Сегодня: 29 марта 2024г.
События
 
Анонсы
 
Новости
 
Календарь
 <<< Март - 2024 >>> 
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
          12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526272829 30
31           

Рекомендуем:


НОВОСТИ

Все новости
ИКТ в госсекторе


ЛЕОНИД PЕЙМАН: «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДОЛЖНЫ СТАТЬ КАТАЛИЗАТОРОМ ВСЕЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ»

ИКТ в госсекторе  | 12 октября 2004

Потребность в коммуникации для любой сферы деятельности сегодня только растет.

Без мобильной связи, Интернета свою жизнь не могут представить миллионы людей. Перед российскими связистами действительность ставит серьезную задачу – соответствовать современным, все возрастающим запросам общества. Это необходимо, хотя в стране до сих пор существуют тысячи населенных пунктов, где никогда не было телефона... Каким образом наша коммуникационная отрасль справляется с этой и множеством других проблем?
На вопросы «ДЛ» отвечает министр информационных технологий и связи РФ Леонид Рейман.

«ДЛ»: Леонид Дододжонович, судя по темпам развития рынка информационных технологий, у отрасли открываются очень серьезные перспективы роста...
– Объем российского IT-экспорта оценивается в 500 млн. долл. Это уже существенные показатели. Скажем, весь экспорт атомной энергетики на сегодня – 800 млн. долл. Если учесть, что за последние четыре года темпы роста рынка офшорного программирования стабильно превышают 40 процентов в год в реальных деньгах, то скоро по этому показателю мы будем вполне сопоставимы с традиционными отраслями промышленности. Задача государства заключается в том, чтобы создать условия для легализации и ускоренного развития этого перспективного рынка.
«ДЛ»: Наверное, один из путей решения этой задачи – развитие российских технопарков?
– Да, это очень важная тема. Недавно я побывал в одном из таких технопарков – в Черноголовке. Там работают очень интересные, творческие люди. Они уже вышли на точку безубыточности, они сами себя окупают, зарабатывают деньги, у них довольно приличный экспорт. Такие технопарки, на мой взгляд, могли бы стать прообразом тех самых кластеров, на базе которых могли бы развиваться информационные и информационно-коммуникационные технологии. И сейчас вместе с Минэкономразвития мы думаем, какие льготы и стимулы мы можем такого рода технопаркам предоставить. МЭРТ подготовил закон о специальных экономических зонах. Там рассматриваются два типа экономических зон, один из которых непосредственно подходит для стимулирования технопарков.
Я думаю, что опыт разных стран, таких как Китай, Индия, да тех же Соединенных Штатов, доказывает, что технопарки – весьма действенный способ стимулирования развития ICT. Конечно, мы должны разработать свою собственную, национальную модель технопарков, которая бы отвечала экономическим, политическим, историческим особенностям России. И после этого будем эту модель реализовывать.
«ДЛ»: Встречает ли понимание в правительстве мысль о том, что новые отрасли экономики нужно нянчить, создавать для них особые условия? Ведь в последнее время различного рода льготы, свободные зоны и т.д. не очень хорошо воспринимаются государством. Вам как федеральному министру трудно доказывать такую необходимость?
– Вы знаете, несомненно, есть понимание, что ICT сегодня – это отрасль, способная существенно изменить жизнь общества и решить основную задачу, которую президент формулирует: борьба с бедностью, удвоение ВВП. И, собственно говоря, эта отрасль может стать стимулом, катализатором в развитии всей российской экономики.
Конечно, существует некоторый исторический багаж, связанный с злоупотреблениями в особых зонах. Но, я думаю, это вопрос правильного формулирования законодательства. То есть должна быть правильная юридическая и экономическая модель, которая не дает возможности людям и компаниям отклоняться от той базовой деятельности, которой они занимаются под патронажем государства.
«ДЛ»: Леонид Дододжонович, в каком состоянии находится сегодня программа «Электронная Россия»? Какие страны добились наибольшего прогресса в этой области, чей опыт мы могли бы использовать?
– Ну, если начать со второй части, то практически все крупные страны имеют национальные программы внедрения информационных технологий. В Финляндии, например, такой программой руководит лично премьер-министр. Финляндия, конечно, страна небольшая – там всего пять миллионов жителей. Но они придают очень большое значение вопросам внедрения информационных технологий во все сферы жизни, в том числе в сферу государственного управления. И это дает хорошие плоды. Есть очень хорошая программа в Германии, называется «Инициатива Д-21». Мы сотрудничаем с нашими коллегами из ФРГ, перенимаем у них положительный опыт, участвуем в разработке того или иного программного обеспечения.
В Канаде есть программа «Соединить канадцев», которая позволяет развивать информационные технологии для того, чтобы включать в общественную жизнь людей, живущих в удаленных труднодоступных местах. Почему нам интересен канадский опыт? Потому что в Канаде на 80% территории проживает 20% населения. И наоборот, на 20% – 80% населения. То есть с точки зрения проблем удаленности, труднодоступности им приходится решать те же самые вопросы, что и нам.
Эта программа, в частности, предусматривает развитие пунктов коллективного доступа в Интернет – таких пунктов, где можно через компьютер войти на сайт правительства, посмотреть, какие решения оно принимает. Вплоть до того, что можно отследить, например, как заявление конкретного гражданина движется от одного чиновника к другому, сколько времени это занимает и когда будет ответ.
То есть существует постоянный общественный контроль за эффективностью деятельности правительства и других органов власти. И это полностью соответствует идее, которую президент Путин поставил совсем недавно, – по созданию так называемой третьей, общественной палаты.
Канадцы такую задачу реализовали на базе информационных технологий. Я думаю, что для России это очень актуально.
Что же касается федеральной целевой программы «Электронная Россия», то в настоящий момент она несколько модернизируется. В первую очередь это касается определенного пересмотра акцентов. Так, большая часть из 1,7 млрд. рублей, предусмотренных бюджетом целевой программы на этот год, пойдет на подключение школ к сети Интернет и организацию пунктов доступа в отдаленных населенных пунктах.
Сегодня многие российские школы, даже сельские, оборудованы компьютерными классами, но их возможности используются крайне неэффективно. Поэтому одна из важнейших задач на сегодня – интегрировать средние учебные заведения в общее информационное пространство.
В целом же я считаю, что у «Электронной России» перспективное будущее.
«ДЛ»: Как вы думаете, нет ли опасности, что Россия со временем разделится на ту часть, где существует мобильная связь, Интернет, почтовая, банковская моментальная связь, и ту, где компьютеров в глаза не видели? Не станет ли глобальным разрыв на периферии, ведь развитие технологий идет в первую очередь в городских центрах?
– Я верю, что такого разрыва не произойдет. Но, конечно, мы должны над этим работать. Потому что действительно сегодня существует некая «дискриминация» людей, проживающих в сельской местности, особенно в Центральной и Дальневосточной части России. Если взять ту же самую мобильную телефонию, то в Москве стало уже больше 80 телефонов на 100 жителей, а в других городах – совсем другие цифры и совсем другая обеспеченность связью. А вообще, в России около 50 тысяч населенных пунктов, где даже обычного телефона-автомата нет.
Поэтому для России «цифровой разрыв» – это как раз разница в возможностях доступа к информационным ресурсам людей, проживающих на разных территориях, в разных населенных пунктах. И мы должны стремиться, чтобы все люди были включены в информационную структуру, имели доступ к информационно-коммуникационным технологиям.
И здесь есть разные методы. Например, создание эффективной рыночной конкуренции. Это один из способов привлечь внимание операторов к регионам, к труднодоступным территориям.
Если взять так называемую «большую тройку» операторов мобильной связи, то у них сегодня развитие происходит в основном за счет регионального рынка. Поскольку в Москве и в Санкт-Петербурге обеспеченность телефонами уже настолько высока, что в основном происходит переход клиентов от одного оператора к другому. Но при этом прирост больше миллиона абонентов в месяц дают региональные рынки.
То есть за счет эффективной конкуренции достаточно быстро происходит распространение инфраструктуры по территории России, и рынок развивается более ровно.
Второй метод – создание различного рода государственных или ведомственных программ поддержки. В этом году мы начали работу по установке таксофонов-автоматов в труднодоступных, не обеспеченных связью населенных пунктах.
До конца этого года планируем установить примерно 2 тысячи спутниковых телефонов-автоматов в тех населенных пунктах, где их вообще никогда не было до сегодняшнего дня.
В позапрошлом году мы начали осуществлять программу развития пунктов коллективного доступа к Интернету на почте. Когда в почтовом отделении ставится два-три компьютера, человек может прийти и воспользоваться этими компьютерами как с чисто познавательной, так и с коммерческой точки зрения. Например, заказать по Интернету интересующий его товар, тут же, на почте, его оплатить и получить.
В прошлом году вместе с Министерством по налогам и сборам у нас была проработана большая программа. МНС получало электронные декларации через почтовые отделения...
Ну и, конечно, еще один метод стимулирования регионального развития – так называемое универсальное обслуживание. Этот механизм широко известен во всем мире. Он заключается в дотировании убыточных телекоммуникационных услуг за счет перераспределения части прибылей действующих операторов.
Для России этот механизм появился в новом законе с 1 января 2004 года. Несомненно, он вызывает большие дискуссии и различные споры у операторов. Но, я считаю, этим надо заниматься, потому что мы должны включить всю территорию России, все население страны в процесс получения информационных услуг, создать наконец полноценное информационное общество.
Конечно, сегодня для операторов это некая дополнительная нагрузка, хотя и не очень обременительная. Но с другой стороны, это и развитие рынка. Потому что, развивая инфраструктуру на той территории, где ее не было, и начиная предоставлять информационные услуги людям, которые никогда ими не пользовались, мы расширяем рынок и получаем новых потенциальных клиентов. Они через некоторое время станут платежеспособными потребителями услуг и сами будут стимулировать развитие рынка.
«ДЛ»: Министерство уже определилось с цифрой – один процент будут отчислять компании на универсальное обслуживание от своего оборота, три или сколько?
– С цифрой мы еще не определились. Но не три процента, конечно, – меньше. Мы подготовили проекты постановлений правительства – их пять – по реализации универсального обслуживания системы и формирования резерва универсального обслуживания. Мы их опубликуем на своем сайте, сделаем некую публичную дискуссию, постараемся с рынком это все обсудить. Потом сделаем корректировки, которые рынок сочтет правильными, и только после этого внесем документы в правительство.
Наша задача – сформировать нормативную базу до конца этого года, может быть, успеть провести первые конкурсы в этом году. Но полномасштабно, мы считаем, эта система должна заработать в следующем году. И пока мы ставим перед собой очень скромные задачи. Они могут даже показаться для нас, живущих в Москве, совсем скромными. Мы хотим, чтобы в каждом населенном пункте страны был как минимум один телефон-автомат. И затем можно будет делать следующий шаг.
«ДЛ»: Леонид Дододжонович, скажите, пожалуйста, какая связь между административной реформой и информатизацией структур власти, что к чему пристраивается? Вообще, способны ли наши чиновники впитать в себя все эти новшества?
– Конечно, чиновники способны к обучению. Они сегодня используют в своей повседневной деятельности информационные технологии. Административная реформа и внедрение информационных технологий – это составные части процесса повышения эффективности деятельности органов госвласти в рамках задач, которые ставит президент.
Ведь изначально административная реформа началась с того, что была проделана некая инвентаризация функций, которыми занимаются те или иные ведомства. Дальше эти функции были разделены на необходимые и избыточные. Соответственно, от избыточных нужно отказаться, а необходимые – сгруппировать более правильным образом, наложить их на некую структуру государственной власти, аппарата управления – министерств, агентств, служб. И на базе этого постараться сделать оптимальную систему управления.
Но еще одним направлением повышения эффективности является внедрение информационных технологий, документооборота. Сейчас целый ряд министерств занимается внедрением электронного документооборота. Но при этом необходимо, чтобы этот документооборот строился на основании административных регламентов.
Дальше административные регламенты переводятся в электронный вид, на информационные системы, и вот это сочетание регламентов и информационных аппаратных комплексов позволит решать эффективно и быстро задачу движения документов внутри ведомств.
Работа эта продолжается. У нас намечено создание некоей опытной зоны, которая будет состоять из аппарата правительства, Министерства экономического развития и торговли и Министерства информационных технологий и связи. Потом будем расширять опыт и на другие ведомства.
Михаил Ефимович Фрадков поддерживает вопрос центральной координации всей этой деятельности, потому что понимает: именно внедрение информационных технологий сможет и должно каким-то образом изменить облик государственной власти, сделать ее прозрачной, открытой и более эффективной.


Источник: Деловые люди, журнал
12 октября 2004

версия для печати



© Фонд "Новая экономика"
 
тел: +7 (095) 925-02-46
921-44-38
e-mail: info@neweco.ru
Рейтинг@Mail.ru     Rambler's Top100