Сегодня: 28 марта 2024г.
События
 
Анонсы
 
Новости
 
Календарь
 <<< Март - 2024 >>> 
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
          12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728 2930
31           

Рекомендуем:


НОВОСТИ

Все новости
Региональные новости


Интернет-провинция


Тверскую область нельзя назвать интернет-пустыней. Однако до "силиконовой долины" нам еще очень далеко. Как вы понимаете, речь далее пойдет об интернет-развитии региона. Тема эта неразрывно связана с информационной политикой действующей власти. В последнее время она неоднократно демонстрировала свою заинтересованность в создании глобального имиджа Тверской области.

Вероятно, не последняя роль в данном проекте будет отведена средствам массовой информации. Ибо именно СМИ являются отражением всех внутрирегиональных тенденций и, в конечном итоге, способствуют формированию регионального самосознания. Если хотите, росту регионального патриотизма, или, как сейчас модно выражаться, усилению внутреннего РR-а. Все это в любом случае (как ни назови) способствует становлению региона как единой территориальной социально-экономической системы.

Однако никакое СМИ (будь то телевидение, радио или газета), ограниченное в своем влиянии территориальным принципом распространения, не способно спроецировать образ региона за пределы территории влияния. Так, как это в состоянии сделать любой интернет-ресурс. Именно поэтому в вопросе создания глобального имиджа (как внутри области, так и по России в целом) умалить значение Интернета невозможно. Вопрос лишь в том, насколько готова область представлять себя в Глобальной Сети.

Цифровое неравенство

В отличие от рынка мобильной связи, уровень проникновения которой в регион является индикатором развития малого и среднего бизнеса и роста доходов населения, рынок интернет-услуг считается показателем уровня развития рыночной инфраструктуры. Если это так (а это так), говорить о хоть сколько-нибудь серьезном проникновении рыночных отношений в нашем регионе пока можно лишь применительно к областному центру.

На Западе в таком случае используют термин "цифровое неравенство" (digital divide), означающий разделение общества с точки зрения доступности современных информационных технологий. Имеется в виду не столько социальное неравенство (недостаток средств у населения), сколько неравенство территорий. Когда в течение длительного времени отсутствует инвестиционная политика, направленная на развитие инновационного потенциала внутри региона, и, как следствие, отсутствует развитая интернет-инфраструктура, у интернет-технологий просто нет ни малейшего шанса. Тверскую область в этом плане можно назвать областью упущенных возможностей. Впрочем, нынешняя власть, кажется, намерена изменить ситуацию.

Пока же фактически рынок интернет-услуг по области (за исключением Твери) не развит. Ограниченные предложения компаний "ЦентрТелеком", "TeлeNet" и ряда других частных фирм не значительно изменяют ситуацию. Хотя именно благодаря их работе Интернет в области пусть фрагментарно, но все-таки присутствует.

Исключением, которое лишь подтверждает правило, является, пожалуй, Удомля. Здесь, благодаря инициативе местного бизнесмена, сумевшего вовремя вложиться и присоединиться к "ЦентрТелеком", и руководства КАЭС, интернет-услуга включена в социальный пакет для специалистов атомной станции. Можно в этой связи отметить также Бежецк, Вышний Волочек, Торжок, Кашин. Интернет здесь хоть как-то развивается при том, что в остальных районах области о развитии говорить не приходится. И, прежде всего, потому, что в Тверской области нет нормального предложения.

Есть еще одна немаловажная проблема, которая в значительной степени тормозит технологическое развитие региона. Рынок все еще не готов к потреблению интернет-услуг. Речь идет не об отсутствии частных пользователей, скорее не хватает крупных заказчиков, готовых вкладывать средства в магистральное оборудование и прочие составляющие. Проблему могли бы осилить крупнейшие общероссийские провайдеры, такие как, например, "ГолденТелеком" (работающий под маркой "Россия-Он-Лайн") и "МТУ-Интел". Однако до сегодняшнего дня данные компании не проявляли интереса к нашему региону (во всяком случае, открыто). А потому развитие инфраструктуры в области по сей день идет за счет внутренних резервов региональных провайдеров. Главным образом – компании "TeлeNet". Принимая участие в реализации на территории Тверской области ряда федеральных проектов (например, проекта "ГАС выборы" и проекта по созданию корпоративных сетей МНС России), "TeлeNet" использует данную возможность и, вкладывая собственные дополнительные средства, строит областную инфраструктуру. Данная работа проведена по основным районным центрам – таким как Конаково, Торжок, Кимры, Бежецк, Вышний Волочек. Судя по всему, данная компания намерена сделать серьезный прорыв в область, результаты которого мы, видимо, сможем наблюдать в ближайшие год-два. Конечно, вряд ли можно ожидать услуг, которые будут по карману всем: чтобы сформировать по-настоящему доступное предложение в Твери, понадобилось около пяти лет.

Точка роста

Как известно, распространение Интернета по территориям идет не сплошным образом, а дискретно – отдельными точками роста. Именно такой точкой роста на сегодняшний день в нашем регионе является областной центр. Вместе с тем специалисты утверждают, что Тверь – один из самых неразвитых с данной точки зрения областных центров России. Почему так? Об этом – наш разговор с заместителем генерального директора компании "TeлeNet" Евгением Кругловым.

– Сколько на сегодняшний день в Твери провайдеров?

– TeлeNet, Операторский центр, СФТ, Сотес, Аннет, Ратмир-Телеком, Элвис-Телеком... вот основные.



– На ваш взгляд, это нормальное количество провайдеров?

– Полагаю, что их ровно столько, сколько выдерживает рынок. Если завтра появится еще один конкурент, значит, было мало.



– Логично. Однако, несмотря на их достаточное количество, выгодными с точки зрения цены их предложения не назовешь. Не секрет, что во многом приток абонентов в Твери тормозится высокой ценой на услуги. А, соответственно, без притока абонентов многие стороны Интернета в Твери остаются недоразвитыми. Или вам так не кажется?

– Возможно. Однако за последний год произошло существенное снижение цены. Причем этот процесс будет продолжаться в Твери и дальше.



– Хотите сказать, что наличие качественной услуги, выбора и насыщенности рынка позволило компании "TeлeNet" инициировать в Твери снижение цен на услугу?

– Безусловно. Это не рекламная уловка – это логичное продолжение развития. Тарифный план "Для всех" компании "TeлeNet" – первая ласточка. Скажу больше: за этот год появятся еще два тарифных плана, удобных для клиентов.



– Многие аналитики утверждают, что интернет-пространство начинает развиваться только в том случае, если количество пользователей превышает 5%-ный порог. Насколько мне известно, на сегодняшний день даже в Твери количество абонентов все еще не достигло пяти процентов. Это так?

– Давайте определимся с терминологией. Пользователи и абоненты – это не одно и то же. Количество абонентов, пользующихся услугами Intеrnеt-провайдеров в Твери, действительно не превышает 5%. Однако ситуация с пользователями обстоит иначе: дело в том, что абонентами часто являются организации, которые предоставляют возможность выхода в Сеть 20-30 своим сотрудникам. Кроме того, среди постоянных пользователей – посетители Intеrnеt-салонов. (Это, кстати, сейчас один из самых прибыльных и модных видов бизнеса). Так что их общее количество в Твери давно перевалило за 5%.



– То есть фактически в Твери уже создана аудитория пожирателей Intеrnеt-рекламы? Если это так, то как вы оцениваете уровень развития местных информационных ресурсов? Ведь именно они должны стать основной площадкой для размещения рекламы...

– В последние два года их развитие действительно стало заметным. Однако уровень местных информационных порталов все-таки оставляет желать лучшего. Прежде всего потому, что создание по-настоящему интересного интернет-портала предполагает глубокое социологическое исследование интересов потенциальной аудитории. Естественно, никто этим в Твери не занимался. Поэтому частичный успех тверских информационных Intеrnеt-ресурсов можно объяснить скорее интуицией их создателей. В большинстве же своем они "стреляют" мимо аудитории. Точнее говоря, тверской ее части.



– Словом, создателям информационных ресурсов есть чему поучиться. А каковы на сегодняшний день перспективы развития коммерческой Сети? Intеrnеt-торговли, например?

– Ответ на этот вопрос так же прост, как и ответ на вопрос, почему в Твери нет салонов по продаже элитных автомобилей. Потому что нет покупателя. Если мы построим серьезный большой салон, мы разоримся. То же самое с интернет-магазинами. Мы, во-первых, упремся в количество пользователей; во-вторых, не способствует развитию интернет-торговли уровень жизни; в-третьих, как это ни удивительно, этому мешает ограниченное пространство.

Кто, в сущности, является пользователем интернет-магазина? Человек, который находится достаточно далеко от магазина и предпочитает заплатить за доставку, чтобы не передвигаться на большие расстояния. У нас, как вы понимаете, город маленький. Более того, в силу менталитета у нас принято ходить – не ездить! – по магазинам. У нас даже доставка пиццы не пользуется популярностью. В общем, скорее всего, если такой ресурс и будет создан, люди будут пользоваться единственным его преимуществом – возможностью ознакомиться с информацией в режиме спокойного просмотра за чашкой кофе, но потом, удовлетворив свой информационный голод, все равно пойдут делать покупки по магазинам. Пока это так.



– Кстати, об информационном голоде. За последний год степень присутствия тверских интернет-СМИ в Рунете значительно увеличилась. Однако ни для кого не секрет, что они по-прежнему малоинтересны тверским пользователям. В чем причина? Может, в городе скучновато?

– Не совсем. Давайте разберем опыт "TeлeNet". На первый взгляд, тверская интернет-аудитория должна интересоваться вообще Интернетом и компанией в частности, хотя бы потому, что имеет отношение к этому. Есть достаточно неплохой сайт компании, где публикуются новости, а в прошлом году начала выходить серия статей по Internet. Однако ожидаемого ажиотажа в плане посещаемости не случилось. Вместе с тем сайт, созданный "TeлeNet" специально к чемпионату "Евро-2004" и содержащий небольшие статьи о футболе и спортпрогнозы, оказался гораздо популярнее. К чему я это рассказываю? Все элементарно: чтобы провоцировать интерес людей, нужно писать о людях или о том, что им интересно. Причем делать это своевременно, эмоционально и одновременно объективно.

Объективность – важна. Чтобы читатель заходил на сайт и читал, он должен ресурсу безоговорочно доверять. Вне зависимости от того, какие отношения и с кем поддерживает в рамках своей жизнедеятельности издательство. Internet – очень демократичное пространство, в нем ценится неангажированность. Сейчас же, как правило, тверские Intеrnеt-СМИ – это просто Intеrnеt-версия печатного издания, которую можно купить рядом в киоске и которая, кстати, во многом состоит из официальной информации о деятельности нынешней власти.

Заметки на полях

В начале 2004 года четыре тверских средства массовой информации стали региональными партнерами службы Яндекс.Новости. Данное событие не стоило бы особого внимания, если бы они не были первыми Развитие интернет-журналистики в Тверской области, несмотря на многочисленность тверских СМИ (в том числе сетевых), сегодня находится в зачаточном состоянии. Однако тот факт, что сервера тверских новостей и тверские интернет-СМИ в последнее время становятся активными участниками интернет-рынка региона, позволяет говорить о действительно серьезных изменениях, происходящих по ту сторону монитора. Может статься, что незаметно для нас их количество перерастет в качество. Пока же анализировать качественную составляющую существующих проектов – дело неблагодарное. Не только потому, что нет экспертов, в достаточной степени знакомых с местными особенностями Рунета, – подвергать рассмотрению данные продукты просто некорректно. Примерно так же, как если бы кто-то решился обсуждать красоту новорожденного малыша, тогда как судить о ней еще очень рано. Вместе с тем хотелось бы отметить ряд ресурсов, которые буквально за полугодие сделали серьезный информационный прорыв – в Рунет, начав экспортировать свою информацию в международную поисковую систему Яндекс.ru. Их четыре: сайт телекомпании ГТРК "Тверь" (www.tver.rfn.ru), сайт еженедельника "Караван+Я" (www.karavan.tver.ru), сайт тверского городского портала eTver.ru (www.etver.ru) и сайт еженедельника "Афанасий-биржа" (www.afanasy.biz).

Кстати говоря, сайт еженедельника "Афанасий-биржа" был первым среди печатных СМИ области признан региональным партнером службы Яндекс.Новости. Безусловно, это стало возможно благодаря созданию проекта "Лента новостей дня" на сайте www.afanasy.biz: на сегодняшний день доля новостей нашего еженедельника от общего объема новостей тверских СМИ в Яндекс.ru составляет 30%.

Как будут в дальнейшем развиваться наш ресурс и ранее перечисленные интернет-СМИ, предречь трудно. Одно безусловно – во многом их развитие будет связано с развитием тверского интернет-пространства, которое, в свою очередь, неразрывно связано с общерегиональными тенденциями.


Источник: Афанасий-Биржа (Тверь)
29 июля 2004

версия для печати



© Фонд "Новая экономика"
 
тел: +7 (095) 925-02-46
921-44-38
e-mail: info@neweco.ru
Рейтинг@Mail.ru     Rambler's Top100