Сегодня: 07 декабря 2021г.
События
 
Анонсы
 
Новости
 
Календарь
 <<< Декабрь - 2021 >>> 
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1234
567 891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Рекомендуем:


НОВОСТИ

Все новости
ИКТ в госсекторе


Андрей ШАРОВ: За сокрытие информации чиновник заплатит 200 долларов

ИКТ в госсекторе  | 9 июня 2004

В феврале прошлого года правительство одобрило постановление об информационной открытости федеральных органов власти. Постановление № 98 содержало перечень информации (58 позиций), которую министерства и ведомства должны размещать на своих сайтах. Министров, не уделивших внимание работе с интернетом и задумавшихся на тему информационной открытости только после соответствующего заявления президента, повергла в шок необходимость отдавать в сеть данные о хозяйственной деятельности, тексты собственных публичных выступлений. МЧС тревожилось за перегруз сети, а бывшее ФАПСИ просило денег на борьбу с хакерами. В итоге чиновники устали сопротивляться. Директор департамента государственной службы Минэкономразвития Андрей ШАРОВ рассказал корреспонденту "Известий" Елене КОРОП, что постановление принесло гораздо больший эффект, чем ожидалось. Сейчас ведомства готовятся к вступлению в силу закона, по которому за недостаточную информационную открытость придется отвечать в суде.

- Как изменилось качество интернет-ресурсов министерств и ведомств после вступления в силу постановления правительства об информационной открытости?

- Объем информации, размещаемый на сайтах госорганов, увеличился кратно. Год назад у ряда министерств сайтов не было вообще или они находились в нерабочем состоянии. На данный момент свои сайты в сети интернет имеют 100% министерств, 44% служб, 64% агентств. Это очень неплохой показатель с учетом недавней реструктуризации правительства. Практически все сайты по объему и структуре информации соответствуют требованиям постановления. Ряд ведомств изменили дизайн сайтов, улучшили навигацию. Появились интерактивные форумы, на которых обсуждаются злободневные темы.

- Вы не составляете рейтингов информационной открытости?

- В начале июня министерство внесло в правительство предложение разработать и утвердить методику сопоставления интернет-ресурсов органов госвласти и раз в полгода составлять рейтинги их информационной открытости. Но составление рейтингов - не функция государства. Мы предлагаем заказывать эту работу компании, победившей на открытом конкурсе. То есть по тому же принципу, по которому проводится любая закупка для государственных нужд.

- Есть данные о росте расходов госорганов на поддержание интернет-ресурсов?

- Все работы проводились за счет внутренних ресурсов ведомств. Это мировая практика. Но в бюджетных докладах на 2005 год появится специальная строка, в которой ведомства покажут, сколько тратят на техническое оснащение, на оплату персонала, физическое поддержание информационного ресурса. Информационная открытость - одна из функций государства, и мы должны знать, в какие средства она обходится. Заодно мы сможем сравнить, какие министерства сколько тратят на исполнение этой функции и каков результат.

Стоит напомнить, что, когда принималось постановление, министры говорили: вот вы сейчас напишете, что мы обязаны вывешивать на сайт, и нас замучают вопросами и претензиями. Однако мы не получили сигналов о том, что ведомства перегружены запросами. Нет давления снизу, нет общественного контроля, а это очень плохо.

- Может быть, общество не верит в саму возможность добиться от власти какой-то информации?

- А вы попробуйте, запросите, и мы будем опираться на эти результаты. Другое дело, что 98-е постановление не предусматривает юридической ответственности за непредоставление информации. Его исполнение - вопрос дисциплины и сознательности чиновников. Постановление - временная мера, и должно действовать до момента вступления в силу закона "О доступе граждан к информации об органах государственной власти". Закон обяжет госорганы размещать в сети всю открытую информацию по более широкому перечню, чем предполагает постановление, и предоставлять ее по запросам граждан в установленные сроки. За нарушение предусматривается административная ответственность.

- Насколько мне известно, проект закона о доступе к информации внесен в правительство в марте 2003 года. Что с ним происходит?

- В плане его рассмотрение запланировано на август. Концептуальным препятствием на пути закона стали разногласия с правовым управлением президента, которое считает, что закон должен распространяться только на органы исполнительной власти: федеральные и субъектов. Мы же считаем, что правила доступа к информации должны быть едиными для всех органов. Иначе придется в законе о Счетной палате, о Центризбиркоме делать отдельные главы, предусматривающие правила функционирования этих органов в сети. Такого нет в практике ни одной страны. Безусловно, определенная информация должна размещаться в сети и предоставляться гражданам по другим законам: решения судов, данные спецслужб. Но перечень, содержащийся в законопроекте, разработанном в Минэкономразвития, носит общий характер для всех органов власти.

- Как гражданин сможет отстоять право на получение информации у государства?

- Подготовлены поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые устанавливают штрафы за необоснованное присвоение документу статуса ДСП, непредставление информации в положенные сроки или в неполном объеме. Недовольный гражданин может обратиться в суд. Если суд признает закрытие информации необоснованным, на должностное лицо будет наложен штраф размером, допустим, до $200. Здесь мы отходим от практики других стран, где чиновникам доверяют и считают, что если они закрывают информацию, то делают это добросовестно. Но у нас иначе нельзя.

- Что правительственные ведомства готовы рассказывать о себе?

- Сегодня самые заполняемые рубрики на интернет-страницах министерств - содержание федеральных законов, регламентирующих их деятельность, контактные данные и информация о рабочих поездках руководителей. С большой неохотой ведомства предоставляют данные о результатах внешних и внутренних проверок. Только треть госорганов размещает сведения о госзакупках, то есть о том, на что тратятся бюджетные деньги. Еще одна проблемная рубрика касается реализации гражданином его прав. Человеку нужно получить паспорт, но он не хочет копаться в законах, а хочет получить четкую, сжатую инструкцию о последовательности действий. Очень немногие ведомства предоставляют такую информацию. На сайте налоговой службы, например, можно скачать форму налоговой декларации.

- Это уже считается элементом электронного правительства?

- Не совсем. Налоговую декларацию все равно необходимо предоставлять в письменном виде. В некоторых странах можно зарегистрировать предприятие через интернет. Это называется "правительство 24 часа в сутки". У нас в электронном виде пока можно получить только ответ на информационный запрос.

- "Круглосуточное правительство" в России в принципе возможно?

- Работа в этом направлении ведется в рамках программы "Электронная Россия". Но существуют проблемы финансирования, технического оснащения, подготовки кадров, безопасности каналов связи, низкого уровня "интернетизации" населения. По прогнозам, к 2007 году доступом к интернету будут обладать 15% населения. Для эффективного функционирования электронного правительства этого недостаточно.


Источник: Финансовые известия
9 июня 2004

версия для печати



© Фонд "Новая экономика"
 
тел: +7 (095) 925-02-46
921-44-38
e-mail: info@neweco.ru
Рейтинг@Mail.ru     Rambler's Top100