Сегодня: 29 марта 2024г.
События
 
Анонсы
 
Новости
 
Календарь
 <<< Март - 2024 >>> 
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
          12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526272829 30
31           

Рекомендуем:


НОВОСТИ

Все новости
Международные новости


Завтрашний день еврократии


Самое начало мая стало в этом году в той или иной степени и по разным поводам праздничным практически для всей Европы. Помимо традиционного для нашей страны (да и не только для нее) Первомая, именуемого теперь Днем весны и труда и растянувшегося на целых четыре дня, в политическом календаре континента красным цветом было отмечено 5-е число. Именно в этот день ровно 55 лет назад министры иностранных дел Бельгии, Дании, Франции, Ирландии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Швеции и Великобритании на конференции в Лондоне подписали документ об образовании Совета Европы, и с 1964 года 5 мая считается официальным Днем Европы и почитается как праздник межгосударственной интеграции стран Старого Света. Ну а в пределах Евросоюза состоялись свои, особые торжества: 1 мая 2004 года давно уже было предопределено стать датой беспрецедентного расширения этой организации, и вот оно свершилось — с присоединением десяти новых государств количество членов ЕС увеличилось до двадцати пяти.
«Проблемы развития „электронной Европы“ многочисленны и разнообразны, но требуют нашего особого внимания и глубокого понимания. Ведь сейчас от их решения во многом зависит будущее 377 миллионов граждан Евросоюза, а с учетом населения новых вступающих в организацию стран — почти полумиллиарда жителей континента».
Романо Проди, председатель Еврокомиссии

После принятия в состав Сообщества Польши, Чехии, Венгрии, Словении, Словакии, Литвы, Латвии, Эстонии, Мальты и Кипра население «единой Европы» возросло до 451 млн. человек, а ее суммарный ВВП оценивается теперь в 11,1 трлн. евро, что почти не уступает показателям США. Однако внушительный экономический потенциал Евросоюза еще не гарантирует ему беспроблемного существования и безоблачного будущего. Даже в странах Восточной Европы, Прибалтики и Средиземноморья, жители которых в массе своей выражают восторг по поводу своего вступления в «цивилизованную европейскую семью», вполне отчетливо слышатся голоса скептиков, рассуждающих о бессмысленности ожиданий стремительного повышения уровня жизни своих сограждан и неминуемом кризисе внутренних производителей под напором очень скорой и мощной экспансии импортеров.
Не ощущается радости от разрастания ЕС и в правительственных кругах Парижа, Берлина и Лондона. Власти самых экономически развитых государств континента склонны оценивать будущее альянса более чем критично. Следующий в авангарде Евросоюза тандем Франции и Германии предвидит обострение трудностей в процессе создания на территории Старого Света единого централизованного политико-экономического пространства, полностью подконтрольного своим указаниям. Недаром же президент Франции Жак Ширак неоднократно заявлял о необходимости исключения из состава ЕС стран, которые «не захотят пойти на глубокую и всеобъемлющую интеграцию». Ну а Великобритания, изначально занявшая в Евросоюзе обособленное положение, серьезно готовится к проведению общенационального референдума о принятии европейской конституции, причем предрекаемый всеми социологами отрицательный результат позволит британскому руководству отказаться от дальнейшей интеграции в ЕС по любой не устраивающей Уайт-холл модели.

«Я считаю, что Евросоюз уже почти превратился в федеральное государство. При наличии государственной атрибутики, внешних границ, основ законодательства, собственной валюты, общей экономики, органов управления и административного аппарата по существу единственным, чего недостает ЕС для того, чтобы считаться государственной структурой, является конституция».
Радек Сикорски, научный сотрудник Вашингтонского института предпринимательства

Проблема утверждения всеобщей конституции ЕС возникла не вчера, обусловлена множеством принципиальных разногласий между его членами и сейчас рассматривается как ключевой момент, предопределяющий жизнеспособность «единой Европы» в ее нынешнем, расширенном составе. Наиболее ярко проявившиеся в ходе подготовки и проведения военной операции в Ираке противоречия между Великобританией, Испанией, Италией, поддержавшими вместе с рядом восточноевропейских государств американскую интервенцию, и франко-германской коалицией, выступившей против этой агрессии, еще более усугубили негласную, но совершенно очевидную борьбу за лидерство в настоящем и будущем Евросоюзе.
Предлагая ограничить права и влияние в Сообществе вновь принятых в него членов, Париж и Берлин всячески продвигают собственный проект конституции, ставящий в привилегированное положение страны с наибольшим населением, то есть, собственно, Германию и Францию. В результате смены власти в Испании, последовавшей за кровавыми терактами в Мадриде, на сторону Жака Ширака и Герхарда Шредера перешел и новый испанский премьер Хосе Родригес Сапатера, но Тони Блэр по-прежнему рассчитывает, что при содействии влиятельного Рима, чрезвычайно активной Варшавы и подавляющего большинства новичков и «легковесов» ЕС Лондону удастся самостоятельно регулировать европейские процессы, блокируя нежелательные для себя франко-германские инициативы. Именно эту цель преследуют британские политики, в частности, и по ходу разворачивающейся сейчас предвыборной кампании накануне грядущего осенью избрания нового председателя Европейской комиссии. Однако их кандидату — нынешнему уполномоченному еврокомиссару по внешним связям Крису Паттону — предстоит выдержать серьезную баталию с целой группой авторитетных соперников, выдвигаемых от Франции, Нидерландов, Германии, Дании и ряда других стран.
При этом все противоборствующие стороны прекрасно понимают, что отсутствие консенсуса и затягивание принятия конституции может привести не только к снижению темпов европейской интеграции, но и к возникновению таких центробежных сил, которые поставят под вопрос перспективы существования Евросоюза как такового. «Будущее ЕС зависит сейчас исключительно от того, будет ли он окончательно преобразован в государство. В противном случае „единую Европу“ ожидают хаос и распад, вплоть до междоусобных войн», — заявил недавно в интервью «RBC Daily» эксперт Института стратегического и военного анализа Александр Храмчихин.
За всеми этими политическими схватками на второй план отступили даже многие насущные экономические проблемы. А ведь еще в начале года едва ли не главным вопросом повестки дня Европейской комиссии было организационно-финансовое обеспечение процедуры расширения ЕС. По предварительным подсчетам комиссионеров, только для первоначального обустройства необходимого дополнительного штата служащих в аппарате ЕС требуется не менее 20 млн. евро. Как разъясняет официальный представитель Еврокомиссии Эрик Мамер, «в связи с тем, что все граждане Сообщества имеют право получать из его источников информацию на своем родном языке, за короткий срок предстоит перевести еще на 10 языков основную документацию и свод законов ЕС, общий объем которого составляет 90 тысяч страниц». Кроме того, специальные офисы Евросоюза должны быть созданы в каждой из вновь принятых стран, а делегированные ими чиновники — занять свои места в функциональных структурах и институтах Европарламента и Еврокомиссии в Страсбурге, Люксембурге и Брюсселе.
Кстати, именно бельгийская столица с некоторых пор стала основным центром управления «единой Европой», где расположилось большинство руководящих органов ЕС и сосредоточилась 17-тысячная армия его ответственных и технических сотрудников, которая после 1 мая увеличивается еще на 2,5–3 тысячи человек. В Брюсселе существует даже отдельный «европейский квартал» — довольно своеобразный район города, совершенно безлюдный с 6 часов вечера до 9 утра, а в остальное время заполненный «белыми воротничками» из различных подразделений Евросоюза. Весь этот персонал, с чьей-то легкой руки получивший обобщенное прозвище «еврократии», состоит из многочисленных администраторов, юристов, переводчиков и канцеляристов высокого класса, прошедших сквозь сито нелегких квалификационных экзаменов и теперь пользующихся немалыми благами своего привилегированного положения, включая значительно большую зарплату, чем установленная для аналогичных должностей в отдельных европейских странах (исходя из принципа противодействия соблазну взяточничества, средний уровень ежемесячной оплаты труда рядового чиновника ЕС определен в размере 10–12 тысяч евро), а также чрезвычайно соблазнительную перспективу заключения пожизненного контракта при условии добросовестной и беспорочной службы в течение нескольких лет.
Вполне реально оценивая теперешнее состояние и виды на будущее своего административного аппарата, руководство Еврокомиссии озабочено сегодня, пожалуй, двумя основными проблемами несколько разного свойства. Во-первых, его не без причины беспокоит процесс адаптации в брюссельско-люксембургско-страсбургской бюрократической среде выходцев из восточноевропейского чиновничества, с появлением которых значительно увеличивается опасность проникновения в организм ЕС микробов мздоимства и коррупции. А во-вторых, с каждым днем все более и более актуальной становится необходимость комплексной автоматизации делопроизводственного механизма Евросоюза во имя снижения расходов на его содержание и функционирование: ведь если в 2003 году они достигли 1,7 млрд. евро, то в нынешнем, очевидно, могут превысить двухмиллиардную отметку.
Первые шаги

Инициатива «е-Европа» имеет 10 приоритетных направлений:
- Европейская молодежь в цифровом веке (повышение уровня ИТ-образования населения с целью предоставления каждому гражданину возможности играть активную роль в информационном обществе).
- Дешевый доступ в Интернет (дальнейшая либерализация рынка телекоммуникаций и телекоммуникационных услуг, направленная на снижение цен и рост потребительского спроса).
- Ускорение внедрения электронной коммерции (увеличение объемов электронной коммерции в странах Евросоюза с 17 млрд. евро в 1999 г. до 340 млрд. евро в 2003 г.).
- Развитие «быстрого Интернета» (расширение практики применения инструментов широкополосного доступа к Интернету в обеспечение онлайнового общения и проведения совместных работ в режиме реального времени).
- Смарт-карты для электронного доступа (создание инфраструктуры поддержки технологий использования смарт-карт в рамках всего Евросоюза).
- Рисковый капитал для высокотехнологичных малых и средних предприятий (укрепление – на основе опыта США – взаимодействия между источниками рискового капитала и генераторами технологических идей, имеющими коммерческую перспективу).
- Электронное общество для нетрудоспособных граждан (направление цифровых технологий на преодоление барьеров, препятствующих социальной адаптации нетрудоспособных людей).
- Онлайновая медицина (модернизация медицинских комплексов и систем путем широкого внедрения в их работу информационных технологий).
- Интеллектуализация транспорта (использование ИТ для обеспечения безопасности транспорта, повышения качества управления им и – за счет этого – увеличения объема пассажиро- и грузоперевозок).
- Электронное правительство (предоставление гражданам, предприятиям и организациям доступа к web-узлам правительств отдельных государств и европейских институтов, обеспечение их удобными и простыми средствами для поиска, извлечения нужной информации и обратной связи).
(Из постановления Европейской комиссии от 8 декабря 1999 г. об утверждении проекта «eEurope»)


«Информационные технологии призваны сегодня обеспечить большую эффективность функционирования всех институтов ЕС и навести мосты между ними, государственными органами, предприятиями, организациями и гражданами единой Европы».
Из резолюции декабрьского 2003 г. саммита Евросоюза в Брюсселе

Информационно-технологическим оснащением своих офисов Еврокомиссия занимается уже не один год и, по свидетельству координатора инновационных проектов Жана Барда, будет в обозримом будущем продолжать организацию и финансирование этих работ. Причем на этом фронте происходила и происходит своя нешуточная борьба — соревнование ИТ-вендоров за право оказаться в ряду «поставщиков двора европейской администрации». И особый характер этой борьбе придает то обстоятельство, что наиболее крупные и авторитетные межконтинентальные корпорации во многом утрачивают перед лицом «наднациональных» комиссионеров свои обычные конкурентные преимущества. С учетом того, что противодействие любым намекам на проявление монополизма является одним из ключевых направлений экономической политики руководства ЕС, совершенно неудивительно, что оно в разное время и в разной степени успело поконфликтовать и с Microsoft, и с Oracle, и с Sun Microsystems, и со многими другими признанными лидерами мирового ИТ-рынка.
На этом фоне становится особенно заметной склонность ИТ-специалистов Еврокомиссии и управленческого аппарата ЕС к ориентации на разработку, внедрение и всемерное продвижение решений, комплексов и систем, базирующихся на открытом программном обеспечении. В опубликованном еще пару лет назад докладе специальной комиссии Европейского сообщества по организации информационного обмена выдвигалась идея создания программного «депозитария», доступ к использованию и пополнению которого могли бы иметь как системные администраторы центральных учреждений Союза, так и их коллеги в госструктурах стран – членов ЕС. По мнению авторов доклада, формирование подобного банка ПО позволило бы упорядочить и облегчить процессы автоматизации деятельности аппарата Евросоюза и национальных государственных институтов во взаимоотношениях друг с другом, с торгово-промышленными предприятиями и с населением «новой Европы».
А в июле прошлого года по итогам конференции E-government Conference 2003, проходившей при участии представителей международной политической и деловой элиты, практиков, ученых и экспертов из информационно-технологических и экономических областей, Еврокомиссия издала инструктивный документ с пространным названием «Linking up Europe: The Importance of Interoperability for E-government Services» («Объединение Европы: Необходимость взаимосовместимости систем электронного правительства»), в котором настоятельно рекомендовала руководящим органам стран Сообщества расширять применение открытых стандартов и программ на основе принципов Open Source при создании различных компонентов электронных правительств. «Электронные правительства призваны повысить эффективность внутреннего управления и функционирования, сделать прозрачной и информационно открытой деятельность государства, сэкономить средства при переходе к онлайновым тендерам на товары и услуги, востребованные федеральными и местными структурами управления, — говорится в документе. — Рядовым гражданам это значительно упростит процедуры уплаты налогов, пошлин, сборов и других платежей, получение информации о работе ведомств и учреждений, контроль за использованием местного бюджета и многое другое».
Задачи реорганизации систем государственного администрирования и экономических механизмов в странах ЕС, строительства на пространствах Старого Света единой обновленной «электронной Европы», состоящей из эффективных и взаимосвязанных элементов — е-правительств входящих в нее территориально-политических образований — относятся сейчас к тому не слишком-то обширному кругу вопросов, по существу которых ни в Еврокомиссии, ни среди верховных властей различных евросоюзных стран не существует каких бы то ни было распрей или принципиальных расхождений во мнениях. Важность и злободневность развития и совершенствования практики e-government на платформе взаимосовместимых решений и стандартов предусматриваются всеми действующими актами, планами и мероприятиями по континентальной информатизации — от широкомасштабной, многоцелевой и долгосрочной программы «eEurope» до утвержденного два месяца назад к финансированию ЕС проекта внедрения программ с открытыми кодами в информационные системы европейских госадминистраций.
Идея создания на континенте соответствующей велениям времени системы взаимосвязанных ИТ-ориентированных органов государственного управления и максимально динамичной и конкурентоспособной экономики, использующей весь спектр возможностей электроники, телекоммуникаций и Интернета, возникла в коридорах власти Евросоюза еще в середине 90-х годов. К осени 1999-го она оформилась в первоначальный вариант проекта «Электронная Европа», принятый Европейской комиссией 8 декабря и объявленный ею приоритетным направлением совместных действий стран ЕС по «ускорению развития цифровых технологий и обеспечению того, чтобы все европейцы обладали достаточными навыками для использования этих технологий». А всего три месяца спустя, на специальном заседании Европейского Совета в Лиссабоне, инициатива «eEurope» вошла одной из главных составных частей в программу экономического и социального обновления Старого Света.
Теоретическая база «Электронной Европы»

Согласно установившимся определениям, доминирующей задачей электронного правительства является трансформация внутренних и внешних взаимоотношений государственных органов на основе применения информационных и коммуникационных технологий и использования сопутствующих им операций с целью оптимизации предоставления правительственных услуг населению и бизнесу, расширения степени участия граждан в процессах руководства и управления страной.
К числу первостепенных задач создания системы «Электронной Европы» относится:
- организация прямого адресного двустороннего взаимодействия граждан и правительственных органов на основе глобальных коммуникаций;
- использование интернет-технологий для ликвидации затруднений во взаимоотношениях граждан с правительственными структурами, обусловленных географическими факторами и наличием иерархий административных органов;
- поддержка бизнеса за счет упрощения исполнения административных процедур на основе возможности оперативного онлайнового взаимодействия и исключения избыточного сбора данных;
- обеспечение прямого доступа граждан, компаний, государственных служащих к правительственной, правовой, нормативной и прочей информации на основе формирования единых региональных надведомственных информационных ресурсов;
- повышение прозрачности и упрощение межведомственных связей на базе региональных коммуникаций и единых информационных ресурсов;
- эффективная и результативная структура государственных органов без избыточных уровней управления и с упрощением бизнес-процессов в госорганах;
- сокращение затрат на содержание государственного аппарата посредством интеграции и устранения избыточных или дублирующих функций.
(Из материалов «eEurope 2005 Action Plan»)


«Старая Европа сегодня находится на верном пути к скорейшему превращению в „электронную Европу“. Но говорить о полной и безоговорочной победе идей электронизации пока рано. Успех этого дела зависит от всех нас».
Эркки Лииканен, уполномоченный комиссар Евросоюза по вопросам промышленного и информационно-технологического развития

Превращению идеи в конкретизированный инновационный проект, безусловно, содействовало осознание руководством ЕС того, что применение цифровых технологий превращается в ключевой фактор экономического прогресса и обеспечения занятости. Европе с ее громадной индустриальной инерционностью настала пора ускорить ответную реакцию на бурный рост электронизации бизнеса и государственного управления, дабы окончательно и бесповоротно не отстать от Америки, в которой Интернет стал естественной средой осуществления деловых операций, правительственных функций и предоставления услуг населению. К моменту начала выполнения планов «Электронной Европы» в США одних только штатных сотрудников web-компаний насчитывалось свыше 2,3 млн. человек, а связанных с ними вторичных рабочих мест — почти 1,6 млн. Именно условия назревшей политико-экономической ситуации в совокупности с опасностью поражения в извечном трансатлантическом соперничестве стимулировали такой стремительный рывок в развитии европейских цифровых технологий и онлайновых процессов, что уже к апрелю 2002 г. объем web-сервисов, реализуемых в странах ЕС, вырос в 16 раз.
В июне того же 2002 г. на конгрессе в Севилье Совет Европы утвердил вторую, «исправленную и дополненную» редакцию программы электронизации ЕС, которая в окончательной форме под названием «План действий до 2005 г.: Электронная Европа: информационное общество для всех» («eEurope 2005 Action Plan: An information society for all») была затем ратифицирована Советом министров стран – членов Евросоюза. Важнейшей задачей ближайших лет, по оценкам Еврокомиссии, является развитие инфраструктуры высокоскоростного интернет-доступа: комиссионеры обратились к правительствам стран, входящих в Совет Европы, с призывом стимулировать рыночную конкуренцию между провайдерами высокоскоростного доступа и увеличение инвестиций в сооружение новых телекоммуникаций.
«eEurope 2005 Action Plan» предусматривает вложение миллиарда евро из средств ЕС в развитие широкополосной связи в беднейших регионах Европы. По сообщениям ответственных лиц Еврокомиссии, деньги, полученные из «структурных фондов» этой международной организации, и «финансовое стимулирование» расходов из независимых источников должны способствовать распространению широкополосной связи по всей Европе. «Мы планируем, что уже к 2005 году широкополосные коммуникации дадут Европе ощутимые социальные и экономические преимущества», — утверждает Эркки Лииканен, член Еврокомиссии, ответственный за развитие корпоративных информационных сообществ.
В тексте «Плана действий до 2005 г.» не может не обращать на себя внимание стремление руководства ЕС сделать упор на необходимость активизации частного бизнеса в деле инвестирования большинства телекоммуникационных проектов континентального, национального и регионального уровней. С учетом того, что в рамках программы развития информационных и коммуникационных технологий на эти нужды Еврокомиссией уже выделены 6 млрд. евро и, по оценкам специалистов, нынешнее расширение Союза делает неизбежным увеличение этой суммы к 2006 г. как минимум на 25–30%, вопрос экономии централизованных средств за счет перенесения основной тяжести расходов на плечи приватных фондов, банков и компаний приобретает особую остроту.
Тем временем Еврокомиссия продолжает вносить правки в свою стратегическую концепцию «eEurope-2005». В опубликованном незадолго до исторической даты 1 мая официальном пресс-релизе сообщалось, что необходимость очередных изменений программы организации общеевропейского электронного правительства вызвана неравномерностью ИТ-развития государств, вступающих в Союз. Эти изменения должны быть подготовлены в срочном порядке для утверждения на июньской сессии Совета ЕС.
Результаты последнего исследования состояния электронных госструктур в странах – новичках Евросоюза свидетельствуют о том, что по сравнению с 2001 годом количество общедоступных онлайновых государственных услуг в них, безусловно, увеличилось — причем в наибольшей степени (почти в два раза) возросло число «однонаправленных» интерактивных сервисов, не предусматривающих обратной связи органов власти с пользовательской аудиторией. Аналитиками Еврокомиссии отмечаются, в частности, большие успехи, достигнутые за короткий срок в деле строительства e-government на Мальте, а также эффективная система электронного сбора налогов, реализуемая в Эстонии, и комплекс «семейных онлайновых сервисов», который вводится в действие в Чешской республике.
Однако в целом степень развитости электронных правительственных служб в этих странах соответствует пока лишь базовому уровню ЕС и значительно уступает стандартам передовых европейских государств. В большинстве случаев власти будущих членов Евросоюза не смогли пока продвинуться дальше создания сугубо информационных сайтов и порталов, единственной функцией которых остается распространение сведений о работе правительственных органов и публикация электронных форм разнообразных регистрационных документов. «Основные усилия этих государств в ближайшее время должны быть направлены на обеспечение онлайновой обратной связи с гражданами, общественными организациями и предпринимательскими структурами своих стран, — говорится в аналитическом отчете комиссии. — В настоящее время для строительства подлинного электронного правительства уже недостаточно односторонних информационных услуг — необходимо более энергичное налаживание двусторонних транзакций между государством и обществом».
«Органы государственной власти за последний год добились значительного прогресса в деле развития своих web-структур, но при этом нельзя не отметить, что они еще чрезвычайно далеки от планового уровня, которого необходимо достичь к 2005 году».
Из отчета комиссии британского общества ИТ-менеджмента за 2003 г.

В последнее время выясняется, что понятие стандарта передовых, с точки зрения цифровых технологий, европейских государств отнюдь не является столь уж высоким. При том, что работы по внедрению е-правительственных систем идут сейчас в странах Евросоюза, пожалуй, активнее, чем в каком-либо другом регионе мира, и сообщения о вводе в эксплуатацию все новых и новых государственных web-сервисов поступают сплошным потоком, вопросов о степени их реальной эффективности возникает пока больше, чем ответов. Распространенные в сентябре прошлого года результаты опроса интернет-аудитории наиболее развитых европейских стран (Франции, Германии, Великобритании, Италии, Испании, Швеции и Нидерландов), проведенного агентством Nielsen/NetRatings, показали, что в шести из семи вышеперечисленных государств процент охвата населения услугами e-government не превышает 5,5–6%, и только в Швеции достигает 15%. Доля пользователей Интернета, ежемесячно посещающих хотя бы один правительственный сайт, колеблется от 15% в Голландии до 35% в Испании, Италии и Швеции. Ну а об уровне полезности и показателе практической востребованности государственных web-услуг говорит тот факт, что среднее время посещения гражданами электронных госресурсов составляет 4 минуты в Германии или 6 минут в Швеции.
Цели перспективных планов, как миражи в пустыне: чем активнее движешься к их достижению, тем более нечеткими становятся их очертания. К подобным размышлениям приводит содержание шестого ежегодного отчета комиссии британского общества ИТ-менеджмента (Society of IT Management, SOCITM). По мнению экспертов SOCITM, об успешном развитии электронно-правительственных структур на местном уровне свидетельствует тот факт, что количество транзакционных сайтов (т. е. тех, которые обеспечивают обратную связь с гражданами и предприятиями не только в форме информационного обмена, но и в виде оказания реальных услуг и осуществления экономических сделок) в течение 2004 г. увеличилось на 23%, а по сравнению с 2002 г. — почти наполовину.
Одновременно с этим комиссия вынуждена была констатировать, что продвижение локальных структур e-government в подавляющем большинстве из тех 14 сервисных направлений, которые были обозначены в общенациональной программе в качестве приоритетных, на сегодняшний день явно тормозится и намеченные по этим направлениям плановые показатели к 2005 г., скорее всего, достигнуты не будут. Однако члены комиссии, в общем и целом, вовсе не склонны обвинять в этом руководство муниципалитетов и прочих региональных органов власти: в отчете SOCITM содержится открытая критика в адрес авторов проекта из Управления делами первого заместителя премьер-министра Великобритании, которые при определении приоритетов электронизации зачастую не учитывали специфику отдельных областей страны и игнорировали местные интересы и потребности конкретных категорий населения.
Такая точка зрения подтверждается, в частности, недавней публикацией в газете «Financial Times», достоянием которой стал конфиденциальный доклад правительственного Департамента по делам коммерции, подписанный теперь уже бывшим его главой Питером Гершоном. В этом докладе предлагается весьма радикальный способ разрешения значительной части проблем бюджетного дефицита: только за счет тотального, волевого и безальтернативного перевода в электронный режим нескольких самых массовых правительственных функций (связанных, например, с налогообложением и оплатой коммунальных услуг) оказывается возможным сократить тысячи и тысячи госслужащих и сэкономить на этом до 15 млрд. фунтов стерлингов в год. При этом большая часть населения страны, включая бизнесменов, квалифицированных рабочих, служащих, студентов и т. д., априорно признается «электронно-грамотной», а следовательно, способной и готовой к всеобщему восприятию этих правительственных новаций. Ну а тем гражданам, которые окажутся не в силах сразу адаптироваться к условиям обязательной электронизации, рекомендуется поначалу вникать в тонкости ее процедур при помощи телефонной связи со специальными консультационными call-центрами.
Так что, в процессе изучения подобных материалов возникает и еще одна «светлая мысль»: оказывается, стремление силой протащить кого-то в счастливое будущее свойственно не только диктатурам. Даже в самом, что ни на есть цивилизованном и высокоразвитом государстве, непременно найдутся чиновники, для которых интересы собственных планов всегда останутся превыше всего.
«eEurope-2004»: новости одной строкой

Апрель
20. 04 Евросоюз приступил к финансированию еще одного проекта в рамках программы «Электронная Европа» – широкомасштабному внедрению программ с открытыми кодами в информационные системы госадминистраций.
19. 04 Страны ЕС договорились о расширении электронного обмена данными по вопросам безопасности в целях объединения усилий в борьбе с терроризмом.
16. 04 Экспертные исследования показали, что сайты электронного правительства Великобритании имеют существенные ограничения общественного доступа.
15. 04 В Еврокомиссии возобновлена дискуссия по проблеме электронной регистрации патентов.
14. 04 Финская государственная система электронных идентификационных карт обеспечивает массовый доступ населения к услугам e-government.
12. 04 Система социального обеспечения Дании готовится к проведению второго «Электронного Дня», нацеленного на пропаганду компьютерных госсервисов.
10. 04 Итальянское правительство выделяет средства для осуществления реформы своих бэк-офисных систем.
09. 04 В Германии опубликованы результаты разработок и программа распространения новейших систем биометрического контроля.
07. 04 Последний анализ результатов внедрения ИТ в практику работы общественных служб государственных администраций Евросоюза показывает заметное повышение эффективности использования ими электронных систем в различных аспектах.
06. 04 Европарламент выступает против предоставления Соединенным Штатам запрашиваемого ими расширенного перечня сведений о пассажирах, следующих из стран ЕС.
02. 04 Европейские правозащитные организации проводят кампанию протеста против строительства глобальной инфраструктуры тотального биометрического контроля.

Март
31. 03 Совет Европы настаивает на обязательной общественной и профессионально-аудиторской проверке всех вводимых в действие систем электронного голосования.
30. 03 Еврокомиссия анонсирует новый тематический портал
«Информационное Общество» («Information Society»).
25. 03 Опубликованный в Германии отчет «Online Сrime» свидетельствует о росте интернет-преступности.
24. 03 «Помимо технологического совершенствования, муниципальным структурам электронного правительства Франции настоятельно требуется „культурная революция“», — говорится в докладе специальной экспертной комиссии.
23. 03 «Несмотря на широкое использование ИКТ в практике деятельности государственных органов ЕС, эти технологии пока не смогли существенно повлиять на развитие демократических процессов», — констатируют представители Европейского Союза «Демократия и гражданское общество».
19. 03 Начало свою работу Европейское агентство по сетевым коммуникациям и информационной безопасности (European Network and Information Security Agency, ENISA).
17. 03 Система электронных выборов успешно прошла тестирование в Испании.
16. 03 На повестке дня заседания кабинета министров Франции — вопросы развития системы электронных госзакупок.
15. 03 Сайт «Europa» функционирует уже на 20 языках.
09. 03 По решению Еврокомиссии, цели и требования программы «eEurope-2005» должны распространяться на всех новых членов ЕС, вступающих в организацию с 1 мая этого года.
08. 03 Новые правила здравоохранения граждан Евросоюза предусматривают использование электронных карт медицинского страхования единого образца.
03. 03 Экономисты считают, что система e-government тормозит рост благосостояния швейцарских граждан.
02. 03 Германия замораживает проект строительства специализированного государственного портала по обеспечению занятости населения.
01. 03 Корпорация Microsoft начинает разработки в сфере электронной биометрии.
(Из сообщений европейских информационных агентств)


Источник: Инфобизнес-он-лайн
2 июля 2004

версия для печати



© Фонд "Новая экономика"
 
тел: +7 (095) 925-02-46
921-44-38
e-mail: info@neweco.ru
Рейтинг@Mail.ru     Rambler's Top100