Сегодня: 26 октября 2021г.
События
 
Анонсы
 
Новости
 
Календарь
 <<< Октябрь - 2021 >>> 
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
          12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526 27282930
31           

Рекомендуем:


НОВОСТИ

Все новости
ФЦП "Электронная Россия"


«ЭЛЕКТРОННАЯ PОССИЯ» ВЫШЛА ИЗ КОЛЫБЕЛИ


Программа живет не всегда по заранее объявленным планам.

За три года существования Федеральная целевая программа (ФЦП) «Электронная Россия» сыграла роль катализатора процессов развития государственного и муниципального управления. Следующий этап выполнения программы может привести к реальному повышению эффективности управления, но для этого нужно идти на пересмотр принципов работы органов власти в сторону информатизации процесса. Передовые регионы и муниципалитеты уже переводят эти задачи в практическую плоскость, определяя тем самым направление развития ФЦП.
Три года реализации ФЦП «Электронная Россия» – достаточный период для того, чтобы оценить результаты работы программы и заново взглянуть на заложенную в ней систему целей. За это время ожидаемые выгоды создания электронного государства – повышение прозрачности и эффективности государственного управления средствами информационных технологий – не просто стали широко известны, но успели превратиться в общее место официальных выступлений чиновников практически всех уровней и направлений. Между тем в реальной жизни все это время регионы и муниципалитеты тратили значительные средства на внедрение систем управления.

Нам это надо
Первые полтора-два года инициатива в реализации программы полностью принадлежала федеральному центру. Несмотря на публичное обсуждение ФЦП, чиновники, за редким исключением, не воспринимали ее как относящуюся к ним лично. Однако были и чиновники-исключения, которые поверили в возможность серьезных перемен в управлении и сделали ставку на IТ, включив работу по реализации проектов ФЦП в перечень приоритетных задач.
Три прошедших года показали, что эти чиновники не ошиблись в своих ожиданиях. Они создали работающие системы, обрели в ФЦП дополнительный источник финансирования, повысили известность и служебный вес, причем не только как «информатизаторы», а как люди, способные помочь руководству своего территориального образования (региона, муниципалитета) решать его насущные задачи. Примеры прямого контроля и повышенного внимания губернатора или мэра за реализаций ИКТ-проектов уже широко известны. Например, мэр Москвы Юрий Лужков уверенно говорит о необходимости создания метасистемы в рамках «Электронной Москвы», свердловский губернатор Эдуард Россель повторяет об огромной роли информационно-компьютерных технологий в обеспечении социальной направленности работы ОГВ, губернатор Петербурга Валентина Матвиенко считает это направление одним из приоритетных. В Республике Мордовия при активной поддержке главы республики Николая Меркушкина разработана и реализуется долгосрочная республиканская целевая программа по формированию информационного общества до 2010 года. Цель программы состоит в создании единого информационного пространства региона, органически входящего в единое информационное пространство России. Главная часть – это целевые программы информатизации всех основных отраслей народного хозяйства республики – АПК, промышленность и транспорт, связи, ЖКХ, социальной сферы, образования и культуры. Также в программе четко определены необходимые технические средства и программное обеспечение и реализация соответствующих технических программ и проектов.
Программа предусматривает создание республиканской информационной и телекоммуникационной инфраструктуры и ее интеграцию в национальную и мировую информационные инфраструктуры. В основе инфраструктуры лежит создание мультисервисной сети – скоростной информационной магистрали органов государственной власти и местного самоуправления РМ. Магистраль обеспечивает передачу информационных потоков между субъектами органов государственной власти и местного самоуправления, предоставляет доступ к республиканской информационной сети и защищенное подключение к сети Интернет. Сейчас информационная магистраль объединяет 13 объектов, среди которых здание правительства республики, Государственного собрания РМ, администрации Саранска и др. В дальнейшем к ней планируется подключить объекты образовательной и здравоохранительной отраслей, учреждения органов местного самоуправления.
Разумеется, такая выигрышная позиция передовых «информатизаторов» привлекла внимание большинства их коллег. И в последний год активность регионов и муниципалитетов по линии «Электронной России» стала быстро расти. Так, на творческий конкурс проектов систем управления регионами, проведенный МЭРТ осенью 2003 года, было подано 67 заявок. Значит, столько регионов и муниципалитетов проработали подходы к организации управления средствами ИКТ.
Итак, можно сказать, что в реализации ФЦП состоялся переход от инициаторов программы к ее будущим выгодоприобретателям на местный уровень. Программа начала жить.
Между тем в процессе реализации первых проектов продекларированные в ФЦП цели и задачи стали проверяться реальной жизнью. Разумеется, они часто требовали корректировок. И в большей степени корректировки касались переосмысления направленности самой программы.
Так, например, показательный результат дали попытки повсеместного внедрения интернет-порталов. Они привели к тройственному результату. Параллельно, в разных проектах, сформированы формальные требования по унификации порталов, реальные требования к их информационному наполнению и выработаны технологические решения, обеспечивающие соблюдение всех указанных требований.
Также глубоко проработана к настоящему времени задача создания единого цифрового пространства в масштабах целого региона. Без решения этой задачи невозможна совместная работа чиновников и интеграция различных распределенных систем. А значит, невозможна и работа электронного правительства. В отличие от портала, особенность работы электронного правительства заключается в том, что она мало заметна рядовому гражданину, хотя очень сложна и требует больших затрат. И государственному служащему, отвечающему за обеспечение финансирования и реализацию такого проекта, очень важно понимать принципы работы будущего электронного государства, чтобы обосновывать масштабные вложения в инфраструктуру на первом же этапе.
Но не со всеми типами систем ситуация бывает простой. Так, например, системы, обеспечивающие работу с населением, успешно реализованы в ряде регионов. Например, успешно функционирует Электронный социальный регистр населения в Петербурге. Но в рамках ФЦП этот опыт пока не упорядочен, и распространение результатов идет по горизонтали. То есть регионы самостоятельно обмениваются информацией и принимают решения по выбору того или иного пути решения своих задач. Так, по пути Петербурга уже пошли в Карелии. Там при создании Социального регистра населения используются те же технологические решения и методические наработки, что и в Петербурге. Планирует создать аналогичные системы ряд других регионов.


Мы будем это делать вместе
Третьим важным результатом и итогом первых лет реализации программы стала консолидация как исполнителей, так и заказчиков программы. Сформировались и работают органы совещательного уровня, объединяющие активных, заинтересованных участников. Такими стали в 2003 году рабочие группы Министерства экономического развития по типовому порталу ОГВ (органы государственной власти) и типовой системе госзакупок, Рабочая группа по вопросам повышения эффективности управления муниципальными образованиями средствами ИКТ, Институт архитектуры электронного государства. Эти органы позволяют выработать единые принципы решения задач «Электронной России» в разных условиях.
В середине октября в Петербурге состоится очередное заседание Рабочей группы по вопросам муниципальной информатизации параллельно с семинаром по обмену опытом создания Социальных регистров населения. На этом заседании будет рассматриваться концепция интегрированной информационной системы муниципального образования. Кроме того, будут обсуждаться подходы, используемые в пилотных проектах в Братске, Петрозаводске и Тольятти, опыт реализации подобных задач в Ленинградской области и Санкт-Петербурге, итоги научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ Министерства экономического развития и торговли «Принципы использования СМАРТ-технологий в региональных системах». Этот НИОКР выполняла компания «АНД Проджект», входящая в Национальную компьютерную корпорацию. Там же будут обсуждаться перспективы создания систем СПУН (системы персонифицированного учета населения) и ряд смежных вопросов. Таким образом, можно констатировать, что инициатива, активность в становлении «Электронной России» смещается к представителям регионов и муниципалитетов, которые активно сотрудничают между собой и с федеральными структурами, создают профессиональные объединения и, со своей стороны, работают над популяризацией и унификацией информационных решений. Эта самоорганизация, пожалуй, самый отрадный эффект первых лет реализации «Электронной России». Если следовать принятой на Западе классификации, то Россия находится между первым и вторым этапами реализации программы электронного правительства.
Однако для нас, может быть, более важны другие данные. Как и несколькими годами ранее на коммерческих предприятиях, применение ИТ в органах власти ведет к повышению роли людей, отвечающих за процессы управления, и к повышению эффективности управления в целом. Это очень медленный, вязкий и трудный процесс, и было трудно рассчитывать на его успех в момент запуска ФЦП «Электронная Россия».
Сейчас мы прошли этот этап, когда «Электронная Россия» могла умереть, еще не родившись. Программа живет; не всегда по заранее объявленным планам, но зато в соответствии с реальными потребностями передовых, активных людей, решающих конкретные задачи своих регионов и муниципальных образований.


Автор: Олег Лялюк, руководитель проекта, компания «Аквариус Консалтинг», Игорь Илюхин, менеджер по развитию, компания «АНД Проджект»
Источник: Деловые люди, журнал
12 октября 2004

версия для печати



© Фонд "Новая экономика"
 
тел: +7 (095) 925-02-46
921-44-38
e-mail: info@neweco.ru
Рейтинг@Mail.ru     Rambler's Top100