Сегодня: 23 октября 2021г.
События
 
Анонсы
 
Новости
 
Календарь
 <<< Октябрь - 2021 >>> 
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
          12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31           

Рекомендуем:


НОВОСТИ

Все новости
Региональные новости


"Электронное правительство" сближает...

Региональные новости  | 16 августа 2005

"Бегать" по инстанциям должна информация, а не граждане

Татарстан, по сути, является первым регионом в России, где внедряется проект "Электронное правительство". Под этим красивым названием скрывается стремление власти использовать в управлении современные информационные технологии. В мире подобные проекты реализовывали многие страны, в том числе и Соединенные Штаты Америки, где недавно побывала группа управленцев из Татарстана.

Посланцы республики вернулись с интересными выводами. Один из них прозвучал даже в послании президента США Дж. Буша. Глава страны сетовал, что США направили на закупку компьютеров, программ, офисного оборудования для чиновников огромные деньги, но результат получили нулевой. Оказывается, рассказал мне в беседе Александр Юртаев, начальник информационно-аналитического отдела аппарата Правительства РТ (он является главным конструктором "Электронного правительства" и заместителем руководителя рабочей группы этого проекта), оснащение техникой, знакомство с информационными технологиями, их использование - это лишь инструмент в работе управленца. Конечно, очень важно, чтобы этот инструмент был современным и хорошего качества. Но что получится, если неграмотному хирургу вручить современный набор инструментов? Результат окажется плачевным. Трудно гарантировать, что больной будет жить. То же самое и в управлении. Где гарантия, что мы получим желаемый результат, если оснастим неподготовленного управленца самым современным компьютером, сканером и обеспечим ему скоростной Интернет?

Поэтому в США, продолжил мысль Александр Юртаев, не сразу, но поняли, что "Электронное правительство" лишь в минимальной степени затрагивает вопросы информатизации. В гораздо большей мере этот проект связан с реализацией административной реформы. Он в первую очередь должен сделать Правительство более открытым, если хотите - клиентоориентированным. Другими словами, "Электронное правительство" призвано приблизить власть к людям, снять административные барьеры на этом пути, сделать этот путь как можно короче, иногда даже решая вопросы без непосредственного взаимного общения.

Для этого необходимо, с одной стороны, внедрить информационные технологии в работу Правительства, научить управленцев пользоваться современными ресурсами, а с другой - объяснить гражданам их права, возможности применения компьютерной техники в реальной жизни. Гражданин должен знать, какую информацию он может получить на сайтах конкретных министерств и ведомств, как заполнить документы, где именно найти их образцы, куда и кому отправить заполненные бумаги, когда можно получить ответ, куда обратиться, если нарушены его права, если чиновник прислал отписку, кто контролирует исполнение принятых решений и т.д.

В реальной жизни нам приходится заполнять огромное количество справок и документов, которые от нас требуют те или иные структуры власти. В то же время и нам постоянно приходится требовать от этой самой власти выдачи не меньшего количества документов. Самые простые примеры: бумаги нам нужны для получения, например, паспортов, различных льгот на оплату услуг, для оформления ребенка в детский сад и в школу, для регистрации различных сделок со своим имуществом... И постоянно возникает вопрос: удастся добыть нужную справку с первого раза или придется побегать по кабинетам чиновников? Порой получение заветного листочка зависит от росчерка пера одного человека, но попробуйте доберитесь до него.

Через интернет-ресурсы государственных органов можно будет получать различные информационные данные, которые напрямую касаются интересов людей. Скажем, почему бы на сайтах соответствующих служб не вывешивать подробную раскладку себестоимости жилищно-коммунальных услуг или услуг связи. Было бы интересно узнать, сколько стоит обучение в отдельных вузах и почему именно столько, а не больше и не меньше. Многих трений во взаимоотношениях с работниками Государственной автоинспекции можно было бы избежать, если бы граждане заранее знали, что они имеют право делать, а что - нет и какие меры наказания за это последуют. Словом, вопросов у людей немало, и власть, не тратя слишком много времени, могла бы дать гражданам исчерпывающую информацию.

Александр Юртаев продемонстрировал мне, как реально можно будет воспользоваться преимуществами "Электронного правительства", например, при оформлении ребенка в школу. Рабочий проект этого документа уже разработан. На нужном сайте пользователь может найти удобную школу (по месту жительства, по способностям ребенка), заполнить комплект документов (бланки прилагаются), узнать информацию о директоре школы, направить ему подготовленные справки. А затем - ждать ответа. Дальнейшие действия зависят от решения руководства школы. Если ответ отрицательный, то пользователю предложат дальнейшую программу действий.

И что, даже в так называемые престижные школы можно будет попасть по такому простому пути? В элитные заведения не только у нас, но и за границей особый порядок поступления, уточнил Александр Николаевич. Речь идет не об одном проценте специальных школ. Мы говорим о том, чтобы упростить порядок приема в оставшиеся 99 процентов учебных заведений, чтобы снять эту проблему в масштабах республики. Другими словами, "бегать" по инстанциям будет информация, а не люди.

Обладать необходимыми знаниями должны и управленцы. Именно поэтому Премьер-министр РТ Рустам Минниханов обязал руководящих работников Кабинета Министров, министерств и ведомств прослушать базовый курс обучения в рамках проекта "Электронное правительство". Пока в учебе управленцев наступили летние каникулы (в связи с предстоящими праздниками). Но как только отгремят фанфары, руководящие работники вновь сядут за парты.

Рустам Минниханов очень внимательно следит за этим. В минувшую пятницу он подписал распоряжение о составе рабочей группы по координации внедрения данного проекта. Ее возглавил руководитель аппарата Кабинета Министров РТ Шамиль Гафаров. Более того, в рамках информационно-аналитического отдела создан сектор "Электронное правительство", сотрудники которого занимаются непосредственно этими вопросами. Подобного нет ни в одном регионе России.

Добавим, что Рустам Нургалеевич сам активно пользуется информационными ресурсами, созданными в рамках программы "Электронное правительство". Он, по сути, не расстается с ноутбуком, всегда имеет возможность получить необходимые документы, информацию, например, о ходе уборки, уточнить социально-экономические показатели республики (многие из них он помнит наизусть). Премьер-министр весьма восприимчив к новому, поэтому и торопит своих помощников - пусть и другие министерства, ведомства пользуются преимуществами информационных технологий. От этого выиграют и простые граждане, и республика в целом.


Источник: Республика Татарстан
16 августа 2005

версия для печати



© Фонд "Новая экономика"
 
тел: +7 (095) 925-02-46
921-44-38
e-mail: info@neweco.ru
Рейтинг@Mail.ru     Rambler's Top100