Сегодня: 29 марта 2024г.
События
 
Анонсы
 
Новости
 
Календарь
 <<< Март - 2024 >>> 
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
          12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526272829 30
31           

Рекомендуем:


НОВОСТИ

Все новости
ИКТ отрасль


Таможня становится союзником бизнеса

ИКТ отрасль  | 1 апреля 2005

12 лет назад, 1 апреля 1993 года приказом ГТК РФ №116 было образовано Уральское таможенное управление. Эксклюзивное интервью корр. ИТАР-ТАСС Татьяне Павловой дал начальник УТУ Федеральной таможенной службы РФ Геннадий Дроздецкий


- С 1 мая 2005 г обязательная сертификация лекарственных средств изменится и состоится переход от сертификата соответствия к декларации соответствия.

Первый зам руководителя Федеральной таможенной службы РФ /ФТС/ Владимир Шамахов призвал компании- импортеры фармацевтической продукции быть предельно "понятными и прозрачными" для таможенных органов, поскольку 70 проц лекарственных средств поставляются из-за рубежа.

Каковы перспективы взаимодействия с фармацевтическими фирмами и рассматриваете ли Вы возможность распространения электронного декларирования на компании-импортеры лекарственных средств? Как обеспечить таможенные органы достоверной и оперативной информацией о поставляемых медикаментах, чтобы без задержки пропускать их через границу?

- Действительно, с 1 мая государственный контроль за качеством и ввозом лекарств приобретет иные формы, которые существовали параллельно сертификации. Сертификация действовала не так много времени - в 2003-2005 годах - и бояться того, что наш рынок заполонят лекарственные средства ненадлежащего качества, в том числе контрафактные, не надо. Крупные фармацевтические компании заинтересованы поставлять нам качественный товар. Поэтому опасения если и есть, то минимальные.

Для защиты качества лекарственных средств в новом кодексе есть 38-я статья о защите интеллектуальной собственности и авторских прав. Естественно, мы заинтересованы в сотрудничестве с производителями лекарственных средств для того, чтобы своевременно выявлять подделки известных брендов. И этим могут заниматься не только таможенники, но и другие государственные контролирующие органы и уже здесь, в России, защищать интересы производителей, выявляя подделки.

В УрФО не так много компаний, которые занимаются ввозом лекарств, - всего лишь 2-3. Мы не обладаем данными о количестве ввозимых на территорию УрФО лекарств, это, скорее, в ведомстве Минздрава. На этапе таможенного оформления лекарств подделки не выявляются, т.к. поставки осуществляют крупные авторитетные компании. Рискну предположить, что подделки чаще производятся на территории России. Зачем везти контрафактный товар через границу, рискуя попасться?

Обмен информацией сейчас находится в стадии организации. Федеральная таможенная служба ведет активный диалог с различными кругами бизнеса: и с производителями бытовой техники, и с фармацевтическими компаниями. ФТС готова сотрудничать с открытыми, прозрачными фирмами. Тогда нам проще выявлять некачественные препараты, которые ввозятся через границу с нарушением закона.

Таможня будет выполнять регулирующие функции и защищать бизнес. Мы создадим для этого все условия. Если участник внешнеэкономической деятельности /ВЭД/ будет прозрачным, то он, конечно, согласится работать с нами по электронной форме декларирования, по упрощенному порядку. В целом по ФТС сегодня на восьми таможенных постах введено электронное декларирование, к концу года таких постов будет 56, в том числе 4 - в Уральском таможенном управлении.

Учитывая, что Россия находится на пороге вступления в ВТО, таможенное оформление должно соответствовать Киотской конвенции. Всемирный банк выделил 120 млн долларов на эту реконструкцию, и уже сейчас происходит масштабное оснащение таможенных органов. В текущем году на нужды таможни выделено в 5 раз больше средств по сравнению с 2004 г. В первую очередь в реконструкции заинтересованы участники ВЭД. Вступил в силу приказ Минэкономразвития об упрощенном порядке таможенного оформления товаров. Специфика уральского региона в том, что здесь масса промышленных предприятий. Они хотят торговать с колес, быстро ввозить сырье. Наша задача - буквально в первом полугодии обеспечить условия выгоды для бюджетообразующих предприятий уральского региона. Особенно это касается развития промышленного комплекса.

- Таможенные службы государств Евразийского экономического сообщества /ЕврАзЭС/ договорились совместно автоматизировать контроль транзитных перевозок в рамках межгосударственной целевой программы. Будет разработана совместная межгосударственная целевая программа по оснащению границ пяти государств инспекционно-досмотровыми комплексами для таможенного контроля большегрузных автомобилей и контейнеров. Насколько эта проблема касается УрФО?

- В соответствии с целевой программой развития таможенной службы РФ на 2004-2008 годы предусмотрены определенные мероприятия по модернизации и усовершенствованию как таможенных процедур, так и информационной системы таможенной службы. Это установка, монтирование и эксплуатация так называемых досмотровых рентген-комплексов. Они делятся на 2 вида: для железнодорожного транспорта и автомобильного. Это коснется и российско-казахстанского участка границы. Учитывая, что оборудование дорогое, порядка 1 млн долларов, им будут оснащаться такие крупные многосторонние автомобильные пункты пропуска, как "Петухово" /Курганская таможня/ и "Троицк-Бугристое" /Челябинская таможня/. Ориентировочно это запланировано на 2006 год. Мы рассматриваем необходимость введения таких комплексов в зоне действия Тюменской таможни - на автомобильном пункте пропуска "Казанское" и "Звериноголовское" /Курганская таможня/. Установка этого комплекса дает значительное увеличение потока товаров через границу. Специальными приспособлениями автомобиль поднимается на транспортере в контейнер, и на мониторе компьютера высвечивается груз, без вскрытия ящиков и коробок. Смотрим на сопроводительные документы, и если сомнений в прозрачности товара не появляется, груз благополучно минует границу. На всю процедуру требуется 20-30 минут. А только через "Петухово" проходит от 400 до 800 транспортных средств в сутки.

- Государство утрачивает инструменты контроля за законностью реализации леса, предназначенного на экспорт - такое мнение высказали руководители Счетной палаты РФ. В настоящее время не осуществляется сертификация экспортируемой древесины, таможенникам не предоставляется информация об экспертной оценке количества и качества лесоматериалов. Отсутствие единой и юридически закрепленной методики определения объемов и качества древесины приводит к значительному экономическому ущербу для страны. Насколько остро стоит эта проблема для Урала?

- Вопрос этот очень актуален для Западно-Сибирского и Дальневосточного регионов, где корейские и китайские предприниматели пытаются закупать, вырубать и вывозить ценные породы леса в значительных объемах. Что касается Урала, то здесь проблема в целом решается. Контроль существует. В соответствии с новым таможенным кодексом упор делается на оказании содействия внешней торговли и продвижении наших предприятий-экспортеров на международный рынок. Поэтому значительный контроль действует над импортными товарами, чтобы обеспечивать здоровую конкуренцию и не подрывать бизнес отечественных производителей.

- По словам начальника службы таможенной инспекции Приволжского таможенного управления Евгения Наумова, в условиях нового Таможенного кодекса организация инспекционной службы меняется коренным образом, из чисто фискального органа превращаясь в механизм надстройки экономики, а основными задачами таможни становятся содействие развитию бизнеса и пополнение бюджета. Вы согласны с этим?

- Одним из условий новой концепции развития таможенной службы является контроль в виде сервиса. Что это означает? Мы действительно должны помогать торговле и упрощать таможенное оформление товаров, обеспечив скорость. Вторым условием является то, чтобы таможенник имел как можно меньше контактов с участниками ВЭД. Для этого вводится электронное декларирование, когда таможенник не может повлиять на участника ВЭД и затребовать принести ту или иную бумагу. Электронное декларирование - незаменимая форма борьбы с коррупцией.

Крупные участники ВЭД, например, такие, как ИКЕА, просто заинтересованы в облегчении таможенного оформления грузов. Раньше на оформление товара на границе таможеннику требовалось до 10 дней. Надо было детально изучить все документы, оценить финансовое состояние предприятия, убедиться в отсутствии долгов перед налоговыми службами и т.д. Новый таможенный кодекс предусматривает не 10, а только 3 дня на таможенное оформление. К 2008 году оформление грузов на границе не будет превышать 1 дня, а то и 3 часов. Перед таможней стоит задача - отпускать товар "с колес", не задерживая надолго на границе. Уже в этом году таможня должна обеспечить условия выгоды для 122 бюджетообразующих промышленных предприятий Урала.

Я согласен со своим коллегой, что из чисто фискального органа мы превращаемся в надстройку содействия бизнесу. Но, в первую очередь, это касается прозрачного бизнеса и законопослушных бизнесменов, а не тех участников ВЭД, которые пытаются использовать прорехи в законодательстве ради своей выгоды. У нас нет претензий к экспортерам - российским предприятиям, торгующим с другими странами. Претензии есть к импорту, в частности, к поставщикам товаров народного потребления из Юго-Восточной Азии. Тонны дешевого импорта не дают конкурировать отечественному производителю. Легкая промышленность России, сельское хозяйство /особенно, выращивание риса/, медицинская промышленность не могут по цене конкурировать с китайскими товарами. Вот здесь таможня должна поставить регулирующий рычаг, чтобы поставить импортеров и собственных производителей в равные условия.

- В МВД России планируют создать специализированные подразделения для борьбы с преступлениями на дорогах. В последнее время все чаще похищают грузы, перевозимые транзитом через Россию в другие страны. Только в прошлом году в России было зафиксировано около 70 таких случаев. Нападая на водителей-дальнобойщиков, преступники получают информацию о грузе либо от компании-перевозчика, либо от таможни.

Известны ли Вам случаи утечки информации от Ваших подчиненных о крупных перевозках? Если да, какое наказание ждет за это сотрудника таможни?




- По имеющейся у нас информации, в зоне действия Уральского Таможенного управления в прошлом году произошел один случай разбойного нападения на водителя-дайнобойщика. Перевозчик - турецкая фирма - следовал из Новороссийска в Курган, с дальнейшим перемещением в Казахстан. Нападение было совершено в районе города Юрюзань в Челябинской области. Груз был похищен. Прокуратура Челябинской области возбудила уголовное дело. Мы расцениваем это нападение как случайность, - если бы произошла утечка информации, преступление было бы совершено вблизи Новороссийска или Кургана.


Других случаев нападения на водителей-дальнобойщиков, и тем более при пересечении пунктов пропуска в зоне действия Уральской таможни, не было.

При оформлении транзитов на пунктах пропуска Уральской таможни далеко не весь личный состав допущен к информации. Это определенный круг людей, которые работают, будучи защищенными паролем и другими спецсредствами на автоматизированной системе контроля таможенного транзита. Люди, допущенные к секретной информации, проходят дополнительную проверку и имеют большой стаж работы. У обычного сотрудника таможни нет допуска к закрытой информации, и он не знает, по какому маршруту передвигается тот или иной груз.


Если возникнет ситуация и будет установлено, что должностное лицо допустило утечку информации, сотрудника таможни ждет уголовное наказание за соучастие в преступлении.

Сколько уголовных дел было возбуждено против сотрудников Уральского таможенного управления в прошлом году и с начала 2005 года?

- 5 уголовных дел возбуждено против уральских таможенников с начала года. Эти уголовные дела связаны с вымогательством и получением взяток небольших сумм - порядка 1-2 тыс рублей. Управление придает огласке каждый факт коррупции среди своих сотрудников, более того, на каждом таможенном посту существует "телефон доверия", любой желающий может сообщить о факте вымогательства. После проведения проверки меры в отношении нечистоплотного таможенника будут приняты незамедлительно.
На Урале сегодня нет больших группировок в таможенной системе, нет организационного "спрута". Известен факт: в 90-х годах на пункте пропуска "Петухово" были выявлены беспрецедентные случаи коррупции, 30 человек тогда оказались на скамье подсудимых. Эта цифра, конечно, не красила наше Управление.

Мы и сейчас проводим постоянную ротацию кадров, чтобы не допустить масштабного развития коррупции. Теперь мы более внимательно рассматриваем жалобы и заявления участников ВЭД, всегда выезжаем с проверкой на место. Давно не было слухов о том, что в коррупции замешан руководящий состав таможни. Был случай в Тюмени, когда первый заместитель начальника таможни взял отгул на службе и в это время лично сопровождал контрабандный груз. В результате этот "руководитель" был задержан правоохранительными органами.
В 2004 году в отношении уральских таможенников было возбуждено 18 уголовных дел.

- Есть ли на сегодняшний день в таможне проблемы с кадрами?

- Сегодня социальная защищенность наших сотрудников невелика, это надо честно признать. Большая текучесть кадров. Многие, приходя, быстро разочаровываются и уходят, поскольку зарплата невысокая. Но мы стоим на том, чтобы в нашей службе работали преданные делу люди, стараемся всеми силами повышать имидж таможенной службы, организовывать дополнительные стимулы для сотрудников - даем возможность бесплатно получить второе высшее образование. За прошлый год в России уволилось 6 тысяч работников таможни, это очень много.

Согласно новой концепции, таможенная служба забирает на себя дополнительно функции других ведомственных структур - транспортной инспекции, ветеринарного и санитарного контроля и т.д. Работы таможеннику прибавится. Потребуется грамотность, умение работать на компьютере, управлять информационными технологиями.



- В связи с действующим законом о монетизации льгот таможенники остались в выигрыше или потеряли последние льготы?

- Мы были "флагманом" среди остальных структур и потеряли свои льготы еще два года назад. Теперь нашим работникам выдают проездной на все виды транспорта, кроме метро, на две поездки в день до работы и обратно. С Екатеринбургским метро вообще курьез: проездных билетов там не предусмотрено, поэтому таможеннику в начале месяца выдают горсть жетонов - штук 50-60, наш работник складывает жетоны в мешок и идет с ним домой.

- По некоторым данным, в "Кольцово" ставка за 1 кг ввозимого груза увеличена с 4 до 7 долларов. Якобы ввоз импортных товаров существенно снизился.

Прокомментируйте, пожалуйста, эту ситуацию.

- Неоднократно министр экономического развития Герман Греф и руководитель ФТС Александр Жерихов подвергали критике таможенную службу за не использование резервов по собиранию платежей. Когда Минфин РФ установил нам контрольные показатели - около 900 млрд рублей, Греф предложил собрать ФТС в этом году 1 трлн 300 млрд. По мнению министра, сегодня таможенная служба не дорабатывает в части обеспечения достоверности ввозимого товара, особенно это касается ввоза импорта из стран Юго-Восточной Азии. Раньше полноценный досмотр в этом "хаосе" проводить не удавалось, и по номенклатуре товара пошлины были около 4-5 долларов за килограмм груза.


С 15 января действует распоряжение А.Жерихова, обязывающее руководителей таможенных органов требовать от "челноков" делить товар по номенклатуре: брюки, обувь, шубы и т.д. В связи с тем, что в последнее время номенклатура ввозимого товара значительно расширилась.


Я ответственно и достоверно заявляю, что сегодня точных планок для нас не существует. Гораздо важнее достоверное декларирование товаров. Это может быть и 3 доллара за ввозимые ткани, может быть и 7, и 10 долларов за другой товар.



Видимо, участники ВЭД, которые раньше пользовались этой схемой, оказались не готовы к достоверному декларированию. Так, таможней было возбуждено 2 уголовных дела по факту недостоверного декларирования. Тогда участники ВЭД провозили дорогостоящие норковые шубы и дубленки под видом другого товара.


По разным оценкам, доля "серого" рынка товаров народного потребления составляет 80 проц. На этом карго-перевозчики в России экономят до 500 млн долларов в год.

Кольцовская таможня в этом году ввезла более 136 тонн китайских товаров народного потребления. Если сравнить с другими регионами, то Центральное таможенное управление /Москва/ ввезло всего 41 тонну, Приволжское - 29 тонн, Дальневосточное - 3,7 тонны, Сибирское - 25 тонн.


Что касается индекса таможенной стоимости китайских товаров, то в "Кольцово" он в среднем составляет 5,79 долларов, в "Домодедово" - 5,59 долларов, в "Шереметьево" - 6,54 доллара.


Те, кто думает, что в Москве ввозить импорт выгоднее, ошибается. В том же Центральном таможенном управлении индекс таможенной стоимости высокий - 29,92 доллара.

Индекс определяется реально ввозимым товаром. Это ненормально, когда предприниматель на самом деле ввозит норковые шубы и кожаную обувь, а в декларации указывает ввоз 7 тонн зубочисток или отверток. Индекс таможенной стоимости определяется именно ввозимым товаром. Индекс будет составлять 1-2 доллара, если на самом деле везут зубочистки, если везут самолет шуб - индекс не может быть менее 15 долларов.


Проблемы авиаперевозчиков существуют не только для "Кольцово", но и для "Домодедово", и для остальных управлений.

В прошлом году Уральское таможенное управление собрало 47 млрд рублей, с начала этого года - уже удалось собрать 17 млрд рублей.


Источник: Итар-Тасс Урал
1 апреля 2005

версия для печати



© Фонд "Новая экономика"
 
тел: +7 (095) 925-02-46
921-44-38
e-mail: info@neweco.ru
Рейтинг@Mail.ru     Rambler's Top100