Сегодня: 25 апреля 2024г.
События
 
Анонсы
 
Новости
 
Календарь
 <<< Апрель - 2024 >>> 
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  123456
78910111213
14151617181920
2122232425 2627
282930       

Рекомендуем:


НОВОСТИ

Все новости
ИКТ в госсекторе


Надзор на проводе


Федеральный горный и технический надзор России ведет cвою историю с 1719 года, когда указом Петра I была создана Бергколлегия, следившая за безопасностью горных работ. Постепенно список ее задач разрастался, и сегодня Гостехнадзор осуществляет госрегулирование и надзор в сфере промышленной безопасности во всех отраслях экономики. Организация имеет широкие полномочия: за несоблюдение правил сотрудники надзора могут оштрафовать, приостановить работу предприятия и даже подать в суд на его руководителей.

Гостехнадзор выстроен по принципу трехуровневой административной вертикали. В Москве находится центральный аппарат и научный институт. Средний уровень управления составляют 46 территориальных подразделений. Вблизи крупных промышленных производств работают 200 удаленных отделов. Сверху спускаются распоряжения, обязательные для исполнения, снизу идет отчетность в жестко установленном объеме и виде. Численность сотрудников Гостехнадзора за последние десять лет снизилась почти вдвое -- с 9 тыс. до 5 тыс. Изрядно поредел и класс специалистов по безопасности на предприятиях. Между тем объем их работы постоянно растет.

Без права на утечку
Промышленная безопасность регулируется федеральным законом, принятым в 1997 году. В нем установлены права и обязанности сторон, участвующих в процессе обеспечения промбезопасности. Одна из основных функций Гостехнадзора -- ведение государственного реестра опасных объектов. Сегодня в нем более 150 тыс. производственных объектов. Реестр постоянно обновляется, поддерживать его в актуальном виде на бумаге нелегко. Закон также предусматривает лицензирование некоторых видов работ (в частности, производство промышленной взрывчатки). Выдача лицензий -- прерогатива Гостехнадзора, равно как и сертификация оборудования, используемого на опасных производственных объектах. Наконец, инспекторы надзора занимаются аттестацией персонала подведомственных предприятий по основам промышленной безопасности.

Выполнять все эти функции вручную в масштабах всей страны было весьма накладно, и в середине 1990-х годов в Гостехнадзоре появились первые элементы автоматизации. «Мы имели все признаки начальной -- "лоскутной" -- автоматизации. В одном из округов придумали и внедрили программу учета аварий, в другом компьютеры использовались для распечатки лицензий из Word»,-- вспоминает начальник отдела информатизации Гостехнадзора России Дмитрий Божко.

В 1998 году в руководящей верхушке ведомства оформилась идея о создании государственной автоматизированной информационной системы. Правительство поддержало инициативу. «Исходя из структуры надзора мы пытались выбрать подходящее ИТ-решение: единую трехуровневую систему, достаточно жесткую, но регулируемую,-- говорит Дмитрий Божко.-- Ее прикладная часть должна отражать все законодательно прописанные функции Гостехнадзора. Если бы мы ориентировались исключительно на ведомственные нормы и правила, то с введением нового закона о техническом регулировании все пришлось бы менять».

Приступив к описанию требований к системе, в Гостехнадзоре сразу столкнулись проблемой, типичной для всех ведомств федерального масштаба,-- как обеспечить передачу данных без потерь и искажений. Обычно для этого используются выделенные линии, но проложить их по всей стране не было никакой возможности. Решено было использовать существующие линии и сети общего доступа. Разумеется, сразу возник вопрос защиты передаваемых сведений. Тот же реестр опасных объектов представляет собой сугубо конфиденциальный документ -- утечка такой информации равносильна изданию пособия для террористов. При этом система должна была быть интуитивно понятной для всех сотрудников и легкой в эксплуатации и поддержке.

Восход «Юпитера»
В 1998 году Гостехнадзор провел конкурс для определения системного интегратора автоматизированной системы и заключил договор с победителем конкурса -- компанией «Анкей/Холдинг». Но вскоре после этого «Анкей» обанкротился, и работы по созданию системы были заморожены почти на год. В 2002 году Гостехнадзор учредил некоммерческую организацию «Информационно-аналитический центр "Промышленная безопасность"», которая, выиграв новый тендер, продолжила работу над ИТ-системой.

В качестве транспортной системы для передачи данных была выбрана разработка компании ИВК -- «Юпитер». «ИВК в силу своего происхождения занимается спецсистемами,-- поясняет Дмитрий Божко.-- "Юпитер", например, делает информационную систему надзора невидимой в интернете, автоматически отсекая хакеров. Компания предложила еще одно интересное решение -- управление серверами территориальных органов из центра. Мы ведь не можем содержать на местах квалифицированный персонал для обслуживания системы». Исполнительный директор ИАЦ «Промышленная безопасность» Александр Михайлов приводит еще два критерия выбора партнера по проекту: «Мы исходили из широты его присутствия в регионах. По всей России не наездишься, а у ИВК региональное представительство неплохое. Еще одно немаловажное обстоятельство связано с тем, что в большинстве ИТ-систем используется западное программное обеспечение, причем исходные тексты программ компании-разработчики для сертификации не предоставляют. Гарантировать, что в подобных системах нет "закладок" или недокументированных возможностей, мы не можем. А безопасность и защищенность "Юпитера" гарантируется Гостехкомиссией, которая провела анализ исходных кодов программы».

В 2003 году на стенде, имитирующем структуру Гостехнадзора, были проведены испытания системы. Затем она была развернута в центральном аппарате для опытной эксплуатации. Пилотные проекты начались и на нижних уровнях: в управлении Приокского округа и в Тверском отделе.

Электронный инспектор
Ядром ИТ-системы служит единая база данных на основе Microsoft SQL 2000. На сегодняшний день база содержит около 330 логически связанных таблиц и 65 тыс. используемых в работе терминов. В каждом территориальном органе формируется репликация единой базы данных, содержащая информацию по объектам этого региона. А в центральной базе агрегируются сведения из всех локальных. Удаленные отделы работают напрямую с базой округа -- берут из нее нужные сведения и заносят новые. Пополнение центральной базы данных из окружных БД осуществляется автоматически один раз в сутки. Размер передаваемого пакета невелик -- в нем в запакованном виде содержатся лишь обновления, внесенные за последний рабочий день, поэтому его можно передать и по коммутируемым линиям. «В России всего 20% цифровых каналов связи,-- отмечает генеральный директор ИВК Григорий Сизоненко,-- поэтому система Гостехнадзора реализована на имеющихся каналах связи. А "Юпитер" обеспечивает гарантированную передачу данных: система будет пробовать все доступные каналы связи (оптоволокно, спутниковые каналы, обычный dial-up) до тех пор, пока информация не будет доставлена по назначению».

Вот как теперь выглядит работа инспекторов надзора. «Когда инспектор готовится к проверке большого предприятия,-- рассказывает Дмитрий Божко,-- он первым делом обращается к базе данных, в которой содержатся результаты предыдущих проверок. Поскольку отчетность ведется по единым правилам, разобраться в ней труда не составляет. Инспектор сразу видит, какие нарушения были выявлены ранее, были ли они устранены. Он может проверить по базе наличие лицензий, разрешений на применение определенного оборудования. В нормативно-справочном разделе находятся все необходимые правовые документы -- инспектор использует их для аргументации своих заключений. Отчеты по проверке попадают в общую базу. Это хороший способ борьбы с субъективизмом инспекторов -- их работу можно легко контролировать на основе унифицированной отчетности».

Прикладные программы, написанные программистами «Промышленной безопасности», автоматизируют все виды деятельности сотрудников Гостехнадзора. Например, лицензии печатаются в стандартной таблице -- из базы берется название предприятия, вид деятельности, срок действия разрешения и прочее. Обратно закачивается информация об их выдаче. «Если лицензионное законодательство изменится, привести в соответствие порядок подготовки лицензий будет просто,-- утверждает Дмитрий Божко.-- Перерабатывать структуру единой базы данных не придется, достаточно изменить связи между таблицами или добавить новую таблицу».

«Железный» вопрос
«Мы уже провели испытания системы на пилотном проекте. За два-три года внедрим систему полностью,-- обещает Александр Михайлов.-- Принято решение не ждать, пока все округа обзаведутся полноценной инфраструктурой (серверами, ПК, сетями), а обеспечить в каждом штабе округа лишь минимум оборудования. Поэтому в течение этого года мы планируем внедрить систему во всех штабах -- создадим "скелет" системы, а потом будем его наращивать "мясом". Мы приготовили 35 учебных комплексов -- компьютеров с необходимым для работы в системе ПО. Из регионов в Москву вызывается персонал -- его обучают устанавливать, обслуживать систему и работать в ней. Этот системный блок администраторы забирают с собой и на местах развертывают систему».

Единственное, что тормозит процесс,-- недостаток инфрастуктуры на местах. В начале 2002 года Гостехнадзор провел у себя мониторинг средств автоматизации по шкале «число ПК/численность персонала». Оказалось, что планку в 50% преодолели только два филиала из 46. В среднем оснащенность ПК составляет 10–20%. «Аппараты округов должны быть компьютеризированы на 100%,-- говорит Дмитрий Божко,-- в отделах же можно держать меньше ПК, поскольку инспекторы 80% времени проводят "в поле". Для них мы сейчас разрабатываем мобильное рабочее место на основе беспроводных технологий».

Полная стоимость развертывания ИТ-системы Гостехнадзора оценивается в $7 млн, при этом половина средств приходится на ПО, половина -- на закупки аппаратного обеспечения.

От надзора к управлению рисками
Свой реестр лицензий Гостехнадзор ведет уже в электронном виде. По закону этот реестр должен быть общедоступным информационным ресурсом, и компании вскоре смогут проверять в интернете, имеет ли, например, подрядчик лицензию на проведение опасных работ. Гостехнадзор планирует также открыть для публичного доступа и базу оборудования, сертифицированного для опасного производства. Компании должны знать, рискуют они нарваться на неприятности или нет. «Более глубокое использование ресурсов Гостехнадзора -- это менеджмент рисков,-- рисует перспективы Дмитрий Божко.-- Тратить деньги на промышленную безопасность бизнесу не хочется. Но если руководители понимают необходимость этих трат, то возникает вопрос: сколько тратить. Из аналитических отчетов Гостехнадзора и других информационных ресурсов можно сделать вывод о частоте ЧП и наиболее опасных причинах их возникновения. На первом этапе создания нашей ИТ-системы в финансировании проекта принимали участие страховые компании, потому что страхование промышленных рисков основывается на статистике аварий и анализе их причин. Все эти функции были бы невозможны без использования ИТ». А Александр Михайлов надеется, что опыт развертывания ИТ-системы в Гостехнадзоре можно будет использовать в других ведомствах -- почти все они имеют такую же распределенную трехуровневую структуру.


Источник: iOne
11 мая 2004

версия для печати



© Фонд "Новая экономика"
 
тел: +7 (095) 925-02-46
921-44-38
e-mail: info@neweco.ru
Рейтинг@Mail.ru     Rambler's Top100