Сегодня: 19 апреля 2024г.
События
 
Анонсы
 
Новости
 
Календарь
 <<< Апрель - 2024 >>> 
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  123456
78910111213
141516171819 20
21222324252627
282930       

Рекомендуем:


НОВОСТИ

Все новости
ИКТ в госсекторе


Россия: рынок ИКТ на пороге больших перемен

ИКТ в госсекторе  | 8 апреля 2005

Отрасль информационных технологий и связи продолжает демонстрировать уверенный рост, в прошлом году ее доля в ВВП России, как было сообщено на прошедшей в Москве коллегии Мининформсвязи, выросла до 4,9%. В то же время, основное внимание в ходе коллегии уделялось множеству изменений, которые вскоре произойдут на рынке. Среди них, в частности: приватизация холдинга “Связьинвест”, введение механизма универсальной услуги, изменение телефонной нумерации, новые правила взаиморасчета операторов и указания услуг связи.
Согласно данным, оглашенным на коллегии министром информационных технологий и связи Леонидом Рейманом (на фото), в прошлом году доход от оказания услуг связи вырос на 37% и составил 540 млн. руб. Министр отметил, что данный рост во многом обусловлен привлечением инвестиций: отечественные инвестиции в основной капитал увеличились на 24,6% и составили $4,1 млрд., иностранные — $1,4 млрд. (выросли в два раза по сравнению с 2003 годом). При этом объём оказанных услуг связи вырос за год на 50%. Что касается объемов рынка информационных технологий, то он также подрос на 20% и достиг 255,6 млрд. руб.

В прошлом же году было введено в эксплуатацию 22 млн. телефонных номеров подвижной связи и 5 млн. номеров фиксированной связи. Число абонентов сотовой связи выросло вдвое и составило 72 млн., при том что в Москве количество абонентов превысило количество жителей. Общее число персональных компьютеров превысило 15 млн., увеличившись на 15%. Количество пользователей интернета достигло уровня 18,5 млн. человек, а в Москве услуги Глобальной компьютерной сети доступны каждому второму жителю.

В 2004 году вновь продолжились разговоры о необходимости приватизации холдинга «Связьинвест». Вчера же Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) внесло в правительство проект президентского указа об исключении холдинга из числа стратегически важных предприятий, что должно открыть дорогу к продаже госпакета акций. На продажу предполагается выставить все находящиеся у государства 75% минус одна акция, сохранив за государством членство в совете директоров и одну «золотую» акцию, о механизме которой ранее писал CNews. В то же время министр Рейман несколько озадачил аналитиков, оценив госпакет в $1,2–1,5 млрд., что в два раза ниже прежних оценок. Впрочем, с учетом событий, происходивших в последнее время в холдинге, подобный вариант развития событий не выглядит неожиданным.

Несколько охладил пыл сторонников скорейшей приватизации зам.главы МЭРТ Андрей Шаронов: «Все-таки „Связьинвест“ — это большой конгломерат, который имеет огромную рыночную власть, поэтому мы должны понимать, что, продавая эту компанию частному инвестору, мы потенциально усиливаем рыночную власть. Существует возможность злоупотребления этой рыночной властью, поэтому задача государства, регулятора, в частности, состоит в том, чтобы максимально тщательно следить за ситуацией на рынке и предпринимать шаги, которые бы способствовали демонополизации этого рынка». Но г-н Рейман уверен, что «закон „О связи“ вместе с подзаконными актами к нему создал все предпосылки для того, чтобы нейтрализовать негативное влияние от приватизации „Связьинвеста“. В частности, введено понятие „существенного оператора“. Но при этом стоит отметить, что и сами дочерние предприятия „Связьинвеста“ по-прежнему нуждаются в защите, поскольку тарифы на их услуги только-только начинают достигать уровня себестоимости».

Гендиректор «Связьинвеста» Валерий Яшин отметил проблему с задолженностью федерального бюджета перед предприятиями холдинга, которая сейчас составляет 7,9 млрд. руб. Но первый замминистра связи Борис Антонюк заявил, что в сложившейся ситуации во многом виновато и само руководство холдинга: «Предприятия „Связьинвеста“ зачастую не готовы к введению повременной оплаты. Что касается задолженности, то ее можно взыскать через суд: практика показывает, что Минфин платит по исполнительным листам. Но предприятия холдинга почему-то не заключают договора с органами социального обеспечения, фиксирующие факт оказания услуг, без чего обращение в суд невозможно».

В этом году правительство должно принять решение о начале работы в России механизма универсального обслуживания, которой предполагает оказание услуг связи (на первом этапе — это услуги таксофонной связи и коллективного доступа в интернет) в убыточных регионах за счет отчислений операторов. Глава департамента экономической политики Мининформсвязи Любовь Тимошенко сообщила, что размер этих отчислений, который изначально предполагалось установить на уровне 2% от выручки, в очередной раз были снижен и теперь уже должен будет составить 1,2%. Примечательно, что тарифы на оказание универсальных услуг связи будут регулироваться не Федеральной службой по тарифам, а Россвязью. Зато было решено, что средства на выплату компенсаций операторам будут проходить через фонд при Мининформсвязи, а не через федеральный бюджет.

Валерий Яшин заявил, что «мы в „Связьинвесте“ очень ждем, когда же, наконец, эта универсальная услуга заработает. Ведь наши предприятия и так, без всяких тендеров, оказывают универсальные услуги связи». Однако г-н Антонюк отметил, что «не надо считать, будто все тендеры выиграют входящие в „Связьинвест“ МРК. Ведь в них могут участвовать и сотовые компании, при том что во многих регионах имеется очень хорошее сотовое покрытие».

Россию ожидают и изменения в плане телефонной нумерации, которые были запланированы еще в 1999 году. Как рассказала начальник отдела Центрального научно-исследовательского института связи Галина Прокофьева, вместо обычных кодов выхода на междугороднюю и международную связь ("8" и «8–10» соответственно) для этих целей будут использоваться новые коды — "0" и «0–00». При этом справочные и экстренные службы будут переведены на "1". В частности, появится универсальный номер экстренных служб «118». Телефонные же номера, начинающиеся сегодня на "1", будут заменены. Кроме того, код "2" перестанет использоваться для зоновой связи, и звонки между населенными пунктами одного региона будут осуществляться так же, как и междугородние. Г-жа Прокофьева отметила, что в настоящий момент решается вопрос, как после демонополизации рынка дальней связи будет решаться вопрос о pre-selection. Дело в том, что абонент получит право выбора оператора дальней связи, для чего ему перед каждым дальним звонком необходимо будет набирать код соответствующего оператора. При этом абонент будет иметь право и не выбирать вручную оператора, то есть использоваться pre-selection. Вопрос о том, как в этом случае организовать выбор, сейчас и решается.

В ближайшее время должны быть утверждены правительством два подзаконных акта к закону «О связи»: Правила взаиморасчетов между операторами и Правила оказания услуг связи. Правила взаиморасчетов должны, в частности, установить, каким образом будут происходить расчеты между абонентами и операторами местной и дальней связи. Как известно, после демонополизации рынка дальней связи операторы междугородней и международной связи получат прямой доступ к абонентам, тогда как операторы местной связи лишатся возможности оказания услуг дальней связи. Соответственно, абоненты заключат договора со всеми операторами дальней связи, которые будут собирать с них деньги за оказанные услуги, а затем часть из них передавать местным операторам за interconnect. Впрочем, на практике, скорее всего, дальние операторы заключат с местными агентские договора, согласно которым последние и будут собирать деньги со своих абонентов.

Как уже писал CNews, по новым Правилам присоединения сетей местные альтернативные операторы не смогут напрямую соединяться с дальними операторами — это необходимо будет делать через операторов зоновой связи, которая, согласно тем же правилам, фактически будет монополизирована МРК. Руководитель ассоциации телефонных операторов Владимир Зайцев поднял в связи с этим новую проблему: «Оператор дальней связи может заключить агентское соглашение не с альтернативными операторами, а с зоновыми — то есть с МРК, и именно они и будут собирать деньги. Причем, скорее всего, „Ростелеком“ именно так и поступит, притом что в переходный период у него не будет конкурентов. Все это может серьезно нарушить интересы местных операторов связи». Коммерческий директор «Ростелекома» Ольга Румянцева не стала вчера комментировать данный вопрос.

Гендиректор компании «Межрегиональный ТранзитТелеком» Константин Солодухин рассказал о введении в России механизма сохранения телефонного номера при смене оператора (MNP). Скоро должны начаться испытания MNP, которые, в частности, должны будут дать ответ на вопрос, каким образом оператор, переманивший к себе абонента, должен расплачиваться с оператором, от которого этот абонент ушел с сохранением номера. Ввод же MNP в России, по оценке г-на Солодухина, должен будет произойти через 1,5 — 2 года. Заработает в России и другой распространенный на Западе принцип — «Платит тот, кто звонит» (CPP). Это, с одной стороны, должно сделать бесплатными входящие звонки на сотовые телефоны, а с другой стороны, звонки с городского телефона на сотовый станут платными для вызывающей стороны. «Больше не будет звонков с фиксированных на мобильные сети, тарифицируемых как местные, — пояснил глава департамента госполитики Мининформсвязи Виталий Слизень. — Теперь самым дешевым видом звонков в таком случае станет внутризоновый».

Также г-н Слизень отметил, что телефонные операторы, занимающие существенное положение на рынке, не смогут больше отказывать другим операторам в праве установки оборудования для оказания услуг широкополосного доступа в интернет на их сети: «Мы все с вами были свидетелями того, как в Нижнем Новгороде „Волгателеком“ пытался монополизировать ADSL-рынок. Суд признал действия монополиста незаконными, а Мининформсвязи в этом споре было на стороне альтернативных операторов. Отныне же такие ситуации не должны повторяться». Еще один важный момент в новых правилах — таксофоны теперь считаются частью абонентского комплекта, что, в частности, означает необходимость присвоения им телефонных номеров. Впрочем, предоставлять возможность совершения звонков на таксофон нужно лишь для таксофонов, установленных в рамках внедрения универсальной услуги.

Кроме всего вышеназванного, в России, по словам Леонида Реймана, ожидается развитие новых технологий связи, например, WiMax и цифрового телевещания: «Я вообще за то, чтобы в России были все новые технологии, существующие в мире. За исключением, может быть, тех, что не соответствуют частотному плану нумерации первой зоны, к которому относится Россия (это, в основном, сотовая связь в диапазоне 800 Мгц — CNews)». При этом министр отметил, что для внедрения новых технологий необходима расчистка радиочастотного спектра: «К счастью, в федеральном бюджете на этот год предусмотрены средства на конверсию радиочастот».


Источник: CNews
8 апреля 2005

версия для печати



© Фонд "Новая экономика"
 
тел: +7 (095) 925-02-46
921-44-38
e-mail: info@neweco.ru
Рейтинг@Mail.ru     Rambler's Top100