Сегодня: 28 марта 2024г.
События
 
Анонсы
 
Новости
 
Календарь
 <<< Март - 2024 >>> 
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
          12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728 2930
31           

Рекомендуем:


НОВОСТИ

Все новости
Электронное государство


МЭРТ: чиновник с компьютером не лучше чиновника без него


1 декабря статс-секретарь, заместитель министра экономического развития и торговли Российской Федерации Андрей Шаронов выступит на пленарном заседании IV Всероссийской конференции «CIO.Госсектор». Пресс-служба МЭРТ опубликовала тезисы его выступления. В первой, констатирующей части, приводятся следующие сведения.

Конференция «CIO.Госсектор» в этом году отличается от мероприятий предыдущих лет тем, что в центре ее внимания не столько проблемы широкого использования информационно-коммуникационных технологий в госсекторе, сколько вопросы о целях и оценке получаемых в результате информатизации результатов и для самого государственного аппарата, и самое главное для общества и для бизнеса.

Еще пять лет назад лейтмотивом подобных встреч «айтишников» и госчиновников было «дайте больше денег на компьютеры и программы, и жизнь станет лучше, жизнь станет веселей». Сегодня пора оценить эффективность затрат на информатизацию госсектора, увидеть каким образом довольно серьезные денежные затраты улучшили качество государственного управления.

Ежегодно из бюджета страны на информатизацию всех уровней власти приблизительно уходит около 60 млрд. рублей, по линии ФЦП «Электронная Россия» затраты были в размере 1.7 млрд.рублей. Число чиновников в России оценивается в 1.7 млн. человек. Таким образом, на информатизацию одного чиновника ежегодно из бюджета сейчас тратится более 1000 долларов США.

При этом все международные рейтинги показывают, что качество государственного управления в России только падает. В то время как в других странах за счет все большего использования ИКТ это качество повышается.
Так, по оценке Мирового Банка индекс качества регулирования в России в 2004 году равен 30, 5 пунктов, рядом с Китаем и Вьетнамом. Рейтинг России по индексу коррупции Transparency International упал с 76-го места в 1998 году (рядом с Вьетнамом и Венесуэлой) до 90-го места в 2004 году (рядом с Индией и Мозамбиком). По индексу непрозрачности Kurtzman Group у России 40-е место из 48 крупнейших стран (рядом с Индонезией и Китаем)

Такая ситуация напоминает известный анекдот о колорадском жуке, которому сколько картошки ни сажай, он всю ее поедает. «Решение» в анекдоте было простое — посадить в 10 раз больше картошки в следующем году, чтобы колорадский жук подавился. Думаю, что само по себе многократное увеличение финансирования информатизации государства не приведет к тому, что те, кто осваивает ИКТ-бюджеты будут удовлетворены и вследствие переизбытка денежных средств вдруг начнут вкладываться в повышение качества государственного управления. Нужно делать что-то другое, резко изменить политику в деле электронизации государства.

Есть системные причины такой ситуации. Эффективность внедрения и использовании информационных технологий оценивается не с точки зрения качества государственного управления, а исходя из собственных интересов ведомств, из опыта организации прежних «бумажных» управленческих процессов. Не учитываются цели и задачи административной реформы. Поэтому вместо изменения нормативно-правовых оснований использования ИКТ и реформирования административных процессов, внедрение технологий только фиксирует текущую их неэффективность.

Беспорядок с государственными данными, сбор одной и той же информации, дублирование, противоречия в объектах учета хорошо видны на представительствах органов власти в Интернет. Практически каждое ведомство имеет собственный, зачастую дорогостоящий портал или сайт в Интернете. Однако найти не секретную, а обязательную к публикации информацию государства гражданину по-прежнему трудно. Большая часть информации не размещается.

Кроме того, размещаемая информация юридически не значима, она может отличаться от реальной информации, хранящейся в ведомственных базах данных и нет никаких механизмов подтверждения ее достоверности и т.д. Таким образом, слова про «официальность» порталов госорганов остаются только словами даже в наиболее продвинутых ведомствах и регионах с точки зрения уровня расходов на ИКТ.

Еще одна проблема, которая хорошо знакома регионам — взаимодействие ведомственных федеральных и региональных баз данных. А ведь именно это взаимодействие может серьезно облегчить жизнь гражданам. Однако вместо того, чтобы инициировать изменения в нормативно-правовом регулировании, как федерального, так и регионального уровня, мы повторяем слова про «отсутствие законных оснований» и ждем, когда кто-то решит все проблемы. А тем временем информатизируются отдельные ведомства и регионы, которые еще дальше расходятся друг от друга. Нам потом потребуется столько же средств, чтобы «научить» их взаимодействовать. И здесь нам необходимо отказаться от ведомственной информатизации, а перейти к оптимизации и информатизации государственных функций, в первую очередь по предоставлению услуг гражданам.

Законные основания появятся, когда мы осознаем, что недостаточно того, что ИКТ — это мощное средство. Да, мощное, но оно сработает только в случае серьезных изменений в законодательстве, обеспечить которые одно отдельно взятое министерство не сможет. Без активного участия регионов, которые будут заострять внимания на этой проблеме, ничего не изменить.

В основе любой информатизации должна лежать административная реформа, изменение способа функционирования государства в той или иной области. Меняется административный процесс — в нем должно быть предусмотрено использование ИКТ. И наоборот, при желании использовать компьютеры, нужно обязательно изменить способы работы. Тут есть простой тест: если внедрение компьютеров и нового программного обеспечения происходит без изменения законодательства и сложившихся регламентов, определяющих административные процессы, то это, скорее всего, выброс на ветер денег налогоплательщиков. Приоритет административного реформирования при информатизации должен быть абсолютным.


Источник: «NewsProm.Ru»
1 декабря 2005

версия для печати



© Фонд "Новая экономика"
 
тел: +7 (095) 925-02-46
921-44-38
e-mail: info@neweco.ru
Рейтинг@Mail.ru     Rambler's Top100