Сегодня: 26 октября 2021г.
События
 
Анонсы
 
Новости
 
Календарь
 <<< Октябрь - 2021 >>> 
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
          12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526 27282930
31           

Рекомендуем:


НОВОСТИ

Все новости
ИКТ в обществе


Новые информационные технологии в борьбе с преступностью

ИКТ в обществе  | 3 августа 2005

Речь далее пойдет главным образом об использовании сетей Интернет.

1. Хорошо известны нарастающие угрозы, связанные с криминализацией информационной сферы вообще и Интернета в частности. Открытость Интернета порождает его высокую уязвимость от общественно опасных и в том числе преступных посягательств. Известно, что пропорционально расширению Сети растет число киберпреступлений. Спам, порнография и электронные хищения стали неотъемлемой чертой современных информационных процессов.

Так, в России рост числа преступлений в сфере компьютерной информации идет не менее быстрыми темпами, чем компьютеризация.
По данным Главного информационного центра МВД России, в прошлом (2003) году таких правонарушений было совершено свыше семи тысяч с половиной, что почти в два раза больше по сравнению с 2002 годом (4050).1 Примерно такая же ситуация и в других странах.

2. Вместе с тем открытость, прозрачность, глобальность Интернета создает и огромные преимущества. Новые информационные технологии - и в том числе реализуемые посредством Интернета - могут и должны играть важную роль в борьбе с асоциальным поведением и преступностью. Причина, по которой печать, радио, телевидение, а сейчас и сеть Интернет – носители массово потребляемой информации – превратились в мощный инструмент психологического и нравственно-правового воздействия, известна. Она заключается, с одной стороны, в чрезвычайной доступности значительных информационных ресурсов, в максимальном расширении социальных контактов. С другой стороны, современные средства приема и передачи информации, к числу которых относится в первую очередь Интернет, продуцируя сообщения, тексты, изображения, формируют своего рода особую виртуальную действительность, представляя специфическую картину реальной жизни.

На определенном этапе обществом стала острее осознаваться неизбежность существенного вмешательства в массовые информационные процессы, с одной стороны, с целью создания регулятивных основ для развития массовых коммуникаций, с другой стороны, для создания общеприменимого определенного стандарта информационной безопасности общества в целом.

Роль информационных технологий в борьбе с преступностью сама по себе многообразна. В оперативно-розыскной деятельности они могут успешно использоваться для раскрытия преступлений и пресечения преступной деятельности на ранних стадиях их подготовки и осуществления

В апреле нынешнего (2004 г.) на Украине беспрецедентным образом предотвращено убийство, заказанное через Интернет. Как сообщается, некая женщина в конце 2003 года направила по электронной почте предложение жителю Днепропетровска совершить ряд убийств на территории Бельгии и Голландии.

С целью выяснения деталей запланированного преступления сотрудники Службы безопасности Украины (СБУ) провели оперативные мероприятия, в результате чего получили материалы для разоблачения иностранной гражданки. Из очередного письма заказчицы стали известны жертвы будущего убийства, их фотографии, детальная карта местности, где они проживают. Выяснилось, что женщина "заказала" родственников бывшего мужа, чтобы получить наследство. Сумма гонорара, предлагаемая за осуществление преступления, составляла 100 тысяч евро.
По информации о запланированном убийстве, предоставленной СБУ Интерполу, гражданка Нидерландов арестована. Во время допроса она созналась в подготовке убийства родственников бывшего мужа.
В уголовном процессе новые информационные технологии эффективно применяются для проведения допросов, опознаний и других следственных действий путем видеосвязи и т.п. Так, новая Конвенция ООН (2000 г.) против транснациональной организованной преступности предусматривает возможность (ст. 18) проведения допроса лица в качестве свидетеля или эксперта, если его присутствие на территории запрашивающего государства не является возможным или желательным. Введение в практику международного сотрудничества получения доказательств посредством использования видеотрансляции предусматривается и Конвенцией ЕС (2000 г.) об оказании правовой помощи по уголовным делам.

В настоящее время использование видеотрансляций в ходе следственных действий признается приемлемым методом получения доказательств все большим количеством стран, например, по делам о сексуальных преступлениях в отношении детей. Другая признанная сфера использования данной технологии – дела, связанные с организованной преступностью. По этой категории дел свидетели данных преступлений нередко отказываются давать показания из-за нередко вполне обоснованных опасений за свою жизнь Дистанционные (прежде всего видео) показания эффективно решают проблемы защиты свидетелей от давления и запугивания. Видеосвязь также все больше применяется при получении показаний свидетелей, живущих за границей, которые по каким-либо причинам уклоняются от явки в суд по месту жительства.

3. Применение названных технологий имеет значительные перспективы также и в правообразовательной, правовоспитательной деятельности и профилактике преступлений.

Интересное начинание в названном аспекте продемонстрировала Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков, которая 18 декабря 2004 г. совместно с Современным гуманитарным университетом провела первый телемост “Скажи наркотикам НЕТ!” в виде Интернет-конференции. Подобная открытость и включенность многих людей в процесс осознания сложнейшей социальной проблемы является хорошим стимулом для активизации поиска ее решения.

Сказанное выше относится и к борьбе с коррупцией, ибо один из ее основных источников - закрытость, непрозрачность процесса принятия решений властными структурами.

Информационная закрытость государства всегда являлась питательной средой для развития коррупции. Говоря об этой информационной закрытости, в первую очередь следует упомянуть проблемы с доступом к информации о решениях, принимаемых государственными и муниципальными органами власти и управления, проблемы с прозрачностью деятельности коммерческих структур и проблемы, возникающие с возможностью публикации в СМИ материалов по антикоррупционной тематике.

Напротив, обеспечение прозрачности, гласности данным процессам позволяет довольно-таки эффективно противодействовать коррупции. В печати приводятся характерные примеры успешной борьбы с данным явлением. Так, Индийский правительственный департамент "Центральная Наблюдательная Комиссия", в обязанность которой входит проверка жалоб, связанных с коррупцией, опубликовал на своем сайте список коррумпированных чиновников и полицейских. Надо сказать, что в Индии количество пользователей Интернета существенно меньше, чем в России. Тем не менее, результатом стало одно увольнение и многочисленные просьбы от вошедших в список людей снять их фамилию под обещания исправиться. В Мексике для борьбы с коррупцией оппозиционные партии даже привлекли хакеров, чтобы они вскрыли файлы, содержащие засекреченные списки лиц, сомнительными путями получивших банковские ссуды на общую сумму в 100 миллиардов долларов после национальных валютных кризисов 90-х годов. Накануне всеобщих выборов лидеры оппозиции потребовали открытой публикации этих списков, поскольку, по их словам, они наглядно продемонстрируют народу темные дела ведущих бизнесменов и государственных чиновников страны.

Интернет может помочь решить множество проблем в вопросах антикоррупционной профилактики, которые долгие годы не решались в связи с отсутствием возможности размещения в СМИ больших объемов информации, связанной с бюджетными процессами, как на общефедеральном, так и на муниципальном уровне.

Достаточно простое решение с декларированием доходов чиновников было найдено в Эстонии. С 1 апреля 2001 в сети Интернет можно найти данные о заработной плате всех государственных чиновников этой страны. В США нормативные стандарты поведения государственных служащих проводятся в жизнь административно тем учреждением, в котором работает служащий. В случае же привлечения чиновников к ответственности за нарушение принципа "конфликта интересов" информация об этом обязательно становится достоянием гласности. Каждый год Управление правительственной этики публикует для всеобщего доступа описание всех судебных дел и всех мировых соглашений на своем сайте.
В таможенной сфере, как известно, существуют свои потенциально коррупционные сферы, и интернет–технологии могут способствовать уменьшению преступлений и здесь. Так, при оформлении различных таможенных документов остается достаточно высокий уровень субъективности между таможенниками и декларантами, что также может являться питательной средой для коррупции.
В июле 2001 года таможня Франции открыла Web-сайт, который позволяет предприятиям, базирующимся в стране и занимающимся торговлей в рамках Европейского Союза, декларировать объемы своих сделок. Декларация об объеме совершенных сделок должна подаваться ежемесячно осуществляющими коммерческую деятельность в Европе компаниями, которые по закону должны платить налог на добавленную стоимость. В этой декларации указывается общий объем продаж и закупок, что позволяет таможенникам контролировать внешнюю торговлю и следить за соблюдением налогового законодательства.

Для того чтобы разрозненные мероприятия по повышению "прозрачности" государственных структур превратились в систему, в начале 2002 года, как известно, в России была принята Федеральная целевая программа "Электронная Россия", рассчитанная на период до 2010 года. Программа предусматривает перевод в легкодоступную электронную форму значительных объемов документооборота и создание баз данных по всем государственным и административным документам. Согласно замыслу, благодаря "Электронной России" органы власти всех уровней должны стать доступнее для граждан, а их деятельность – прозрачнее и эффективнее.

Особый интерес специалистов вызвал опыт применения информационных технологий в борьбе с коррупцией в Сеуле - программа “OPEN”, запущенная в 1999 г. и позволившая гражданам через Интернет контролировать процесс рассмотрения своих обращений чиновниками. Программа организована достаточно просто. Как только гражданин подает заявление, например, о получении разрешения на строительство, сотрудники соответствующего отдела администрации помещают информацию об этом заявлении на сайт “OPEN”. Через Интернет граждане могут узнать в реальном времени, зарегистрировано ли должным образом их заявление, кто конкретно занимается этим вопросом, когда можно ожидать разрешения, а если просьба не удовлетворена, то по каким причинам.

В настоящее время в программе чётко обозначены 54 сферы жизнедеятельности, где чаще всего происходят коррупционные правонарушения при рассмотрении заявок, те, что особенно неудобны для граждан из-за сложной процедуры оформления документов, и те, где открытая публикация всех этапов рассмотрения проекта позволит гражданам не просить чиновников ускорить прохождение документов. Например, это жильё и строительство; строительные работы; транспорт; окружающая среда; санитария и социальное обеспечение. Каждая сфера включает определённый набор проектов. Например, категория “Жильё и строительство” дробится на: Разрешение на строительство и контроль; Проекты улучшения экологии микрорайона; Утверждение архитекторов. Система “OPEN” также предусматривает размещение сведений о соответствующем отделе городской администрации и об ответственных за рассмотрение конкретного дела сотрудниках, и их телефонах, а также информации о том, когда и как оформляются документы по данному вопросу.

Примечательно, что в результате реализации этой программы коррупция среди чиновников в столице Южной Кореи уменьшилась в шесть раз. 4. Важным и пока сравнительно мало освоенным в практике является создание в сети Интернет Web-сайтов, с помощью которых заинтересованные лица и организации могут получать объективную информацию о результатах и проблемах борьбы с преступностью в стране и многих других сторонах деятельности правоохранительных органов, ознакомиться с действующими нормативными правовыми актами и т.п. Эта тема только недавно, во всяком случае, в России, стала предметом обсуждения в печати.

По прогнозам специалистов, к 2005 г. к глобальной сети Интернет будет подключено более 1 млрд. компьютеров. Уже сегодня в Интернете размещено несколько миллиардов сайтов. В этой связи давно назрела необходимость специального массового создания и поддержки антикриминальных, антитеррористических, антикоррупционных и им подобных сайтов. Значимость этой формы деятельности трудно переоценить. Глобальность, оперативность, интерактивность, легкодоступность, открытость – несомненные достоинства Интернета вообще и веб-сайтов в частности.

В этой связи, как представляется, заслуживает определенного внимания деятельность Центров по изучению организованной преступности, созданных на грант Департамента юстиции США в Вашингтоне, России (Москва, Петербург, Екатеринбург, Иркутск, Владивосток, Саратов), Украине (Харьков, Одесса, Запорожье) и Грузии. Все названные Центры создали собственные сайты, где помещена различная правовая и криминологическая информация по проблемам борьбы с организованной преступностью, коррупцией, отмыванием грязных, денег, торговлей людьми и т.п. Так, например, сайт Владивостокского Центра по изучению организованной преступности был создан в 2000 году и быстро стал достаточно популярным. С апреля 2004 г. с сайтом ежедневно знакомится в среднем 300-400 пользователей. Помимо граждан России, на сайт более или менее регулярно заходили пользователи из 23 стран мира. Самыми востребованными документами оказались библиография по проблемам организованной преступности и коррупции и книги, изданные Центром и ставшие, как правило, библиографической редкостью. Весьма интересна и оперативна информация, размещенная на сайтах и других Центров, особенно Саратовского.

Любопытна и информация, появляющаяся на форуме сайта Владивостокского Центра. Нередко пользователи присылают развернутые аналитические материалы о ситуации в криминальном мире Приморского края. Справки, наведенные в правоохранительных органах, свидетельствуют о большей или меньшей достоверности сообщаемых сведений.

Представляется необходимым, чтобы и правоохранительные органы также широко освещали свою деятельность не только в обычных СМИ, но и в Интернете. Наряду с традиционными “телефонами доверия” должны, наконец, появиться и “сайты доверия”. В этом плане довольно содержательным и интересным является сайт Прокуратуры Приморского края.

Новые информационные технологии должны стать эффективным наступательным инструментом в борьбе с различными угрозами и в том числе


Источник: crime-research.ru
3 августа 2005

версия для печати



© Фонд "Новая экономика"
 
тел: +7 (095) 925-02-46
921-44-38
e-mail: info@neweco.ru
Рейтинг@Mail.ru     Rambler's Top100