Сегодня: 28 марта 2024г.
События
 
Анонсы
 
Новости
 
Календарь
 <<< Март - 2024 >>> 
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
          12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728 2930
31           

Рекомендуем:


НОВОСТИ

Все новости
ИКТ в госсекторе


Информационные технологии и перспективы демократии в России

ИКТ в госсекторе  | 13 октября 2004

Новые средства коммуникаций сами по себе не помогают развитию демократии - уверены ведущие российские политологи. Более того, современные информационные технологии порождают дополнительные угрозы и риски для традиционных принципов демократии. Электронные коммуникации создают в обществе новые информационные барьеры, "виртуальную политику", "манипулятивную демократию" и даже сокращают влияние общества на власть.

Тон дискуссии, состоявшейся в рамках организованного РИО-Центром круглого стола "Демократия в информационном обществе: перспектива для России в свете международного опыта", задало утверждение директора Института политических исследований Сергея Маркова о приближающемся кризисе традиционной демократии в информационном обществе, где исчезает "проблема свободы слова", но возникает "проблема быть услышанным". По мнению политолога, с развитием информационного общества идет "демонтаж традиционных систем управления", которые заменяются "манипулятивной демократией" и даже меритократией ("властью достойных"). При этом обратные связи в обществе (создаваемые конкуренцией массовых партий) подменяются широко транслируемой виртуальной политикой. Будучи лишенным влияния на власть, общество превращается в подобие футбольных болельщиков - массово информационно-вовлеченных, но не способных изменить характер игры или реальную политику футбольного клуба.

Однако не все эксперты расценивают риски информационного развития как прямую угрозу демократии. Современные технологии нередко формируют более совершенные принципы взаимодействия власти общества, которых просто не существовало ранее. Как заявил директор Института проблем либерального развития Юлий Нисневич, "концепция электронного правительства - это не столько новые технологии, сколько новая философия госуправления, имеющая приоритет с акцентом на оказание властью общественных услуг".

Индивидуальные и массовые коммуникации - это не угроза демократии, а перспектива ее эволюции. Возможности новых коммуникаций меняют связи в обществе и ведут к его трансформации. Трансформация связей в обществе в свою очередь ведет к адекватной трансформации механизмов демократии. Новые "информационные угрозы", по мнению Юлия Нисневича, это не угрозы демократии, а угрозы информационной безопасности личности и общества, угрозы манипулирования информацией.

По мнению гендиректора Центра политических технологий Игоря Бунина, расширение сферы применения информационных технологий оказывает сложное и противоречивое влияние на современные общественные процессы. С одной стороны, в обществе возникают новые барьеры, новые измерения неравенства и возможности для манипуляций. Но одновременно укрепляется личная информационная независимость, расширяются возможности для прямой ("полисной") демократии.

Сокращение в экономике доли крупного коллективного производства (и расширение сферы индивидуальной занятости, в частности в сфере ИКТ) означает конец "фордизма". Развитие технологий создает в обществе принципиально новую ситуацию, в которой разрушаются традиционные формы коллективизма, в том числе формировавшие запрос на диктаторские политические режимы. Информационные технологии не решают и не снимают проблем развития, но влияют на структуру общества и существующие в нем иерархии. Постепенно уходят в прошлое иерархии, связанные с закрытостью, недостатком информации и секретностью. Взамен появляются возможности для новаторства, самовыражения и даже включения в глобальные производственные процессы.

Отсутствие в России стратегического анализа проблем развития информационного общества может сделать неэффективными дорогостоящие проекты в сфере информатизации. Без консенсуса по поводу национальной стратегии движения к информационному обществу страна будет занята решением частных или локальных задач, которые не гарантируют долгосрочного стратегического успеха. Однако необходимость развития информационной среды в России до сих пор не осознана как важная политическая задача - не менее важная, чем, например, развитие отечественной экономики. В таких условиях, по словам Юлия Нисневича, большинство инициатив в сфере информационного развития "обречено оставаться гласом вопиющего в пустыне".

Член думского комитета по энергетике, транспорту и связи Игорь Динес заявил, что сегодня есть "опасность разочаровать общество в перспективах электронной демократии гораздо быстрее, чем в ценностях демократии традиционной". В связи с этим депутат призвал экспертное сообщество "аккумулировать законодательные инициативы, которые могут быть внесены в парламент при поддержке Мининформсвязи и правительства". Первым шагом от разочарования, по мнению депутата, может стать законодательно закрепленная норма об обязательной публикации в Интернете любого ведомственного документа, способного повлиять на работу бизнеса или ситуацию на рынках.

СПРАВКА: Обсуждение перспектив российской демократии стало итогом Интернет-конференции "Демократия в информационном обществе: перспектива для России в свете международного опыта". Конференция была организована Центром развития информационного общества (РИО-Центр), Московским представительством Фонда им. Конрада Аденауэра, Институтом научной информации по общественным наукам РАН и Российской ассоциацией политической науки и проходила со 2 июня по 7 июля. Материалы конференции размещены на сайте www.adenauer.ru).

В работе круглого стола "Демократия в информационном обществе: перспектива для России в свете международного опыта" участвовали представители правительства, Государственной Думы, Российской академии наук, эксперты и специалисты. Среди выступавших были: руководитель представительства и уполномоченный по России Фонда им. Конрада Аденауэра Ингелат Маркус, гендиректор Центра политических технологий Игорь Бунин, депутат Госдумы Игорь Динес, президент Фонда "Политика" Вячеслав Никонов, директор Института проблем либерального развития Юлий Нисневич, директор Института политических исследований Сергей Марков, замруководителя аппарата ЦИК РФ Игорь Горшков, руководитель Департамента стратегии построения информационного общества Мининформсвязи РФ Олег Бяхов, представитель Центра компетенции по электронному правительству при Американской Торговой Палате в России Владимир Дрожжинов, президент РИО-Центра Василий Липицкий, старший научный сотрудник Института информации по общественным наукам РАН Анатолий Кулик и др.


Источник: Politcom.ru
13 октября 2004

версия для печати



© Фонд "Новая экономика"
 
тел: +7 (095) 925-02-46
921-44-38
e-mail: info@neweco.ru
Рейтинг@Mail.ru     Rambler's Top100