Сегодня: 28 сентября 2021г.
События
 
Анонсы
 
Новости
 
Календарь
 <<< Сентябрь - 2021 >>> 
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728 2930   

Рекомендуем:


НОВОСТИ

Все новости
Региональные новости


Персональное окно в виртуальный мир


Единое информационное пространство. Карта горожанина. Постоянно обновляемая единая база данных, в которой никто не потеряется... Хорошо это или плохо, когда государство знает о тебе все? Этот вопрос – ключевой для людей, которым не раз приходилось убеждаться в том, что подробная информация личного характера, превращаясь в достояние общества, – вовсе не благо. Иными словами, известное утверждение "меньше знаешь – крепче спишь!" многие трактуют по-иному: чем меньше знают о тебе, тем крепче спишь...

Поэтому так важно найти "золотую середину": создавая единое информационное поле, о котором сегодня твердят городские власти, сохранить конфиденциальность личных сведений о человеке.

От костяных счетов – к электронному счету. Условно эволюцию, произошедшую на информационном поле наиболее уязвимой социальной сферы, можно назвать: "От костяных счетов – к виртуальному счету". Стоит вспомнить, что тридцать семь с половиной лет назад в нашем городе появилось необычное учреждение – Городской центр по начислению и выплате государственных пенсий и пособий. Изначально он был призван связать в единое целое всех, кто занят социальным обеспечением малообеспеченных граждан и пенсионеров. Кроме того, работающие здесь специалисты должны были готовить информационно-аналитические данные о материальном положении горожан.

Собственно, эти цели с течением времени практически не изменились. Совершенствовалась техника: табуляторы и перфокарты, позволяющие хранить данные о каждом гражданине по десяти показателям, сменили более рачительные ЭВМ. В начале 80-х годов в одном из районов города начался эксперимент. За основу был взят проект АСУ "Соцобеспечение", предложенный Рязанским облстатуправлением. В отличие от системы, действовавшей на базе табуляторов, новая система позволяла хранить в памяти ПЭВМ до 120 показателей о каждом человеке. Для внедрения был избран Дзержинский район Ленинграда. Затем к эксперименту были подключены и другие районы города.

Но работа специалистов по-прежнему оставалась трудоемкой. Дело в том, что эти 120 показателей, которые должны были быть введены в ЭВМ по каждому человеку, были разбросаны в разных документах его пенсионного или личного дела. Поэтому до того, как эти данные вводились в ЭВМ, специалисту приходилось брать пенсионное дело, находить в нем нужную информацию, выписывать на специальный бланк, с которого потом производилась перфорация и ввод в ЭВМ.

В октябре 1990 года был принят закон "О государственных пенсиях в Российской Федерации". С этого времени массовые перерасчеты пенсий стали производиться два раза в год, а с 1992 года – ежеквартально. Без автоматизированной системы выполнить эту работу по 1,2 млн. пенсионеров было непосильным делом. Резкое увеличение нагрузки привело к потере информации и срыву выплат более 7 тысяч пенсионеров Петродворцового района. Стали появляться критические статьи в прессе. В одной из публикаций, например, читатели, странным образом подписавшиеся "ветеранами собеса", ностальгировали: "Было время, когда инспектор и бухгалтер сидели друг против друга и все недоуменные вопросы решались ими тут же, в считанные минуты..." Рязанский опыт больше не спасал. Пришло время персональных ЭВМ, позволивших ликвидировать сбои.

Гордиев узел социальных проблем. "В этот период информационный прогресс поддержал Александр Авсеевич, в то время – начальник Управления социальной защиты населения Петербурга. Он добился определенного финансирования: мы сумели приобрести 60 первых персональных ЭВМ", – вспоминает Валерий Кытманов, который еще в середине 80-х годов был назначен заместителем начальника горцентра.

Сейчас информацию социального плана о человеке специалист может узнать за считанные секунды. База данных центра содержит сведения о 3 216 000 горожан, а после внедрения городского регистра населения (ГРН) способна вместить данные о 4,5 млн., то есть почти обо всем населении Петербурга.

Кстати, аналогов электронного социального регистра (ЭСР) нет ни только в городе, но и в России. Основной источник информации для регистра – районные отделы социальной защиты населения. Данные поступают и из бюро медико-социальной экспертизы, отделения Пенсионного фонда по Петербургу и Ленинградской области, а также из ЗАГСа. База расширяется и за счет сведений, представляемых комитетами по здравоохранению и по содержанию жилищного фонда. Причем личная информация имеет несколько степеней защиты. Действует и подсистема информационного обмена со сторонними организациями. В начале года центр открыл собственный сайт в Интернете (iss.ktsz.spb.ru). Специалисты горцентра вплотную подошли к созданию "карты горожанина". Правда, для полноты сведений не помешало бы наличие аналогичной базы данных регионального масштаба. Но, увы, таковой пока не имеется.

Итак, установка одна: у нас, как во многих цивилизованных странах, человек должен состоять на учете у государства. Взять хотя бы соседнюю Швецию, где каждому "новому" гражданину еще при рождении присваивается индивидуальный номер, с которым он смело шагает по жизни.

Смелости нашего человека мешает открытая торговля жилищными и телефонными базами данных разной степени "свежести" – по дешевке, буквально за сотню рублей. Для того чтобы петербургское информационное поле было цивилизованным, в этой сфере, безусловно, должен быть наведен порядок. Но ломать ничего не надо. По-булгаковски, пусть каждый занимается "прямым своим делом" (например, транспортники, жилищники и специалисты, работающие в сфере социальной защиты). Пусть обмениваются информацией – только бы информация эта не утекала туда, куда не следует, лишь бы базы данных, содержащие сведения о горожанах, не продавались на каждом шагу.

Только цифры. Средний размер электронного личного дела (ЭЛД) гражданина составляет 10 Кбайт. ЭЛД содержит исчерпывающие сведения об опознавательных реквизитах гражданина, о состоянии здоровья, наличии тех или иных льгот, об оказанных льготных услугах, о структуре и доходах домохозяйства, о бытовых условиях проживания, о произведенных этому конкретному человеку выплатах (включая субсидии и компенсации), об объемах и типе оказанной адресной социальной помощи.

В рамках автоматизированной информационной системы ЭСРН (электронный социальный регистр населения) осуществляется информационное взаимодействие с 57 предприятиями и организациями, предоставляющими услуги населению (13 видов услуг), с 306 отделениями Сбербанка и 250 почтовыми отделениями по осуществлению более чем 110 различных видов выплат и компенсаций. Исправно работает и система целевого перечисления средств на базе пластиковых магнитных карт ("Детские карты", эмитент – ОАО "Банк "Санкт-Петербург").

Комментарии. Пусть наши возможности и желания совпадут. Виктор Уткин, директор Санкт-Петербургского аналитического центра: – Если принять в расчет исключительно информационную сторону вопроса, любое объединение – благо. Но только в том случае, если речь не идет о создании некой гиперструктуры, то есть фактическом объединении всех имеющихся в городе информационных ресурсов. Имеет смысл лишь разумная система информационного взаимодействия между ними. Только тогда наши желания и возможности совпадут.

Специалисты нашего центра произвели расчеты и выяснили: благодаря единому информационному "окну", при условии, что налажен четкий обмен информацией, которой располагает каждый информационный ресурс по своему профилю (жилищники, финансисты, транспортники, социальные службы и т.д.), возможна значительная экономия бюджетных средств – примерно 1 млрд. рублей в год. Кроме того, исключаются моральные издержки: петербуржцам не приходится нервничать, выстаивая в длинных очередях за "справкой на справку".

Петербургская ситуация свидетельствует о том, что необходимые условия для такого взаимодействия есть. Достаточно вспомнить о том, что в прошлом году наш город был признан лидером, когда подводились итоги по программе "Электронная Россия".

Недавно при участии губернатора Валентины Матвиенко проводилось совещание, посвященное созданию в городе единого информационного пространства. Разработать регламент взаимодействия между структурами, поддерживающими разные базы данных, поручено председателю Городского комитета по информационной политике Жданову.

Наталья Евдокимова, председатель комиссии по социальным вопросам городского Загса: – Известны цивилизованные страны, в которых государству о человеке известно все. Хорошо это или плохо? Наверняка хорошо только в том случае, если информация надежно защищена от недобросовестных, криминальных ее потребителей. Создание электронной "карты горожанина" – нужное дело. Но опять-таки, личная информация о конкретном человеке должна оставаться конфиденциальной и выдаваться дозировано, при необходимости, и только ответственным сотрудникам ответственных организаций, которые действуют в определенном направлении, во благо, а не во вред гражданину.


Источник: Час Пик (Санкт-Петербург)
3 июня 2004

версия для печати



© Фонд "Новая экономика"
 
тел: +7 (095) 925-02-46
921-44-38
e-mail: info@neweco.ru
Рейтинг@Mail.ru     Rambler's Top100