Сегодня: 28 марта 2024г.
События
 
Анонсы
 
Новости
 
Календарь
 <<< Март - 2024 >>> 
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
          12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728 2930
31           

Рекомендуем:


НОВОСТИ

Все новости
ФЦП "Электронная Россия"


ИНТЕРНЕТ В РОССИИ: ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ


К концу 2003 года обсуждение интернета опять вошло в моду. В этом нет ничего удивительного, ведь впервые после кризиса 2001 года, после двух лет сплошных убытков и разочарований, он стал приносить деньги. Конечно, убыточными были далеко не все сетевые проекты, но все-таки явное большинство, и, что самое главное, среди них оказались наиболее известные и заметные сайты. Объем их прибылей был даже в самом прекрасном, как тогда казалось, будущем несопоставим с расходами, не говоря уже об инвестициях. Однако времена постепенно менялись, и уже к началу 2002 года многие проекты смогли преодолеть последствия кризиса и продолжали набирать обороты. В полную силу о новом подъеме заговорили осенью 2002 года, когда крупнейшие игроки рынка – «Яндекс», а вслед за ним и Rambler – заявили сперва о безубыточности, а потом и о выходе на прибыль.




Выбираем привычное



Пережив второе рождение, интернет снова стал привлекателен для бизнеса, а значит, и для исследователей. Преимущества и сильные стороны сети – скорость коммуникации и ее простота, неограниченность объема и времени контакта, а также информации, передаваемой в ходе этого общения, – никуда не делись. Более того, рост аудитории интернета (а скорость этого роста в России не снизилась после кризиса) сделал все эти преимущества еще более заманчивыми.

В связи с этим победные реляции исследовательских компаний о невероятном (зачастую экспоненциальном) приросте аудитории российского интернета не кажутся удивительными или неожиданными. Но чтобы до конца разобраться в этом феномене, нужно понять, что представляет собой пользователь сети и зачем ему вообще нужен этот интернет.

Основным документом, определяющим общее направление развития интернета в нашей стране, является программа «Электронная Россия». Можно по – разному относиться к самой программе, к ее содержанию, к вероятности ее реализации на практике, но необходимо обратить внимание на следующее: она выражает позицию государства по отношению к интернету и его будущему в этой стране. Вне зависимости от того, насколько успешной сейчас является эта программа, или от того, насколько успешной она будет в дальнейшем, именно заложенные в ней идеи будут определять развитие сети в России.

В первую очередь это идея интернета как коммуникационного канала для взаимодействия населения с властью. Конечно, предполагаются и другие варианты развития – как информационной базы, как торговой точки, как центра совместной разработки, как инновационного катализатора, – однако именно функция коммуникации (причем вертикальной) прописана в программе «Электронная Россия» как основная идея и задача интернета. Именно на это нужно ориентироваться при планировании и проведении исследований.

На практике это выглядит как моделирование аудитории сети на основе отношения пользователей к интернету как к коммуникативному каналу. Действительно, у пользователя всегда существует несколько доступных каналов коммуникации (личное общение, телефон, обычное бумажное письмо, интернет, опосредованное через третьих лиц, и т.д.). Способ общения выбирается каждый раз перед началом коммуникации, в некоторых случаях после долгих раздумий, в других – автоматически, на основании прошлого опыта. Автоматически мы выбираем всегда тот канал, который нам более всего привычен. Здесь работает примерно тот же принцип, что и при выборе марок покупаемых продуктов (например, молока): вторая позиция в мысленном списке вариантов выбирается тогда и только тогда, когда первая недоступна. Соответственно если интернет строится как коммуникативная среда, то его аудиторией будут те пользователи, которые считают интернет основным средством коммуникации, используя его в большинстве контактов.

В этом случае пользователь интернета должен иметь по крайней мере один собственный постоянный доступ в интернет, то есть домашний, офисный или мобильный компьютер с постоянным подключением к сети, который, кроме того, должен являться для пользователя его или почти только его рабочим местом. Также необходимо, чтобы у пользователя был доступ к этому компьютеру не реже одного раза в неделю – иначе не возникает привычки постоянного обращения к этому источнику информации.

В интернете такому определению отвечает «ядро аудитории», а также, хотя и в меньшей степени, недельная аудитория сети. Соответственно именно эти две величины и определят размер аудитории интернета, а следовательно, и его распространение в России в рамках существующей концепции «Электронная Россия». Подобный результат будет не столь оптимистичным, как простой подсчет всех, кто хотя бы раз в жизни видел интернет, но он будет отвечать текущим потребностям в изучении сети и будет отражать реальные границы возможностей коммуникации через интернет.




Точки доступа множатся быстрее



Здесь стоит отметить еще один очень важный момент, касающийся рекламной коммуникации. Основной объем рекламы, приобретаемой в рунете, приобретается на время, рассчитываемое по неделям. Одна-две недели – стандартный срок размещения рекламы на какой-либо площадке в интернете, а следовательно, объем коммуникации считается из недельной (или даже дневной) аудитории, а никак не из месячной и уж тем более полугодовой.

В соответствии с такой моделью размер российской аудитории интернета, по данным системы интернет-статистики SpyLOG, на апрель 2004 года составил 6,8 миллиона человек (рост с декабря 2003 года – 4,9%). Это недельная аудитория, то есть количество пользователей, которые, находясь в России, посещали в течение недели сайты, поставившие у себя счетчик SpyLOG. Данная величина несколько выше действительного количества пользователей интернета в России, поскольку она учитывает не людей, а точки доступа – то есть компьютеры, которые имеют подключение к интернету. В то же время один и тот же пользователь может иметь несколько компьютеров для доступа в интернет, так же как и несколько пользователей могут использовать один и тот же компьютер. Измерения SpyLOG показывают, что в последнее время все более усиливается тенденция к увеличению количества точек доступа у одного человека. Иначе говоря, данные о размере аудитории интернета в России, полученные путем подсчета точек доступа, все время несколько превышают истинный размер аудитории, и с каждым годом этот разрыв становится все больше.

Цифры, которые дает рейтинг Rambler’s Top 100, – 5,5 миллиона человек (рост на 7%) – довольно близки к статистике «Спайлога». Однако при этом следует учитывать, что Rambler’s Top 100, являющийся в первую очередь рейтингом, гораздо жестче остальных счетчиков отсекает любую «подозрительную» статистику, поэтому закономерно, что его данные несколько ниже. Цифры, которые публикует фонд «Общественное мнение», заметно выше – 8,2 миллиона человек (рост на 18,8%), но стоит отметить, что ФОМ использует для измерения интернет-аудитории не счетчик посетителей, а оффлайновые опросы и считает недельной аудиторией тех, кто положительно ответил на вопрос «Пользовались ли вы интернетом хотя бы раз в течение последней недели?».

Рост месячной аудитории сети (то есть пользователей, которые посещали интернет хотя бы раз в течение месяца) в течение 2003 года, по данным SpyLOG и Rambler (эти данные очень близки), составил около 40%, по версии фонда «Общественное мнение» – 52%. Изменение размера аудитории в соответствии с данными ФОМ существенно больше данных SpyLOG и Rambler, а это означает, что количество пользователей интернета растет быстрее, нежели количество точек входа в сеть. В первую очередь это происходит за счет роста числа компьютеров в публичном доступе – в школах, институтах, библиотеках, на почтах, а также в квартирах, где доступ к нему имеют несколько человек.

По мнению Леонида Делицына, ведущего аналитика компании Rambler, рост удельного количества людей, использующих для доступа в интернет один компьютер, будет продолжаться и далее соответственно росту количества домашних компьютеров. Так, например, в Европе количество пользователей на один компьютер на сегодняшний день, по данным UBS Warburg, составляет в среднем около 1,8.




Пределы роста



Для подключения к интернету нужен компьютер, стоимость которого сейчас составляет около 500 долларов, что существенно больше среднего дохода россиянина. По данным IDC, количество проданных компьютеров в России составило за 2003 год около 3,8 млн. штук, включая серверы, рабочие станции, домашние компьютеры и ноутбуки. Необходимо также учесть, что некоторая часть этих компьютеров не используется для подключения к интернету (например, серверы), а другая часть идет на замену существующих. В то же время, по оценкам продавцов компьютерной техники, до двух третей новоприобретаемых компьютеров имеют штатную опцию подключения к интернету. Таким образом, верхний предел подключения пользователей к сети составляет на сегодняшний день 2,5 миллиона человек в год. Еще одним важным фактором является то, что значительная доля этих компьютеров покупается домой, а следовательно, доступ к ним имеют одновременно несколько человек. В целом доли домашнего и корпоративного доступа сегодня примерно равны, однако темпы роста в домашнем сегменте приблизительно вдвое (а в Москве даже втрое) выше, чем в корпоративном.

Таким образом, на развитие рунета влияют одновременно два противоположных фактора. Один из них – это расширение количества пользователей интернета за счет общего увеличения парка компьютеров, как домашних, так и публичных. Второй фактор – это высокая стоимость компьютерной техники и малые темпы наращивания числа ПК. Если в 2002 году было продано около 2 миллионов компьютеров, а в 2003 – около 4 миллионов (при этом из 2 миллионов роста продаж чуть менее 1 миллиона – это переоценка системы исследований IDC, которая стала включать в себя «серый» импорт), то вряд ли следует ожидать, что в 2004 году объем продаж вырастет до 10 миллионов. Даже вполне благоприятные прогнозы говорят о том, что в ближайшее время прирост количества пользователей интернета в России будет исчисляться единицами миллионов человек в год. Повальной интернетизации пока ждать не стоит.


Источник: Независимая газета
4 июня 2004

версия для печати



© Фонд "Новая экономика"
 
тел: +7 (095) 925-02-46
921-44-38
e-mail: info@neweco.ru
Рейтинг@Mail.ru     Rambler's Top100