Сегодня: 22 января 2022г.
События
 
Анонсы
 
Новости
 
Календарь
 <<< Январь - 2022 >>> 
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
            1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031         

Рекомендуем:


НОВОСТИ

Все новости
ИКТ в обществе


Развитие информационного общества в России

ИКТ в обществе  | 29 июня 2004

Юбилейное заседание Центра развития информационного общества (РИО-Центр), посвященное первой годовщине со дня начала его работы, прошло на прошлой неделе в Центре международной торговли на Краснопресненской набережной. В заседании приняли участие министр информационных технологий и связи Леонид Рейман и руководитель аппарата правительства Дмитрий Козак. Перед началом заседания Рейман подвел итоги работы центра. Он сообщил, что итогом проводимых на дискуссионной площадке Центра экспертных обсуждений станет документ "Развитие информационной области в России". В дальнейшем положения документа будут использоваться в работе правительственных структур для "опережающего развития" информационной отрасли и формирования в стране нового информационного общества.

"При отказе от сырьевой зависимости информационная отрасль может стать лидером развития страны", – заявил Леонид Рейман в своем выступлении. "Черты и тенденции" информационного общества, к которому России следует стремиться, уже обозначены в документе "Национальная стратегия России". Там же определена программа вхождения России в глобальное информационное пространство. Теперь РИО-Центр сосредоточится на выработке практических рекомендаций по ее воплощению. Министр информационных технологий и связи назвал основной задачей Центра обеспечение "движения России вперед, к информационному обществу".

За последний год на площадке РИО-центра прошло более 40 круглых столов и семинаров, посвященных тематике информационного общества. В них участвовали чиновники федерального уровня, ученые, ректоры вузов. Особенное значение получила серия круглых столов, посвященных "экономике информационного общества", или "экономике знаний" (под руководством вице-президента РАН, академика Александра Некипелова). На них обсуждалась важнейшая тема реструктуризации экономики в новом обществе. Общий вывод этой серии дискуссий таков: революционное внедрение информационно-коммуникативных технологий поставит перед Россией задачу качественного изменения науки и образования в стране. Кроме того, в РИО-Центре состоялись семинары по электронной коммерции в России, международной кооперации и внедрению системы электронного документооборота. Одним из важнейших направлений работы Центра стало создание детских компьютерных центров (КОМПАС-центры), в развитии которых большую роль сыграл академик РАН Евгений Велихов.

Особое место среди проектов РИО-Центра занимает разработка основных положений административной реформы. Инициатива этой работы принадлежит руководителю аппарата правительства Дмитрию Козаку, а в ее основу легла концепция электронного правительства. Итогом дискуссий стал пакет документов "Административная реформа в условиях становления информационного общества", получивший высокую оценку со стороны правительства и президента России. По словам министра Реймана, далее в рамках работы центра предполагается создать комплекс предложений, касающихся структур администрации президента и аппарата правительства. В течение минувшего года уже состоялся ряд мероприятий соответствующей направленности.

Так, вместе с компанией IBM РИО-Центр провел форум "Перспективы передовых информационных технологий ФЦП "Электронная Россия" для поддержки административной реформы". На форуме "Выборы-2003" прошел семинар по возможностям использования сети Интернет в ходе избирательной компании и вопросам электронной демократии. Министр информационных технологий и связи привел в пример систему "ГАС-Выборы", когда "97 тыс. точек были развернуты по всей России и позволили подсчитать итоги выборов за три часа". Также обсуждалась концепция создания электронного учета населения. В настоящее время вместе с Центром Аденауэра РИО-Центр проводит онлайн-конференцию, где на уровне экспертного сообщества обсуждаются проблемы электронной демократии и правительства. Таким образом, создана электронная модель взаимодействия власти и правительственных институтов и осуществляется "экспертиза важнейших государственных решений".

Административная реформа

Присутствовавший на заседании Дмитрий Козак рассказал, как проходит реализация экспертных решений в институтах власти. В понятие административной реформы входят три составляющих: реформа госслужбы, реформа местного самоуправления и преобразования в федеральных органах исполнительной власти. Недавно принят "Закон о госслужбе", который устанавливает три ее вида: гражданская, военная и правоохранительная. Однако пока нет единства в подходах к реализации этого закона в различных ведомствах. Также предстоит установить "четкие, понятные правила поведения госслужащих, прозрачные принципы их финансирования". По словам главы аппарата правительства, непонятно, "во сколько налогоплательщику обходится содержание госслужащих". Это тоже подлежит определению в ближайшее время.

Законом о местном самоуправлении определены зоны ответственности органов власти. До недавнего времени органы местного самоуправления находились под плотной опекой федерального центра. При этом они практически не имели прав и не несли ответственности за свои действия. По мнению Козака, эта задача решена, "удалось жестко увязать полномочия властей с их финансовыми возможностями". Основная цель реформы в этой области на сегодняшний момент – добиться принятия тех решений, которые власть в состоянии выполнить. Что же касается избыточных функций исполнительной власти, то сейчас проводится разделение ее регулятивных и надзорных функций. "Это не идеальная схема управления, но это шаг вперед, который позволит выстроить понятную схему", – заявил Дмитрий Козак. Такая система позволит персонифицировать ответственность чиновников за состояние дел в сфере их компетенции.

Создание структуры электронного правительства, если рассматривать его как некое моделирование правительственной работы, поможет решить большую часть поставленных задач. Дмитрий Козак сообщил, что при участии Министерства информационных технологий и связи образована рабочая группа, которая и займется данной проблемой.

"Опыт работы позволяет с оптимизмом смотреть на перспективы развития информационного общества", – Леонид Рейман. Однако рекомендации экспертов должны быть обоснованными, объективными и соответствовать современным технологиям". По его мнению, РИО-Центр должен оставаться "экспертной дискуссионной площадкой в плоскости практических рекомендаций правительству". Рабочие группы предполагается сформировать не только для обсуждения модели электронного правительства, но и по ряду других направлений. Сейчас речь идет о сферах экономики, права, образования и электронной коммерции.

Наука и образование

На рабочем заседании прозвучало также сообщение вице-президента РАН, академика Александра Некипелова. Он коснулся проблем формирования инновационной экономики в России, отметив, что "в стране взят курс на формирование экономики знаний". Поскольку не существует единой модели экономики, основанной на знаниях, в каждой стране наличествует собственный подход к ее толкованию. При формировании российской модели важно, с одной стороны, учесть международный опыт в этой области, а с другой, критически относиться к его применению. В частности, далеко не все страны могут развивать фундаментальную науку. Во-первых, она требует огромных затрат. Во-вторых, должен существовать отдельный сектор экономики, который будет использовать ее идеи. А на это нужны большие ресурсы. Россия пока продолжает входить в число стран, где существует фундаментальная наука. Однако прикладная база уже разрушается, и пока непонятно, хватит ли институциональных форм для решения задачи ее восстановления. Кроме того, значительная проблема России – в невосприимчивости производства к научным знаниям.

Решить эту проблему может продуманное распределение ресурсов, в том числе финансовых. Однако сегодня, к сожалению, практикуется ряд неверных подходов к финансированию науки. Так, по мнению Некипелова, неправильна концепция Минфина РФ, которая предполагает перевод всей бюджетной сферы на сдельную оплату. Но дело в том, что труд ученого практически не поддается квантификации и не может быть оценен по сдельному принципу. Опасность существует и в предложениях интегрировать науку и образование. Друг без друга эти сферы не могут существовать, однако формирование научно-образовательных конгломератов на основе 2-3 институтов нанесет по науке сильный удар, поскольку приведет к дезорганизации.

Неверна также мысль, что научный процесс пойдет в гору, если передать управление финансированием науки из рук чиновников в частные руки. Эта модель работает, когда управленец тратит свои собственные деньги. А когда он распоряжается средствами из бюджета – на первый взгляд, бесконечными, – эффективность их размещения снижается до нуля. Александр Некипелов отметил, что при отсутствии "баланса спроса и предложения" на образовательные и научные услуги нельзя передавать управление ими только в частные руки.

Для реализации инновационной экономики, с его точки зрения, важно найти способ перераспределения ресурсов из сырьевой сферы в сферу образования и науки. Для этого есть несколько механизмов. Среди них, например, такой, как кредитование импортеров высокотехнологичного оборудования, не производящегося в нашей стране. Другой способ – создание под контролем государства структуры для коммерческой эксплуатации научных разработок. Деньги от ее деятельности следует направлять на финансирование научных институтов. Такой вариант развития мог бы решить вопрос экономического обеспечения науки в России.

Итоги

Говоря об инновационной экономике, мы рассматриваем область, где производятся, сохраняются и распространяются знания. Она может быть сформирована и поддержана только при деятельном участии со стороны государства. Политическая система играет важную роль в выборе и реализации общественных приоритетов. Поэтому рассуждать о развитии информационного общества, построенного на инновационном подходе, невозможно без определения его ключевых позиций: государственной структуры и ее отношения к научно-образовательному процессу.

Год работы РИО-Центра показал, что научные дискуссии на этой площадке оказывают неоценимую помощь правительству в том, что касается движения к информационному обществу. Подводя итоги работы экспертов, привлеченных Центром к обсуждению проблем информационного развития, министр информационных технологий и связи Леонид Рейман назвал ее крайне значимой в масштабе страны. По его словам, документ "Развитие информационной области в России" планируется вскоре вынести на суд Совета по науке и высоким технологиям при администрации президента России.


Источник: Politcom.ru
29 июня 2004

версия для печати



© Фонд "Новая экономика"
 
тел: +7 (095) 925-02-46
921-44-38
e-mail: info@neweco.ru
Рейтинг@Mail.ru     Rambler's Top100