Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) UNESCO, United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization
4 ноября 1946 г. вступил в силу Устав ЮНЕСКО - Организации
Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, крупнейшей
межправительственной организации в системе ООН. Устав был утвержден
16 ноября 1945 г. в Лондоне на учредительной конференции представителей
44 стран.
Предшественница ЮНЕСКО - Международная организация интеллектуального
сотрудничества - имевшая права технического органа при Лиге Наций, прекратила
свое существование в начале Второй мировой войны. Созданный ею Институт
интеллектуального сотрудничества в Париже передал все свои архивы ЮНЕСКО.
Сегодня ЮНЕСКО объединяет 188 государств мира. Штаб-квартира
находится в Париже. ЮНЕСКО сотрудничает с более чем 600 неправительственными
организациями и фондами, международными и региональными структурами.
Главная цель ЮНЕСКО:
- содействовать обеспечению мира и безопасности на планете, способствуя
сотрудничеству между странами в различных областях. Основные сферы деятельности
ЮНЕСКО - образование, наука, культура и информация.
В области образования основной задачей организации является
обеспечение всеобщего начального и развитие высшего образования. Ключевая
программа в этой сфере - "Образование для всех в течение всей жизни".
Главная роль здесь отводится новым информационным технологиям в области
предоставления базового образования. В 137 странах около 4250 школ (в
том числе 60 российских) участвуют в разработанном ЮНЕСКО проекте ассоциированных
школ. Кроме того, ЮНЕСКО содействует подготовке учителей, строительству
и оснащению школ.
Структура ЮНЕСКО
Политику и основную линию работы, и бюджет организации
определяет Генеральная конференция, созываемая 1 раз в два года. Бюджет
ЮНЕСКО складывается из взносов государств-членов, которые определяются
в зависимости от размера национального дохода страны.
Исполнительный совет, избираемый конференцией, собирается
два раза в год. Этот орган несет ответственность за выполнение программы,
принятой на конференции.
Генеральный директор также избирается на конференции
по рекомендациям Исполнительного совета на 6-летний срок. С 14 ноября
1999 г. этот пост занимает Коитиро Мацуура (Япония), который объявил
о начале реформ в деятельности и структуре организации. Предусматривается
концентрация работы ЮНЕСКО на приоритетных направлениях и обновление
персонала секретариата этой организации.
Организации под эгидой ЮНЕСКО
Карибская сеть развития инноваций в области образования
(Caribbean Network of Educational Innovation for Development - CARNEID); Европейский центр высшего образования (European
Centre for Higher Education - CEPES, Бухарест); Международный центр технического и профессионального
образования (International Centre for Technical and Vocational Education
and Training, Бонн); Международный институт образования Латинской Америки
(Instituto Internacional de la UNESCO para la Educaciуn Superior en
Amйrica Latina y el Caribe - IESALC); Международное бюро образования (International Bureau
of Education - IBE, Женева); Международный институт планирования образования
(International Institute for Educational Planning - IIEP, Париж); институт образования ЮНЕСКО (UNESCO Institute for
Education - UIE, Гамбург); международный институт ЮНЕСКО по повышению качества
образования в Африке (UNESCO International Institute for Capacity Building
in Africa - IICBA); Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в
образовании (UNESCO Istitute for Information Technologies in Education
- IITE, Москва).
Программы ЮНЕСКО
Наиболее известными программами ЮНЕСКО в научной сфере
являются такие, как "Человек и биосфера" (участвуют 94 страны,
направлена на защиту окружающей среды), "Плавучий университет"
(разработана на базе МГУ, участвуют около 20 стран, ежегодно выделяется
25 тыс. долларов, направлена на исследования в области морской геологии
и археологии), "Наука на службе развития" (на программу выделено
85 млн. долларов), программа СИПАР (направлена на взаимодействие науки
и промышленности).
В области информации деятельность ЮНЕСКО сосредоточена
в рамках Международной программы развития коммуникаций (МПРК), утвержденной
на 21-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в 1980 г. МПРК оказывает
поддержку развивающимся странам в создании национальных структур массовой
информации: радио, телевидения, печати, информационных агентств. В настоящее
время по линии МПРК реализуется свыше 100 национальных и региональных
проектов.
В области культуры основной задачей ЮНЕСКО является защита
культурного наследия. В 1972 г. на 17-й сессии Генеральной конференции
ЮНЕСКО была принята Конвенция об охране мирового культурного и природного
наследия, участниками которой в настоящее время являются более 150 стран.
Был создан специальный комитет, задачей которого стало составление списка
объектов мирового культурного и природного наследия, подлежащих охране.
Список включает художественные, исторические и природные памятники.
Сейчас в Списке значатся более 690 объектов из 120 стран.
В 2000 г. ЮНЕСКО обратилась ко всем странам-членам с
призывом создать Список невидимого культурного наследия, к которому
относятся объекты нематериальной культуры - народные промыслы, редкие
национальные языки, фольклор.
Деятельность ЮНЕСКО в сфере ИКТ
Два важнейших направления деятельности ЮНЕСКО в сфере
ИКТ - образование; коммуникации и информация.
ЮНЕСКО проводит исследования по использованию информационных технологий
в образовании и государственном управлении. Основной программой в этой
области является Программа базового образования для всех, признанная
в качестве главного приоритета на 2002-2003 гг. на Всемирном форуме
по образованию (Дакар, Сенегал, апрель 2000 г.). Принимая во внимание
процесс глобализации и усиление взаимодействия таких сфер деятельности
человека, как социология, экономика, культура, наука и технологии знания
приобретают быстро возрастающее значение. Использование информационных
и коммуникационных технологий (ИКТ) в сфере образования играет важную
роль с точки зрения ориентации программы на междисциплинарную деятельность.
Одним из главных направлений деятельности программы является - "Содействие
использованию информационных и коммуникационных технологий в целях образования".
По мере того как Интернет начал обеспечивать доступ к компьютерным программам
и образовательным курсам назрела необходимость в новом подходе к обеспечению
качества информационного обслуживания образования. В целях гарантирования
качества ЮНЕСКО обеспечивает предоставление консультационных услуг по
вопросам политики, проведение обследований, осуществление обзоров новаторских
мероприятий, а также организацию совместной деятельности различных учреждений.
Ожидаемые результаты программы на конец двухлетнего периода:
· создание в Интернете портала ЮНЕСКО в области образования
в рамках общего портала Организации;
· электронная публикация обследования, посвященного существующим
центрам обмена
· информацией, порталам и механизмам для оценки учебного программного
обеспечения и учебных курсов в электронной форме;
· совместная деятельность и партнерство с другими частными и
государственными центрами информации, знаний и разработок;
· содействие осуществлению многострановых проектов в области
ИКТ и образования;
· функционирование электронного центра обмена информацией и
документирование данных, касающихся обмена материалами;
· создание и функционирование консорциума;
· анализ, производство и распространение информации о новаторском
и стратегическом использовании ИКТ в целях образования.
Важнейшей программой в сфере развития ИКТ является Крупная
программа V "Коммуникация и информация" на 2002-2003 гг.,
составной частью которой является Программа "Информация для всех".
Работы над этой программой начались на рубеже 2000г. В ее основу положены
Межправительственная программа по информатике и Общая программа по информации,
создавшие технологическую основу развития международных коммуникаций.
Программа состоит из пяти разделов:
· Развитие информационной политики на международном, региональном
и национальном уровнях.
· Развитие человеческих ресурсов, навыков и умения в век информации.
· Усиление роли институций в обеспечении доступа к информации.
· Развитие инструментов, способов и систем информационного менеджмента.
· Информационные технологии для образования, науки, культуры
и коммуникаций.
Положения программы "Информация для всех" пересекаются с
идеями, сформулированными в Окинавской Хартии Глобального Информационного
Общества, одобренной главами "большой восьмерки" во время
саммита, состоявшегося в июле 2000 года в Японии. Поэтому программу
"Информация для всех" можно рассматривать как вклад ЮНЕСКО
в реализацию идей Хартии. Временный международный комитет программы
провел два заседания 14 - 15 мая 2001 г. и 2-3 сентября 2002 г. в Париже.
Важнейшая задача этой программы - разработка и принятие "Хартии
ЮНЕСКО по сохранению мирового культурного наследия".
Вторым направлением Крупной программы V является содействие
расширению доступа к общественному достоянию в рамках Программы "Память
мира". Основная задача - содействовать сохранению документального
наследия человечества, его широкой популяризации и доступности. В этой
области ЮНЕСКО содействует развитию глобальных и региональных информационных
сетей. В рамках этой программы происходит развитие всемирного веб-портала
ЮНЕСКО как интерактивного тематического портала, предоставляющего широкий
спектр услуг членам профессиональных сообществ, государственному и частному
сектору, а также широкой общественности. Всемирный веб-портал должен
стать он-лайновым справочником для получения информации "Кто, чем
занимается и в какой области" и платформой для налаживания взаимосвязей
между профессиональными организациями всего мира.
ЮНЕСКО и Россия
Становление ЮНЕСКО проходило при активном участии СССР,
хотя его формальное вступление в организацию состоялось лишь в 1954
г. 25 июня 1993 г. в Москве был подписан Меморандум о взаимодействии
РФ с ЮНЕСКО, а годом позже в Москве открылось представительство ЮНЕСКО.
ЮНЕСКО оказывает содействие российской стороне в реформе
образования, законодательной деятельности, в области охраны культурного
и природного наследия, в адаптации науки, образования и культуры к условиям
рыночной экономики. В России осуществляются 13 культурных проектов ЮНЕСКО.
Надо сказать, что сотрудничество с ЮНЕСКО является крайне выгодным для
России. Российские взносы составляют примерно 4,5 млн. в год долларов,
а финансирование за счёт проектов ЮНЕСКО больше в десять-двадцать раз.
В настоящее время проекты ЮНЕСКО в Российской Федерации
осуществляются в соответствии со следующими программами:
· образование для всех на протяжении всей жизни;
· наука на службе развития;
· культурное развитие: наследие и творчество;
· на пути к коммуникационному и информационному обществу для
всех.
Наиболее важные проекты в сфере " Естественные и
социальные науки":
· демократизация, управление и участие граждан в жизни общества
на пороге нового тысячелетия (совместно с ПРООН);
· муниципальные центры социальной реабилитации пострадавших
от Чернобыльской катастрофы;
· вопросы миграции населения Восточной и Центральной Европы;
· программа "Человек и биосфера";
· реформирование науки;
· создание международных кафедр ЮНЕСКО (например, Кафедра "Новые
информационные технологии в образование и науку", Кафедра "Авторские
права и интеллектуальная собственность" и др., всего 35 кафедр).
Кафедра ЮНЕСКО "Информатика" создана в 1996 г. на базе Московского
государственного педагогического университета, а в 1997 г. в Московском
институте электронной техники - Кафедра "Информационные технологии
в образовании и науке".
Одним из национальных проектов России является проект
"Повышение квалификации работников системы образования в области
использования информационных и коммуникационных технологий в образовании".
Цель проекта - развитие единой информационной среды в системе образования
Российской Федерации. Основные задачи проекта:
· определить пути включения информатизации образовательного
процесса в общий контекст модернизации образования;
· организовать подготовку руководителей и ведущих специалистов
системы образования в области использования ИКТ в школе;
· дать базовые основы проектирования и анализа региональных
стратегий и инфраструктур информатизации образования.
В 1998 году на основании резолюции 6, принятой на 29-й
сессии Генеральной конференции, и Соглашения между ЮНЕСКО и Правительством
Российской Федерации открыт Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям
в образовании, ИИТО (http://www.iite.ru/iite/index). На своем первом
заседании (Москва, июль 1999 г.) назначенный Генеральным директором
Совет управляющих утвердил первую программу работы Института и принял
несколько решений по кадровым вопросам и деятельности Института.
В сотрудничестве с национальными комиссиями и подразделениями
ЮНЕСКО на местах ИИТО создает международную сеть национальных центров
в целях систематического сбора и анализа соответствующих основополагающих
документов, планов действий и основных направлений политики в этой области.
Особое внимание уделяется подготовке преподавателей, а также разработке
учебных программ и других учебных материалов по использованию информационных
и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании. Основные приоритеты
деятельности ИИТО:
· выполнение функций международного центра обмена информацией
по применению ИКТ в образовании путем создания сети национальных координационных
центров для обмена информацией и опытом;
· содействие разработке национальной политики и руководящих
принципов, касающихся применения ИКТ в образовании;
· организация субрегиональных учебно-практических семинаров
и других мероприятий по подготовке кадров, включая разработку и проверку
учебных модулей.
Участвует Россия и в Крупной программе V. В конце 2000
года в соответствии с поручением Комиссии Российской Федерации по делам
ЮНЕСКО был сформирован Российский комитет программы ЮНЕСКО "Информация
для всех". Для работы в Комитете были приглашены ведомства и организации,
ответственные за формирование государственной политики в сфере информатизации
России. О первых результатах деятельности Российского комитета Программы
были проинформированы участники совещания временного международного
комитета программы "Информация для всех", состоявшегося в
Париже, 14 - 15 мая 2001 г. В рамках реализации Программы в 2001 г.
в структуре Кемеровской государственной академии культуры и искусств
(КемГАКИ) в рамках реализации программы ЮНЕСКО "Информация для
всех" при содействии Отдела библиотек Минкультуры России создан
научно-исследовательский институт информационных технологий социальной
сферы (НИИ ИТ СС). Россия рассчитывает на избрание российского представителя
в международный комитет программы ЮНЕСКО "Информация для всех".