К концу прошлого года в России обслуживалось 39 млн. фиксированных телефонных линий, что соответствовало уровню телефонизации населения в 28, 8%. При этом в очереди за домашним телефоном «томится» чуть ли не полмиллиона человек, сообщает агентству «Тюменская линия» Федеральное агентство по делам печати.
Это в определенной мере сдерживает и возможности граждан в пользовании Интернетом. Регулярно ходит в Сеть сейчас лишь каждый 12-й житель России, причем в основном на работе. В отраслевом министерстве насчитали 15 млн. эксплуатируемых в стране персональных компьютеров, что соответствует 10, 4-процентному охвату населения. Тем не менее, надежды на прогресс в этой сфере есть.
Правительство уже предприняло ряд серьезных мер для более активного приобщения населения к технологичным услугам.
В соответствии с законом «О связи», уже в этом году заработает механизм универсального обслуживания.
На первых порах это будет минимальный набор телекоммуникационных услуг для населения — как минимум один универсальный таксофон с выходом на междугородную и международную связь в каждом населенном пункте и так называемый пункт коллективного доступа в Интернет в населенных пунктах с населением не менее 500 человек.
Универсальная услуга придет, прежде всего, туда, где телефона отродясь не было. Чиновники намерены в ближайшие 3–4 года телефонизировать оставшиеся без связи населенные пункты. Все операторы связи должны будут внести свой вклад в это благое дело, направляя по 2% своей выручки от услуг связи.
В более развитых зарубежных странах универсальная услуга подразумевает более широкий охват населения технологичными услугами, например высокоскоростной Интернет в каждую квартиру или дом. Возможно, в перспективе к этому придет и Россия. Тем более, что приобщение населения к информационным технологиям и Интернету предусмотрено специальной государственной программой «Электронная Россия», реализуемой уже третий год. Из 1, 7 млрд. рублей, выделенных из бюджета на эту программу в 2004 году, 90% средств направлено на подключение к Интернету школ и организацию пунктов коллективного доступа в Сеть отдаленных населенных пунктов.
Другие программы «Народный телефон» и «Народный компьютер» дают возможность людям в кредит подключить домашний телефон или приобрести персональный компьютер. Это направлено на то, чтобы к 2010 году у 40% российских семей был дома компьютер, и 35% семей пользовалось домашним Интернетом.