Сегодня: 18 января 2022г.
События
 
Анонсы
 
Новости
 
Календарь
 <<< Январь - 2022 >>> 
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
            1
2345678
9101112131415
161718 19202122
23242526272829
3031         

Рекомендуем:


НОВОСТИ

Все новости
ИКТ в обществе


Российское цифровое неравенство

ИКТ в обществе  | 11 мая 2004

ИТ-карта России

Как составлялась ИТ-карта
В рамках проекта "iOne, или Один по России" корреспондент "Коммерсантъ-iOne" под псевдонимом Айван проехал от Камчатки до Мурманска, исследуя уровень развития корпоративных и публичных информационных технологий в российских регионах. В своих изысканиях он был не одинок. Могучую поддержку ему оказали региональные корреспонденты Ъ, которых мы попросили собрать "на местах" данные, характеризующие уровень экономического развития регионов, а также уровень развития в них публичных и корпоративных ИТ. Третьим источником информации были открытые статистические данные. Набор "социально-экономических" региональных параметров включал в себя: исполнение регионом бюджета в 2001 году (донор или реципиент федерального бюджета); объем промышленного производства и объем инвестиций в основной капитал в 2001 году; средняя зарплата в регионе (на май 2002 года); уровень безработицы. В набор "инфокоммуникационных" параметров входили: плотность домашних телефонов (для городских АТС); оценка аудитории интернет-пользователей в регионе; число абонентов сотовых сетей; распространенность банковских карт; количество мест публичного доступа в Сеть (интернет-кафе, центры, клубы); наличие в регионе действующих интернет-магазинов; наличие у местных компаний представительств в интернете. Кроме того, мы посетили и изучили интернет-порталы местных администраций.

Для составления ИТ-карты России использовались три "инфокоммуникационных" параметра: телефонная, сотовая и интернет-плотность (процент жителей региона, пользующихся этими благами цивилизации). Причем даже не абсолютные значения этих показателей, а их отклонение от средних по России. Таковыми являются: 23 стационарных телефона на 100 городских жителей, 7,6% владельцев мобильных телефонов и 3,1% регулярных интернет-пользователей. Эти значения определяют на нашей карте "уровень моря". По каждому из трех параметров регионы ранжировались по степени их отклонения от средних значений. Как выше, так и ниже "уровня моря" мы выделили по три диапазона отклонений от среднего, которым присвоили определенные "цвета" (+1, +2, +3, а также -1, -2 и -3). Таким образом, каждый регион по каждому параметру оказался "раскрашен" в один из семи цветов (цвет 0 соответствует "уровню моря", то есть среднему по России). После этого мы "смешали" цвета регионов в пропорции 2:1:2. "Ущемление в правах" показателя сотовой плотности объясняется тем, что основным способом доступа в интернет в России является компьютер, подключенный к телефонной линии. С помощью мобильного телефона тоже можно выйти в интернет, но такая аббревиатура как GPRS в регионах неизвестна. Даже в Москве и Петербурге сервисами, связанными с этим каналом передачи данных, пользуются пока немногие. В регионах же по мобильному телефону только разговаривают. Тем не менее абонентов сотовых сетей можно считать потенциальной аудиторией для ИТ-сервисов.

В результате проведенного "смешения" каждый регион получил свой окончательный "ИТ-цвет", который попадает в один из семи диапазонов (от -3 до +3). На карте более насыщенные тона соответствуют уровню выше среднего по России, регионы, закрашенные менее насыщенными тонами, располагаются ниже "уровня моря". Несколько регионов располагаются как раз на этом уровне. Разумеется, попадание регионов в один цвет (например, в диапазон от 0 до -1) вовсе не означает их полного равенства по уровню развития ИКТ. Более тонкую структуру сводного ИКТ-параметра регионов мы приводим в виде таблицы. Так что при желании карту можно сделать более многоцветной (для этого нужно запастись 18 разными красками).

К сожалению, на нашей карте остались белые пятна. Не во всех еще регионах действуют корреспонденты Ъ, и не во всех регионах проводились хоть какие-нибудь оценки аудитории интернет-пользователей. Мы надеемся, что постепенно эти белые пятна будут исчезать.

От чего зависит уровень ИТ
Как показал анализ собранной информации, на уровень развития ИТ в регионах влияют три основных фактора: экономическая ситуация, концентрация вузов и научных организаций, а также уровень конкуренции на местном рынке. Очевидно, что экономически более развитые регионы имеют и более высокий уровень развития ИТ,-- хотя бы потому, что они больше инвестируют в основной капитал, в том числе в инфраструктуру. Эту зависимость можно наглядно продемонстрировать. Для каждого региона мы вычислили "социально-экономический" показатель (вернее, его отклонение от среднего по России). Он включает данные по объему региональных инвестиций в основной капитал (на душу населения), среднюю зарплату и уровень безработицы в регионе. "Выстроив" регионы по этому показателю и отложив для них значения ИКТ-показателя (см. пояснения к карте), можно убедиться в наличии корреляции между "экономикой" региона и степенью востребованности в нем ИТ.

Впрочем, важную роль играет и образовательный уровень (число вузов), определяющий кадровый потенциал региона. К тому же многие российские вузы и НИИ, благодаря стараниям Фонда Сороса, имеют свободный доступ в интернет. Взять, к примеру, сибирские области -- Иркутскую, Томскую, Новосибирскую. Они дотируются из федерального бюджета, но благодаря высокой концентрации вузов, НИИ и КБ число пользователей интернета в Сибири больше, чем даже в Уральском регионе-доноре. Новосибирск, один из ведущих научных центров России, по данным "Ростелекома", вообще занимает первое место в стране по числу подключенных к интернету компьютеров.

На обратном экономическом полюсе закономерность та же. Вот, например, Воронежская и Курская области. Обе находятся в регионе, живущем за счет дотаций из федерального центра. Но в Воронежской области большая концентрация предприятий ВПК, и, соответственно, большая доля населения с высшим техническим образованием. Поэтому ситуация с распространением ИТ здесь заметно лучше, чем в соседней Курской области, где никто и не пытался оценивать аудиторию интернет-пользователей.

Довольно любопытная ситуация сложилась на юге России. Плотно заселенный, преимущественно сельскохозяйственный регион, с высоким уровнем скрытой безработицы, где чуть ли не каждый второй совхоз -- на грани банкротства, имеет выдающиеся показатели по числу пользователей услугами мобильной связи. Здесь работают все ведущие российские сотовые операторы. Но интернет находится в зачаточном состоянии. В Ставропольском крае, где население в семь-восемь раз больше, чем на Камчатке, аудитория пользователей интернета превышает камчатскую всего в два с половиной раза. А в еще более густонаселенном Краснодарском крае предприятий, имеющих собственные сайты, столько же, сколько на Камчатке.

Еще один важный фактор, влияющий на распространение и развитие информационных технологий,-- это уровень конкуренции на региональном рынке, который связан с экономической политикой, проводимой местными властями. Примером могут служить Башкирия и Челябинская область. Оба -- регионы-доноры федерального бюджета. Вузов -- примерно поровну. Но рынок интернета в Челябинской области развит лучше, чем в Башкирии, где интернет-аудитория составляет лишь около 1% населения республики. Башкирские власти плотно участвуют в управлении местными предприятиями и, оберегая их от конкуренции со стороны "чужих" коммерческих структур, лишают их самого действенного стимула для развития. С другой стороны, такая политика позволяет реализовывать крупные ИТ-проекты в бюджетных структурах и за счет бюджетных средств.

Вполне закономерной представляется корреляция между уровнем телефонизации населения и количеством интернет-пользователей в регионе. Для доступа в Сеть граждане используют компьютер, подключенный к телефонной линии. Впрочем, аналогичную зависимость можно проследить и между аудиторией сотовых операторов и интернет-провайдеров. Но здесь она связана, скорее, с социально-экономическими характеристиками: кто способен платить за сотовый трафик, может оплачивать и IP-трафик.


Источник: iOne
11 мая 2004

версия для печати



© Фонд "Новая экономика"
 
тел: +7 (095) 925-02-46
921-44-38
e-mail: info@neweco.ru
Рейтинг@Mail.ru     Rambler's Top100