Сегодня: 26 сентября 2017г.
События
 
Анонсы
 
Новости
 
Календарь
 <<< Сентябрь - 2017 >>> 
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
          12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526 27282930

Рекомендуем:


НОВОСТИ

Все новости
Электронное государство


Церен Церенов, Минэкономразвития: Чтобы электронное государство работало, необходимо изменить административные процессы, "настроенные" сегодня под "бумажное" государство


Интервью заместителя директора департамента корпоративного управления Министерства экономического развития и торговли России /Минэкономразвития/ Церена Церенова агентству ПРАЙМ-ТАСС

Корреспондент: Церен Валериевич, что включает в себя понятие "электронное государство"?

Церен Церенов: Электронное государство – это государство, которое свободно взаимодействует с гражданами и бизнесом, государство, которое способно не только получать запросы, но и обеспечивать доступ к информации. Сейчас более 90 проц информации в государственных базах данных недоступны в электронном, а иногда и в бумажном виде, не только для граждан или бизнеса, но и для других ведомств. Электронное государство - это максимально открытое и прозрачное государство, в котором информационно-коммуникационные технологии применяются не сами по себе - лишь бы внедрить, а подчинены логике административных преобразований, изменений в управленческих процессах, соответствующих изменений в законодательстве. В рамках электронного государства должен быть создан ряд новых институтов госуправления и контроля, в том числе, институт официальных электронных представительств /порталов/ государственных органов в сети Интернет, институт использования электронной цифровой подписи /ЭЦП/, институт нотариата электронных документов, контроля /аудита/ информационных систем и т.д. Мы все знаем, что такое "бумажное государство". Мы знаем, как "ходят" по инстанциям бумаги, знаем, что есть бумажные архивы, как нужно обратиться к чиновнику, как "подшивается" дело, как официальные письма отправляются в разные службы. Когда мы говорим "электронное государство", мы подразумеваем, что все эти процессы в нашей жизни происходят с помощью информационных технологий. Но для того, чтобы электронное государство работало, необходимо изменить административные процессы, "настроенные" под "бумажное" государство. Приведу пример. Допустим, вы собираетесь взаимодействовать с Налоговой службой по электронной почте. Для того, чтобы ваша переписка имела законную силу, необходимо создать институты, которые подтверждали бы всю переписку с юридической точки зрения. Если в "бумажном государстве" штамп "Почты России" на заказном письме свидетельствует о том, что письмо было отправлено и должно быть доставлено, то в "электронном государстве" нужен какой-то институт, который также достоверно подтверждал бы доставку электронного письма. Все атрибуты бумажного государства, подтверждающие юридическую силу документов, нужно перевести в электронный вид. Еще один пример. Как сейчас раскрывается информация госорганов: госслужащий, в чьи обязанности, зачастую четко не регламентированные, входит публикация того или иного вида информации в открытом доступе, сохраняет документ на дискету и несет его, например, администратору сайта – для того, чтобы тот "вывесил" документ на портале. И это в лучшем случае! А может случиться и так, что у этого чиновника нет настроения или желания раскрывать информацию. В конце концов, он может просто забыть про это. Тогда граждане рискуют вовсе не увидеть этот документ. При этом и портал органа власти вроде создан и работает, и постановление правительства РФ N98 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти" действует, но…Внедрение принципов электронного государства поможет отслеживать в режиме он-лайн изменения, вносимые в документы, и облегчит поиск нужной несекретной государственной информации. Информационные технологии позволяют раскрывать информацию сразу, как только в тот или иной документ было внесено изменение. В электронном государстве несекретная информация должна раскрываться, во-первых, на Интернет-портале того или иного ведомства, а во-вторых – на специальном ресурсе, который будет отражаться, в том числе, и поисковыми системами Интернета. При этом необходимо определить, какую информацию можно раскрывать, и, главное, какая информация обретет юридическую значимость после опубликования в открытом доступе. Сейчас, например, все нормативно-правовые акты, затрагивающие права и свободы граждан, публикуются в "Российской газете". А теперь представьте себе, что такой же юридический статус получат документы, опубликованные в Интернете! Кроме того, административные органы в рамках развития электронного государства должны создавать и поддерживать свой электронный архив. Бумаги в таком электронном архиве должны быть защищены от возможности внесения несанкционированных изменений. Что это принесет гражданам? Самое главное – большую прозрачность государства. Из очевидных плюсов внедрения электронного государства для обычных граждан – это отсутствие очередей, возможность проследить путь бумаги, которая была подана в то или иное ведомство. Для бизнеса – это повышение инвестиционной привлекательности страны, новые возможности, новые рынки. Получается такая "государственная машина под стеклянным колпаком у общества" – максимально открытое государство. Мне хотелось бы подчеркнуть, что Минэкономразвития предлагает технико-юридические, экономически обоснованные механизмы электронного государства, но чтобы они заработали, необходима политическая воля, выраженная в разработке и принятии пакета нормативно-правовых актов, регулирующих систему функционирования электронного государства.

Корр.: Почему Минэкономразвития рассматривает совместно такие понятия, как административная реформа и электронное государство?

Ц.Ц.: Информатизация страны началась в России не со старта федеральной целевой программы "Электронная Россия", а гораздо раньше. Все процессы, которые проводились в рамках такой информатизации, можно свести к выражению "автоматизация хаоса". То есть новая техника, программное обеспечение, информационные системы заказывались в больших объемах, а административные процессы в ведомствах оставались прежними: неэффективными, косными, словом такими, которые ругает все общество, да и сами госслужащие. Хотя автоматизация такого рода в чем-то облегчает и украшает работу чиновников: они работают на современных компьютерах, быстрее выполняют свою работу, печатают "красивые" документы и что самое главное – в административном плане для них ничего не поменялось. И во взаимоотношениях власти и общества также ничего не поменялось, поскольку такая информатизация государства никак не влияет на нашу с вами жизнь, жизнь людей, далеких от проблем государственной службы, но так или иначе сталкивающихся с государственной машиной.

В программу "Электронная Россия" мы попытались заложить элемент оптимизации, или, как принято сейчас говорить, реинжиниринга административных процессов. Мы посчитали, что сначала необходимо качественно изменить сам процесс общения государственных органов и населения, а потом уже с помощью информационно-коммуникационных технологий сделать его оперативным, прозрачным и подотчетным. По сути, административная реформа и электронное государство - это взаимосвязанные понятия, одного без другого не бывает. Более того, многие административные процессы можно оптимизировать только с помощью информационных технологий. Вот почему мы не отделяем сейчас одно от другого.

Корр.: Какие шаги уже предпринимает и планирует предпринять в следующем году Минэкономразвития для внедрения принципов электронного государства в России?

Ц.Ц.: Минэкономразвития внесет в 2006 г в правительство РФ ряд законопроектов и концепций, направленных на создание электронного государства. На настоящий момент практически готовы проекты двух документов: "Концепцииформирования институтов электронного государства" и "Концепции стандартизации программного обеспечения". "Концепция формирования институтов электронного государства" определит основные принципы формирования базовых институтов государственного администрирования. Государственный учет - это систематическое осуществление органами власти сбора и хранения данных о лицах, объектах и/или явлениях различной природы. Для защиты прав и интересов граждан должны быть выявлены все ведущиеся государством учеты, и по каждому виду учета должен быть закон, определяющий необходимость и особенности его ведения. Если учет ведется в электронной форме, то необходимо использовать инфраструктуру – электронный нотариат и архив. Для систем электронного государственного учета, содержащих публично раскрываемые данные, требуется создание инфраструктуры раскрытия информации. Эта инфраструктура должна обеспечивать постоянную доступность гражданам через Интернет юридически значимой публичной информации государства в электронном виде. Административные процессы необходимо единообразно описывать во всех ведомствах, чтобы обеспечить их межведомственную оптимизацию при организации "единого окна" в государственных услугах. Независимый информационный аудит входит составной частью в систему информационного контроля деятельности государственных органов, наряду с внутренним и внешним контролем. Это часть системы гражданского контроля использования ИКТ в государстве. Концепция вводит такое понятие, как "электронный нотариат" - это неотъемлемая часть процедуры учета и раскрытия информации. Система нотариата должна подтверждать легитимность опубликованной государством информации, а также фиксировать все изменения в составе и статусе этой информации, что исключит возможность фальсификации опубликованных данных. В "Концепции стандартизации программного обеспечения" описываются общие принципы, требования и стандарты, которыми должны руководствоваться госорганы при закупке и установке программного обеспечения для госнужд. Государство должно наложить на себя некоторые самоограничения, связанные с применением технологий. Это надо сделать по двум причинам: во-первых, чтобы обеспечить доступность информации в будущие периоды времени, а во-вторых, чтобы различные ведомства могли взаимодействовать друг с другом и с гражданами на технологическом уровне, чтобы технологическая несовместимость информационных систем не мешала им работать. Кроме того, мы работаем над законопроектом по информационному регулированию, который определяет статусы информации, режимы доступа к информации и т.д. Главная задача закона - четко разделить информацию госорганов на секретную и общедоступную. В законопроекте также рассматривается вопрос о раскрытии информации, придаче информации официального статуса с момента ее раскрытия. К концу года мы планируем завершить работу над этим законопроектом и в следующем году внести его в правительство РФ.

Корр.: Как известно, в ФЦП "Электронная Россия" будут внесены изменения, связанные, в том числе, и с внедрением принципов электронного государства. На каком этапе находится формирование новой концепции программы?

Ц.Ц.: Федеральная целевая программа "Электронная Россия" была написана 5 лет назад. С одной стороны, основные цели и задачи программы не изменились и не изменятся. С другой стороны, за последние годы произошло много изменений: информационные технологии в нашей стране развиваются очень быстро, появляются новые методологические и технологические наработки. Кроме того, началась административная реформа. Основные положения программы будут сохранены, но программа изменится на уровне подхода к мероприятиям. Изменения будут внесены в части мероприятий по реализации основных принципов административной реформы и создания электронного государства в России и в части мероприятий по созданию системы персонального учета населения. Мероприятия будут выстроены таким образом, что появится компонент, связанный с созданием институтов электронного государства, будут выделены ключевые направления деятельности, в сфере государственного учета и раскрытия информации. Скорее всего, новая редакция ФЦП "Электронная Россия" появится в следующем году. Финансирование программы в 2006 г сохранится на уровне прошлого года – 2 млрд руб. При этом объем финансирования программы гораздо меньше, чем объем всех средств, направленных на информатизацию страны, которые выделяются по разным программам.

Корр.: Понятно, что электронное государство – это пока что наше будущее, а не наше настоящее. А сегодня в российских регионах внедряются какие-нибудь принципы электронного государства?

Ц.Ц.: Регионы, конечно, интересуются проблемами электронного государства, но они будут проявлять гораздо больше интереса к этой проблеме, когда появится "Концепция создания электронного государства". Каких-то глобальных проектов пока что нет. Сейчас реализуется ряд пилотных проектов по разным аспектам создания электронного государства. Хотя, среди наиболее значимых можно назвать создание единого информационного ресурса по государственным закупкам.

Корр.: Расскажите поподробнее про этот проект.

Ц.Ц.: Портал госзакупок предназначен для автоматизированного сбора сведений о конкурсах, проводимых федеральными и региональными органами власти. Регионы должны создавать собственные порталы госзакупок и размещать на них соответствующие сведения. Все порталы необходимо объединить в единую систему, создать единое информационное пространство по госзакупкам. Это означает, что предприниматель, например, из Твери, должен знать, какой конкурс объявила Тамбовская область. В настоящее время компании еще как-то могут получить информацию о госзакупках, проводимых в своей области, а о том, что делается в соседней, они уже ничего не знают. Минэкономразвития разработало единые стандарты и требования к системам госзакупок. Многие регионы сами разрабатывают программные решения для публикации информации о проводимых ими конкурсах в сети Интернет и подстраивают их под общие стандарты, но если у кого-то нет своих решений в этой области, Минэкономразвития предоставляет необходимое ПО. Недавно мы подписали соглашения и передали Курганской, Читинской, Челябинской Нижегородской, Псковской, Мурманской областям, Республикам Бурятия и Калмыкия программное обеспечение "Портал госзакупок" и права на его использование. В будущем федеральный и региональные порталы будут соединены между собой, но говорить о сроках возникновения на территории России единой системы госзакупок рано. В августе 2004 г в опытную эксплуатацию был запущен федеральный портал, на котором Минэкономразвития "выкладывает" информацию о своих конкурсах. Но уже в этом году мы планируем наладить информационный обмен с регионами, пока в режиме опытной эксплуатации. Говорить о промышленной эксплуатации можно будет только после появления нормативных актов, а именно, после выхода постановления правительства РФ, в котором будет определено официальное Интернет-издание, где публикация о госзакупках будет обязательной для всех ведомств. Такое постановление, как ожидается, выйдет к концу года. Информация на этом сайте будет, разумеется, бесплатной. После того как будет обеспечена информационная открытость госзакупок, будет налажен мониторинг и анализ цен на закупаемую продукцию, и только затем можно переходить непосредственно к торгам в электронном виде.

Корр.: Расскажите поподробнее о том, как идет реализация проектов по внедрению информационной системы персонального учета населения /СПУН/?

Ц.Ц.: СПУН - это система обмена информацией, взаимодействия органов власти, местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций на основе современных информационных технологий персональными данными о гражданах России, иностранных гражданах или лицах без гражданства, временно пребывающих на территории нашей страны. Это территориально распределенная информационная система, работающая на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, которая обеспечивает взаимодействие автоматизированных систем учета органов власти на всех уровнях в части сбора, хранения, передачи и использования персональных данных граждан. В этом году концепция системы персонального учета населения была одобрена правительством РФ. На территории России уже реализуется 10 пилотных проектов по внедрению элементов системы персонального учета. Но говорить о промышленной эксплуатации системы пока рано: она не может начаться до тех пор, пока не будет принята законодательная база. Сейчас Минэкономразвития разрабатывает законопроект о системе персонального учета населения. В следующем году он также будет внесен в правительство РФ. Что можно делать сейчас, пока не вышел закон? Максимум - автоматизировать "низовые" системы, то есть ЗАГСы и паспортно-визовые службы. Дело в том, что положения концепции не носят обязательного характера для создания, развития и функционирования отдельных информационных систем учета населения.

Корр.: Минэкономразвития ориентировалось на опыт каких-нибудь зарубежных стран при разработке основных положений электронного государства?

Ц.Ц.: На какую-то отдельную страну мы не ориентируемся, но, безусловно, был изучен опыт самых разных стран, мы делали для себя аналитические выкладки, изучили практику наиболее продвинутых в вопросах электронного государства стран.


Источник: Прайм-Тасс
7 декабря 2005

версия для печати



© Фонд "Новая экономика"
 
тел: +7 (095) 925-02-46
921-44-38
e-mail: info@neweco.ru
Рейтинг@Mail.ru     Rambler's Top100