Сегодня: 23 октября 2021г.
События
 
Анонсы
 
Новости
 
Календарь
 <<< Октябрь - 2021 >>> 
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
          12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31           

Рекомендуем:


НОВОСТИ

Все новости
ИКТ в обществе


Свободное программное обеспечение в электронном государстве

ИКТ в обществе  | 4 августа 2005

27 июля 2005 года в рамках II конференции разработчиков свободных программ на Протве (г. Обнинск, Калужская область) состоялся круглый стол «Свободное программное обеспечение в электронном государстве».

В ходе круглого стола обсуждались вопросы раскрытия не секретной информации государства с помощью информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в целях обеспечения прозрачности, оперативности и подотчетности государства обществу. Эти характеристики - три из восьми составляющих качественного государственного управления по версии Организации Объединенных Наций. Как показывают исследования, эти три характеристики можно улучшить с помощью средств ИКТ через их применение в ключевых институтах госуправления. По мнению экспертов, наибольший эффект ИКТ могут дать в государственном учете и для раскрытия информации, что позволит государству стать быстрым, подконтрольным и прозрачным для общества.

Этот подход лежит в основе разрабатываемой Минэкономразвития России «Концепции электронного государства», в которой предусмотрены механизмы совершенствования ряда институтов госуправления (учет, контроль, принятие решений) с использованием ИКТ. В июне 2005 г. при Минэкономразвития России была создана рабочая группа по созданию Концепции электронного государства, в состав которой вошли представители компаний - исполнителей ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 гг.)» по лотам 2005 года, независимые эксперты, представители общественных организаций.

По словам авторов Концепции создания электронного государства, учет - это один из основных видов деятельности государственных структур. От того, на каких принципах он организован, с учетом каких требований он ведется, во многом зависит качество государственного управления. Например, от степени прозрачности различных государственных систем учета (выдачи лицензий на экспорт/импорт товаров, публикация результатов работ, выполненных по заказу государства и т.д.) зависит, в частности, место России в международном рейтинге Transparency International, что является одним из показателей инвестиционной привлекательности страны. Существующие сейчас учетные системы государства зачастую даже не позволяют раскрыть ту информацию, которая в силу закона должна быть доступна гражданам, не говоря уже о том, что между собой они практически не совместимы и технологии, на которых они построены, не дают возможности совершенствования таких систем в соответствии с требованиями времени и развитием общества. При этом многие учетные системы - это бумажные системы, а ИКТ используются только как хранилища информации, в них содержащейся.

Лейтмотивом круглого стола «Свободное программное обеспечение в электронном государстве» стал представленный членами рабочей группы по созданию Концепции электронного государства при Минэкономразвития России проект создания макета системы публикации результатов работ по государственным контрактам, реализуемый в 2005 году в рамках ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 гг.)» по заказу Минэкономразвития России. Цель создания системы - повышение открытости, прозрачности и подотчетности деятельности органов государственной власти обществу, пока на примере реализации Министерством ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)». Результаты работ, опубликованные в свободном доступе, могут быть свободно использованы всеми заинтересованными лицами на условиях соответствующих авторских договоров. Уже к осени планируется выложить в открытый доступ результаты проектов 2004 года.

Участники круглого стола затронули целый ряд вопросов, возникающих при публикации информации и результатов работ, полученных за счет средств государственного бюджета. В частности, вопросы прав собственности государства на такую информацию, вопросы технологической реализации публикации, безопасность государственных информационных систем, вопросы использования открытых стандартов при разработке государственых ИКТ-систем и обеспечение их безопасности, морально-этические аспекты использования ИКТ в государстве и т.д.

Большинство участников обсуждения пришли к мнению, что государству должен принадлежать такой объем прав на результаты заказанных им работ, который был бы достаточен для свободного распространения, тиражирования и модификации. Особенно это актуально для программного обеспечения (ПО), используемого для госнужд. При этом отмечалось, что не важно какой статус у этого программного обеспечения - проприетарное ли оно или свободное. Важно, чтобы оно удовлетворяло основным требованиям, которые государству еще предстоит определить исходя из критериев прозрачности, оперативности и подотчетности своей деятельности обществу, сформулировать, какой объем прав ему нужен на закупаемое для государственных нужд программное обеспечение.

По вопросам разработки стандартов построения государственных ИКТ-систем многие отметили, что у государства есть прямая заинтересованность в разработке открытых стандартов. Многообразие участников разработки стандарта - вероятная гарантия его открытости. Система стандартов для нужд электронного государства не может быть ссылочно-замкнутой, должна быть открытой, иметь возможность дополнения и совершенствования. ПО с закрытыми исходными кодами не должно закупаться государством, поскольку как у государства, так и у граждан должна быть возможность проведения аудита закупаемых программ. Другими критериями выбора государством программного обеспечения должны быть, по мнению участников конференции, долгосрочная экономическая выгода и отсутствие зависимости от одного поставщика.


Источник: ПарлКом
4 августа 2005

версия для печати



© Фонд "Новая экономика"
 
тел: +7 (095) 925-02-46
921-44-38
e-mail: info@neweco.ru
Рейтинг@Mail.ru     Rambler's Top100