РФ - это проект "Электронные процедуры государственного финансового контроля в РФ". Он предполагает внедрение ЭАР для взаимодействия органов госвласти при осуществлении контрольно-ревизионной деятельности, причем речь идет не толь-ко о Счетной палате, но и обо всех счетно-контрольных органах, действующих на территории РФ, в том числе и в субъектах.
Также в прошлом году отработаны основные тех-нологические решения в рамках проектов создания интернет-порталов органов власти, которые призваны обеспечить интернет-взаимодействие госструктур и населения через фиксированный набор единых точек входа в Сеть. Через порталы предполагается обеспе-чить доступ к объединенным электронным массивам, что даст возможность гражданам и бизнесу заполнять и передавать в электронной форме различные доку-менты.
В рамках объединения госинформресурсов с це-лью учета юридических лиц и совершенствования системы сбора и межведомственного обмена данными по обязательному учету юридических лиц реализуют-ся проекты по объединению информационных ресур-сов Минэкономразвития России, Федеральной служ-бы государственной статистики и Федеральной нало-говой службы.
- Что вы планируете сделать в этом году?
- В этом, 2004 году планируется приступить к реализации проектов, связанных с кадастровым уче-том земельных участков и объектов недвижимости, а также связанных с разработкой единой картографиче-ской основы. Это - проект, который систематизирует большой массив данных, весьма востребованных, и делает его доступным по простой процедуре для хо-зяйствующих субъектов и для граждан.
По региональным проектам могу сказать, исходя из того, что "электронное правительство" относится ко всем трем уровням управления и в этом отношении региональный и муниципальный уровень нисколько не менее важен, чем федеральный, более того, именно на этом уровне происходит основное взаимодействие граждан с властью, и успех "электронного правитель-ства" на местах может быть обусловлен только эф-фективностью проектов именно на этом уровне.
- Насколько известно, Минэкономразвития Рос-сии сейчас проводит работу по внедрению междуна-родной системы организации управления проектами в ИКТ-сфере. Можно ли подробнее узнать об этом?
- В 2004 году в рамках программы "Электронная Россия" Министерством экономического развития и торговли РФ принято решение формализовать про-цессы системы менеджмента качества, оценивающей деятельность чиновников. С этой целью начата работа по внедрению международной Системы менеджмента качества, соответствующей требованиям Междуна-родного стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001. В на-стоящее время реализуется первый этап подготовки к сертификации: проводится диагностический аудит всех процессов, связанных, в частности, с деятельно-стью Департамента корпоративного управления и новой экономики, в первую очередь в части управле-ния ФЦП "Электронная Россия".
Хочу подчеркнуть, что Министерство экономиче-ского развития и торговли РФ станет первым органом государственной власти и управления в Российской Федерации, начавшим процедуру сертификации по данному стандарту.
Сегодня в России по стандарту ГОСТ Р ИСО 9001-2001 сертифицировано около 3000 компаний.
Система менеджмента качества ГОСТ Р ИСО 9001-2001 является своеобразным универсальным стандартом для предприятий всех отраслей бизнеса в любой стране мира. Требования о наличии сертифи-ката ИСО-9001 все чаще включаются в условия раз-нообразных тендеров на производство товаров и ус-луг, и отсутствие такого документа становится барье-ром при работе на рынке.
Стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2001 - самый слож-ный из действующих стандартов, так как охватывает все процессы деятельности компании. Этот стандарт поощряет применение процессного подхода в управ-лении организацией и рассматривает его как инстру-мент для быстрого выявления и реализации возмож-ностей для оптимизации бизнес-процессов. Кроме того, большое внимание в новом стандарте уделяется управлению ресурсами, обучению, ориентации на потребителя и роли высшего руководства в обеспече-нии качества.


Источник: Российская Бизнес-газета
27 апреля 2004

версия для печати



© Фонд "Новая экономика"
 
тел: +7 (095) 925-02-46
921-44-38
e-mail: info@neweco.ru
Рейтинг@Mail.ru     Rambler's Top100