Сегодня: 29 марта 2024г.
События
 
Анонсы
 
Новости
 
Календарь
 <<< Март - 2024 >>> 
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
          12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526272829 30
31           

Рекомендуем:


НОВОСТИ

Все новости
ИКТ в госсекторе


Александр Шохин: Административную реформу хорошо бы отдать на outsourcing

ИКТ в госсекторе  | 25 октября 2004

Александр Николаевич, в МЭРТ считают, что административная реформа натолкнулась на сопротивление бюрократии, и поэтому к 2010 году надо полностью перестроить всю систему от Центра до регионов, передав значительное число функций госаппарата рынку на основах outsourcing’а. С Вашей точки зрения, насколько плодотворна эта идея?

В административной реформе несколько тем, не только тема outsourcing’a для выполнения некоторых функций. Оutsourcing – передача государственных функций негосударственным структурам, где последние могут быть и публичными корпорациями со стопроцентным участием государства. Например, есть Агентство страхования вкладов, которое выполняет государственные функции, но оно не является органом государственной власти. Оно выполняет функцию страхования банковских вкладов, а также в ближайшее время по закону будет выполнять функцию корпоративного ликвидатора кредитных организаций, которая до этого выполнялась самим государством. Это является не совсем передачей рынку, но это является передачей за пределы государственной власти. Механизм передачи некоторых функций за пределы государственной власти имеет еще несколько аспектов, в том числе, передачу ряда функций саморегулируемым организациям бизнеса, а также отказ от некоторых функций вообще, имея в виду, что рынок сам может их выполнять, в том числе, напрямую, а не только через саморегулируемые организации. Этот процесс должен получить развитие, но в последние месяцы административная реформа толковалась в большей степени как структурная реформа - структура органов власти. Тем не менее, базовые принципы реформы не забыты, в частности, сокращение лицензируемых видов деятельности, поправки соответствующего закона, рассматриваемого в Государственной Думе, закон о саморегулировании и некоторые частные законы, как закон об оценочной деятельности, который предполагает передачу ряда функций саморегулируемым организациям и т.д. Этот процесс идет, но еще недостаточно активно. Важный момент, который комиссия рассматривала ранее в рамках административной реформы, – переход на судебную практику приостановки деятельности предприятий и изъятия соответствующей функции из надзирающих органов: санэпидемконтроль, МЧС, пожарная инспекция и т.д. Хотя это новая схема, которая предполагает достаточно оперативную деятельность судов и т.д., основанием для закрытия производства является угроза безопасности граждан и общества. Принцип, когда можно оспорить решение надзорного органа, хотя это и сопряжено с использованием судебной технологии, является большим достижением административной реформы. В то же время, поскольку сама административная реформа осуществляется сегодня административными структурами, силами самой бюрократии, где роль первой скрипки выполняют министерства и ведомства, которые дают и реализуют соответствующие предложения, уже сам процесс разработки административной реформы изначально имеет родовой порог. В этом смысле было бы правильнее ставить вопрос не просто передачи ряда функций на outsourcing и за пределы госвласти, но и саму административную реформу хорошо бы отдать на outsourcing. В частности, лучше было бы, если бы разработку федеральной целевой программы осуществляла еще и независимая структура, отобранная на основе тендера, будет ли ей являться рыночная структура, публичные корпорации, государственное учреждение, либо какая-то экспертная структура. Это вопрос отдельный, это вопрос организации тендера. Но было бы правильно, чтобы базовые конструкции административной реформы определялись несколько со стороны, и технология внедрялась не самими чиновниками, но извне по отношению к чиновникам. Самое просто решение – создание специального органа по административной реформе с высокими полномочиями по типу Казахстана, где агентство госслужбы подчинено Президенту, или по примеру Франции, где есть специальное Министерство государственной службы, которое занято в основном реформой администрации. Тем не менее, схема outsourcing’a была бы здесь более эффективной. Я думаю, что тот факт, что федеральная целевая программа, которая была одобрена в прошлый четверг на правительстве, будет уже в этом году одобрена самим правительством, косвенно означает не просто необходимость увязки разных аспектов административной реформы, в частности, федеральной, региональной, реформы местного самоуправления, а также таких аспектов, как реформа госслужбы, внедрение электронных принципов в рамках программы «Электронная Россия» - принципов электронного правительства. Административная реформа в узком смысле слова, цель этой программы - не только увязка разных аспектов, но и придание новых импульсов. Переход на принцип outsourcing’a – один из важнейших. Получится это у правительства или нет, является вопросом политической воли. Если желание будет, то проведение реформы при участии рынка возможно.

В то же время понятно, что без государственной власти реформу продвинуть сложно. В частности, из той почти трети избыточной функции, около половинной избыточной, плюс дублирующии функции, которые были выставлены Комиссией по административной реформе на ликвидацию и передачу другим органам власти, реальное правление произошло только в незначительной части. Дело не только в том, что кто-то не хочет избавляться от тех функций, а дело в том, что эти функции прописаны в законах и указах Президента, и для того, чтобы от них избавиться, надо изменить законы и указы Президента. Избавление произошло в основном по линии избыточных функций, которые прописаны в положениях министерств, ведомств и в ряде документов правительства. А изменения нормативной базы законодательного и указного уровня требуют активного участия власти. Потому если реформа будет делаться только извне, когда яйцеголовые эксперты будут предлагать те ли иные принципы, а власть не будет в это включена, реформа не пойдет. Одной из тем здесь является оптимальное согласование властных и экспертных независимых функций. В равной степени нужен доказательный механизм введения новых функций госрегулирования, которого пока нет, что позволяет министерствам и ведомствам в рамках достаточно расплывчато прописанных полномочий натягивать на себя новые функции взамен упраздненных. Нам нужно думать о механизме доказательства государством целесообразности тех или иных функций. Здесь должно быть законодателем установлено «сито», через которое такого рода инициативы исполнительной власти должны проходить. То, что обсуждении административной реформы вышло на такой уровень, концептуально, потому что это означает, во-первых, что правительство не рассматривает административную реформу как только упорядочение структуры органов власти и установление подведомственности тех или иных учреждений - федеральных ГУПов, помня о стратегической линии в рамках федеральной целевой программы. Даже если эта программа будет делаться традиционным способом, все равно это позволит иметь в виду весь набор целей, задач и критериев.


Источник: Opec.ru
25 октября 2004

версия для печати



© Фонд "Новая экономика"
 
тел: +7 (095) 925-02-46
921-44-38
e-mail: info@neweco.ru
Рейтинг@Mail.ru     Rambler's Top100