Сегодня: 02 декабря 2021г.
События
 
Анонсы
 
Новости
 
Календарь
 <<< Декабрь - 2021 >>> 
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      12 34
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Рекомендуем:


НОВОСТИ

Все новости
ИКТ в обществе


Аудитория Рунета становится все более исследованной

ИКТ в обществе  | 25 июня 2004

На этой неделе сразу две российские исследовательские компании выпустили статистические отчеты по численности и составу аудитории русскоязычного сегмента Сети. Наиболее интересные данные из этих документов, а также комментарии сторонних аналитиков «Веб-информ» публикует сегодня.

23 июня вышел третий информационный бюллетень J’Son & Partners, посвященный исследованию Рунета. На этот раз аналитики компании сконцентрировали свое внимание на двух пунктах: прогнозах по росту количества пользователей и доходах провайдерских компаний. А 20 июня увидел свет седьмой выпуск итогов опросов «Интернет в России» Фонда «Общественное мнение» (ФОМ).

По данным J’Son & Partners, к началу лета текущего года объем недельной российской интернет-аудитории достиг отметки в 5,9 млн человек. Эта цифра оказалась на 1,4 млн больше, чем в прошлом году. Как утверждают аналитики компании, в связи с тем, что среднегодовой рост этого показателя составляет в настоящее время 30%, к концу 2004 года следует ожидать его увеличение до 7,6 млн человек. По замечанию Леонида Делицына, аналитика компании «Рамблер», J’Son & Partners немного снизили планку прогноза: в марте эта цифра составляла 8 млн. В то же время был скорректирован такой параметр, как численность месячной аудитории: он увеличился с 15 млн (данные за март) до 15,3 млн. Согласно словам Бориса Овчинникова, ведущего аналитика J’Son & Partners, эти изменения связаны с уточнением прогноза, появлением данных за первое полугодие и пересмотром предположений о соотношении динамики недельной и месячной аудитории.

По данным J’Son & Partners, к концу 2004 года уровень проникновения Интернета в России должен составить 6,5% в расчете по недельной или 12,5% в расчете по месячной аудитории. Однако, замечает Федор Вирин, эти данные не соотносятся с другими цифрами отчета. Поскольку J’Son & Partners прогнозирует увеличение месячной аудитории к концу 2004 года до 15 млн, а население России сейчас исчисляется менее чем 150 млн человек, уровень проникновения из расчета по месячной аудитории должен достичь не 12,5%, а около 10%.

Измерения J’Son & Partners существенно разошлись с данными ФОМа, обнародованными несколькими днями ранее. Недельную аудиторию Рунета в ФОМе оценивают в размере 8,5 млн человек, что на 44% больше, чем следует из бюллетеня J’Son & Partners. Стоит отметить, что при этом, по словам Бориса Овчинникова, при подготовке своего отчета в J’Son & Partners руководствовались информацией целого ряда структур, занимающихся исследованием аудиторных показателей Интернета (таких как SpyLOG, «Рамблер», Mail.ru, «Мониторинг.ру», «Левада-Центр»), в числе которых оказался и ФОМ. Очевидно, это расхождение мотивировано тем, что аналитики J’Son & Partners занимались «критической» переоценкой исходных данных от перечисленных организаций.

Как утверждают в J’Son & Partners, объем российской интернет-аудитории меняется в соответствии с «устойчивыми годичными циклами», которые включают в себя следующие фазы: медленный рост в первые месяцы года, спад в мае-августе и резкий скачок в период осеннего бизнес-сезона (последняя треть года). Поэтому тот факт, что в настоящее время по сравнению с данными на январь количество интернет-пользователей в стране не изменилось никак, не вызывает у сотрудников J’Son & Partners никаких опасений. «Отсутствие роста – временное явление, вызванное сезонным фактором», – говорится в отчете компании.

Правда, Леонид Делицын замечает, что в этом году для российского Интернета «сезон отпусков» еще не наступил. «Немного неожиданно по ФОМу некоторое замедление роста, потому что, если посмотреть на статистику ведущих порталов, таких как "Рамблер", "Яндекс" и Mail.ru, то их статистика никакого замедления не отражает – так, чтобы оно бросалось в глаза, – скорее, наоборот. Например, число посетителей "Рамблера" растет быстрее, чем предполагалось. На Mail.ru пока тоже нет "сезонного" замедления: то есть в апреле и мае аудитория была больше, чем в марте, и больше, чем зимой. А по ФОМу у нас получается, что фактически нет никакой разницы».

По словам г-на Делицына, до сих пор цифры роста по статистике ФОМа были выше, чем данные счетчиков. «А сейчас ситуация почему-то изменилась, то есть ФОМ показывает резкое сравнительно замедление, а счетчики, наоборот, показывают некоторое оживление по сравнению с тем, что они показывали раньше», – говорит он.

Ефим Галицкий, ведущий специалист отдела обработки данных ФОМа, полагает, что причина расхождения кроется в различной «системе координат». «Пользователями мы называем тех, кто хотя бы раз в течение последнего полугода работал минимум с одной из служб Интернета», – комментирует цифры г-н Галицкий.

Поэтому если брать месячную или недельную аудиторию по J’Son & Partners, то мы наблюдаем рост. А статистика полугодовой аудитории по ФОМу свидетельствует о спаде динамики роста.

По мнению г-на Делицына, такое положение дел естественно и прогнозируемо. «По прошлым результатам ФОМа получался парадоксальный на первый взгляд итог, который состоял в том, что общая, или полугодовая, аудитория росла быстрее суточной. Это противоречит прошлым представлениям о том, что Интернет используется все более интенсивно. Получалось наоборот, что приходит большое число людей, которые пользуются Интернетом очень редко. Теперь ситуация вернулась к той, которая была более ожидаема первоначально, то есть суточная аудитория выросла все-таки больше, чем полугодовая», – дает свое объяснение ситуации г-н Делицын.

Представители ФОМа считают, что такие данные говорят о том, что Рунет дошел до своей критической точки. «Рост не может продолжаться до бесконечности. Каждый квартал прошлого года прирост пользователей составлял один процентный пункт, и наконец [он] дошел до 13%. Это число оказалось для нас несчастливым. И мы немножко приостановились. Рост весной по сравнению с зимой оказался минимальным – чуть больше 3%. По-видимому, следует ожидать даже падения доли пользователей», – комментирует данные ФОМа Ефим Галицкий.

Впрочем, по данным Федора Вирина, исполнительного директора компании SpyLOG, размер аудитории в любом случае несколько занижен. Кроме того, по его мнению, на сегодняшний день большой проблемой исследований аудитории Сети является отсутствие четкой формулировки, детерминирующей «пользователя Интернета». «Если следовать строгому определению, которого я последнее время придерживаюсь и которое вытекает, в частности, из направленности "Электронной России" (и вообще из существующей сегодня схемы Интернета в стране), то понятие "месячная аудитория" выглядит странно (пользователем Интернета является человек, имеющий собственную точку для выхода в Интернет, которой может воспользоваться практически каждый день, и обращающийся к Интернету не реже раза в неделю). Таким образом, мы можем говорить о недельной аудитории Интернета», – считает г-н Вирин.

Вторым пунктом в отчете J’Son & Partners стали доходы от услуг передачи данных и от предоставления доступа в Интернет. Как и в случае с аудиторными показателями, сведения по доходам операторов связи за 2003 год значительно разошлись с теми, что аналитики J’Son & Partners использовали в качестве «стартовых». Компания оценила объем выручки от продажи доступа в Сеть и транзита трафика за предыдущий год в $880 млн; при этом, по информации Госкомстата и Минсвязи, эта сумма составила $715 млн.

Как рассказал «Веб-информу» Борис Овчинников, его компания для получения более точных данных дополнила официальную статистику Госкомстата и Минсвязи оценками объема доходов по «серому» сегменту (в первую очередь – домовые сети, а кроме того, многие небольшие и некоторые крупные региональные провайдеры). «Серыми» в этом случае J’Son & Partners называет компании, которые не предоставляют в Госкомстат отчетность по объему услуг связи; в сумме на них приходится более 15% доходов отрасли.

В 2003 году, по данным J’Son & Partners, доходы операторов росли со скоростью 38%. В текущем году ситуация должна измениться: увеличение объемов трафика сводится на нет (с точки зрения прибыльности) из-за снижения тарифов. По утверждению J’Son & Partners, в 2004 году темп роста доходов упадет на 13% и составит 25%.

Что касается категорий клиентов, приносящих прибыль операторам, то здесь главные позиции по-прежнему занимают корпоративные пользователи. Однако в ближайшие годы, по предположению J’Son & Partners, появится новая тенденция – основным источником роста выручки станут домашние пользователи.


Автор: Михаил Ушаков
Источник: Webinform.ru
25 июня 2004

версия для печати



© Фонд "Новая экономика"
 
тел: +7 (095) 925-02-46
921-44-38
e-mail: info@neweco.ru
Рейтинг@Mail.ru     Rambler's Top100