Сегодня: 02 июля 2022г.




Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)
(Organisation for Economic Co-operation and Development (OECD))

Краткий исторический очерк

Предшественницей ОЭСР явилась Организация Европейского экономического сотрудничества (Organisation for European Econoimic Co-operation, OEEC), которая была создана для оказания американской и канадской помощи Европе в рамках Плана Маршалла (План Маршалла - программа восстановления и развития Европы после Второй Мировой войны на основе предоставления экономической помощи). В 1961 году ОЕЭС была преобразована в ОЭСР, цель, которой уже состояла совершенно в ином: создание сильной экономики в странах-членах ОЭСР, повышение эффективности рыночных систем, расширение свободной торговли и повсеместная поддержка экономики как развитых, так и развивающихся стран.

Сегодня, спустя немногим более 40 лет со времени основания, деятельность ОЭСР не замыкается на интересах только стран - полноправных членов организации, аналитических обзорах сфер экономики этих стран. Теперь ОЭСР делится накопленным опытом со странами с развивающейся рыночной экономикой, вовлекает во все более глубокий и детальный политический диалог государства с динамично развивающейся экономикой в Азии и Латинской Америке.

Меняется также подход организации к приоритетам, акцентам деятельности. Если прежде фокус был сконцентрирован на анализах каждой отрасли экономики и политики в рамках той или иной страны-члена ОЭСР, то теперь акцент делается на всестороннем анализе взаимодействия различных политических сфер разных стран друг с другом и даже еще шире - с охватом многих государств, не входящих в ОЭСР. К таким вопросам относятся, например, следующие: как социальная политика  влияет на пути развития экономики? Как повлияет глобализация на экономику стран мира: приведет ли к экономическому росту, благодаря открытию новых перспектив, или же вызовет мощное движение протеста?

ОЭСР всегда открыта для налаживания новых контактов по всему миру, намерена и впредь расширять масштаб своей деятельности, учитывая, в том числе и далекие перспективы нового, постиндустриального века. В 21 столетии ОЭСР намерена создать единую мировую экономику, основанную на знаниях и прочной интеграции  экономики стран не только ОЭСР, но и всего мира.

Характеристика ОЭСР

ОЭСР объединяет 30 стран - полноправных членов, базирующихся на принципах демократического управления и рыночной экономики, поддерживает активные отношения с другими 70-ю странами мира, а также неправительственными и общественными организациями.

ОЭСР выпускает регулярные аналитические и статистические публикации по широкому спектру экономических, политических и социальных вопросов: от макроэкономики до торговли, образования, науки и инноваций.

ОЭСР играет главенствующую роль в содействии налаживания эффективного и рационального управления в сфере государственных услуг и общих видов деятельности. Отраслевые мониторинги ОЭСР помогают правительствам стран быстро актуализировать изменения в главных экономических областях. Детальный анализ ОЭСР возникающих проблем и оценка действующих направлений политики дают возможность политикам стран скорректировать стратегическую ориентацию.

На основе широкого международного консенсуса ОЭСР принимает решения, разрабатывает согласованные механизмы, рекомендации в отношении тех сфер или проблем, в которых необходимы именно многонациональные соглашения, договоренности в целях достижения прогресса в деле глобализации экономики. Четко разграничены составляющие экономического роста такие, как устойчивое развитие, экономика регионов, развивающихся стран, оказание поддержки.

Структура ОЭСР

Руководящим органом ОЭСР является Совет, который состоит их представителей всех стран-членов организации и обеспечивает руководство работой комитетов, принимает ежегодный бюджет. Глава Совета - генеральный секретарь (с 1 июня 1996 г. по настоящее время этот пост занимает Дональд Дж. Джонстон). Исполнительными органами являются секретариат и комитеты. В ведении секретариата находятся Исполнительный директорат, Генеральный секретариат и специальные управления, ответственные за определенные тематические вопросы. Исполнительный директорат включает следующие организационные структуры:

·         управление кадровыми ресурсами;

·         операционную службу;

·         бюджетно-финансовую службу;

·         службу по вопросам информационных технологий и организации сетей;

·         службу устного перевода;

·         службу переводов (языковых).

Генеральный секретариат включает следующие структуры:

·         директорат по государственным делам и вопросам коммуникаций;

·         законодательный директорат;

·         директорат по финансовому контролю и предоставлению консультаций в сфере управления;

·         секретариат консультативно-исполнительного комитета;

·         консультативную службу по междисциплинарным проблемам;

·         Центр по вопросам сотрудничества со странами - не членами ОЭСР.

·         Специальные управления по тематическим вопросам включают:

·         экономический директорат;

·         статистический директорат;

·         директорат по вопросам окружающей среды;

·         директорат по развитию сотрудничества;

·         службу по вопросам государственного управления;

·         директорат по вопросам торговли;

·         директорат по вопросам финансов, бюджета и предприятий;

·         директорат по науке, технологиям и промышленности;

·         директорат по вопросам образования, занятости, труда и социальных дел

·         директорат по продовольствию, сельскому хозяйству и рыболовству;

·         службу территориального развития.

Кроме того, в рамках ОЭСР действуют также следующие полуавтономные организации:

·         Международное энергетическое агентство;

·         Агентство по атомной энергии;

·         Европейская конференция министров транспорта;

·         Центр развития;

·         Центр научных исследований и инноваций в сфере образования;

·         "Клуб Сахеля".

Законодательная деятельность ОЭСР

Законодательный директорат предоставляет консультационные услуги и информацию по правовым, институциональным и процедурным вопросам направлений деятельности ОЭСР. Директорат помогает в проведении переговоров, устного перевода, объяснении и применении законодательных механизмов ОЭСР. Он также проводит консультации для стран-членов по вопросам международного права, относящимся к сфере компетенции ОЭСР, по вопросам взаимоотношений со странами - не членами ОЭСР и международными организациями, по разъяснению правовых, законодательных механизмов ОЭСР и международных соглашений, заключенных ОЭСР или при ее посредничестве. Директорат выступает от имени генерального секретаря в качестве доверенного лица этих соглашений.

Директорат принимает самое непосредственное участие в разработке и практической реализации внутренних норм, регламентов и постановлений ОЭСР, а также во внесении в них поправок. К таким документам относятся, в частности, Процедурные нормы, Кадровые нормы и Финансовые регламенты. Кроме того, директорат оказывает законодательную помощь для получения специальных финансовых вкладов, а также участвует в любом судебном процессе, связанном с ОЭСР.

Центры ОЭСР

Центры в странах-членах ОЭСР: Париж, Берлин, Бонн, Мехико, Токио и Вашингтон. Эти центры работают как региональные контактные точки и отвечают за все направления деятельности ОЭСР: от продажи публикаций до требований средств массовой информации, связи с правительствами, парламентами, деловыми и производственными кругами, гражданским обществом. Они содействуют распространению информации по всем видам деятельности ОЭСР и служат для того, чтобы страны-члены организации могли корректировать ее деятельность, учитывая приоритеты регионов.

Приоритетные направления деятельности ОЭСР

1.       Старение населения. В рамках ОЭСР проводились междисциплинарные исследования проблем, связанных со старением населения. В Отчете ОЭСР 1998 года правительствам рекомендовано скорректировать политику в отношении людей пожилого возраста, направив ее на смягчение экономических и социальных ударов, разработать для этого сектора национальные стратегии реформ в сфере финансов, налогообложения, рынков труда, обеспечения пенсий, социальных льгот, долговременных систем здравоохранения. ОЭСР выступает в качестве наблюдателя за реализацией этих стратегий.

2.       Борьба с взяточничеством и коррупцией. ОЭСР взяла на себя лидирующую роль в предотвращении взяточничества и коррупции в международных масштабах. Рекомендации ОЭСР от 1994, 1996 и 1997 г. включили конкретные обязательства в борьбе с международной коррупцией путем пресечения этого явления при реализации контрактов, финансируемых под видом оказания помощи в развитии, а также путем введения более строгого контроля над финансовой деятельностью и аудитом компаний. В декабре 1997 г. ОЭСР и пять не входящих в нее стран подписали Конвенцию, расценивающую подкуп официального иностранного государственного лица как уголовно наказуемое преступление, что предусматривает соответствующие меры наказания. Государства, подписавшие Конвенцию, содействуют выполнению положений Конвенции и Рекомендаций на основе регулярного мониторинга.

3.       Сотрудничество со странами, не являющимися членами ОЭСР. Актуальные приоритеты организации - тема постоянных дискуссий руководства ОЭСР с правительствами стран, не входящих в ее состав. Этот взаимовыгодный процесс дает возможность сторонам скоординировать свою  политику, содействует более полной интеграции стран - не членов ОЭСР в глобальную мировую систему торговли и инвестиций. Чтобы помочь России подготовиться к вступлению в ОЭСР, организация содействует российским властям в создании истинно рыночной экономики, базирующейся на диктате закона. Отношения ОЭСР с Китаем также стали приоритетным направлением для организации, в настоящее время рассматривающей эту страну как  своего самого значимого торгового и инвестиционного партнера.

4.       Корпоративное управление. Методы управления предприятиями приобретают все большее значение в условиях углубления интеграции финансовых рынков, мировой конкуренции и быстрого технологического прогресса. Правительства самым непосредственным образом влияют на эффективность, кредитоспособность и адаптируемость практических мер корпоративного управления, оперируя законодательством и нормативными актами. Итоги деятельности ОЭСР и данные отчета консультативной группы сектора бизнеса отражают достижения в разработке таких главных принципов корпоративного управления, как прозрачность, открытость и подотчетность.

5.       Образование и обучение. ОЭСР проводит широкий анализ систем образования и обучения в странах ОЭСР от образования детей младшего возраста до учебных курсов для взрослых людей, взаимодействие этих систем с рынком труда, экономикой и обществом. Особое внимание уделяется проблеме молодежи и рынка труда. Тематические обзоры ОЭСР служат основой для выработки рекомендаций по политике образования. Кроме того, создаются базы данных по широкому спектру вопросов, разрабатываются показатели для сопоставления стран - членов ОЭСР и для информирования о принятии решений правительствами, социальными партнерами и другими связанными со сферой образования органами.

6.       Электронная коммерция. Быстрое развитие электронной коммерции стало следствием резкого роста распространения Интернет. Правительствам приходится адаптироваться и координировать меры по регулированию этих новых рыночных ниш, не создавая при этом чрезмерно ограничительных условий для использования электронных каналов в коммерческих целях. ОЭСР рассматривает пути применения электронной коммерции и возможные варианты коррекции политики в таких сферах, как налогообложение, защита прав потребителей, частная собственность и обеспечение безопасности. Учитывается широкое экономическое и социальное воздействие электронной коммерции на занятость, образование и здравоохранение. Взаимосвязи всех этих факторов и разработке мер, способствующих развитию всемирной электронной коммерции, была посвящена конференция, организованная ОЭСР и правительством Канады в октябре 1998 г. на уровне министров. В форуме приняли участие представители правительств, сферы бизнеса, рынков труда и международных организаций.

7.       Повышение уровня занятости. ОЭСР продолжает деятельность, направленную на развитие рынка труда за счет повышения занятости, снижения уровня безработицы и повышения уровня жизни. Организация разработала Рекомендации по реализации стратегии по созданию рабочих мест в отдельных странах ОЭСР. Регулярно публикуемые страновые обзоры ОЭСР дают возможность следить за тем, насколько политика стран соответствует этим рекомендациям. Ведется работа по более рациональному распределению доходов, ликвидации бедности, проблемам рынка труда молодежи, образованию и проблемам городского населения, роли партнерства между предприятиями,  улучшению инновационного климата и распространению технологий.

8.       Макроэкономическая политика. Макроэкономическая политика оказывает огромное влияние, как на ближайшие, так и на перспективные экономические результаты. ОЭСР на основе постоянного анализа дает соответствующие среднесрочные и долгосрочные ориентиры развития макроэкономической политики с учетом темпа движения к перспективным целям и международного взаимодействия в области структурной и макроэкономической политики.

9.       Реформа регулирования. Продолжая охватывающую несколько сфер деятельность по реформе регулирования, ОЭСР отметила прогресс в ряде стран-членов. Кроме оценки институционных рамок (способность национальных административных органов обеспечить высококачественное регулирование), влияния на открытость рынка и политику конкуренции, обзоры ОЭСР будут отражать реформу регулирования в электросетях и телекоммуникациях. Обзоры частично основаны на самооценке стран. ОЭСР углубляет анализ деятельности ряда секторов и планирует введение показателей регулирования, охватывающих все страны - члены организации.

10.     Устойчивое развитие. В основе политики ОЭСР лежит главная концепция, сочетающая экономический рост и развитие с проблемами окружающей среды и качества жизни. В области окружающей среды ОЭСР намерена продолжать исследования, связанные с изменениями климата, последствиями этого явления и сопряженными с ними направлениями.

11.     Налогообложение. ОЭСР проводит форумы, способствующие более тесному сотрудничеству налоговых служб. Представители национальных налоговых органов анализируют способы избежания двойного налогообложения, борьбы с уклонением от уплаты налогов, минимизации вызываемого налогами искажения торговых и инвестиционных потоков. Особые меры включают Конвенцию ОЭСР по налоговой модели, руководство по калькуляции трансферных цен внутри предприятия и сотрудничество со странами, не входящими в ОЭСР, для распространения норм и стандартов ОЭСР.

12.     Торговля. На основе данных ей полномочий ОЭСР мобилизует процесс обсуждения и анализа проблем торговли и связанных с ней сфер с вовлечением различных отраслей, существующих и возникающих препятствий для доступа к рынку товаров и услуг. Проведенные недавно исследования показали преимущества торговой либерализации. ОЭСР активизирует интегрирование торговой политики в области конкуренции и окружающей среды, уделяет внимание подготовке стран - членов ОЭСР к будущим многосторонним торговым переговорам. Итогом нынешних переговоров по выработке Руководства ОЭСР по экспорту и кредитам стал более четкий порядок и снижение правительственных субсидий в этой важной области.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)

Одним из ведущих направлений деятельности ОЭСР является сфера ИКТ, в рамках которой ОЭСР реализует широкий спектр работ. Эти работы нацелены на углубление понимания вклада ИКТ в достижение устойчивого экономического роста и социального благосостояния, а также их роли в развитии общества, основанного на знаниях. Основные направления деятельности ОЭСР в сфере ИКТ: влияние ИКТ на экономический рост, реформы регулирования электросетей и телекоммуникаций, электронное правительство, электронное образование, электронная коммерция.

Работы ОЭСР в этом аспекте включают анализ политики, направленной на поддержку организации электронных сетей, охватывающих практически все сферы экономики, а также на развитие информационного общества, разработку новых показателей и аналитических механизмов, отражающих повышение уровней, как обеспечения, так и спроса в области ИКТ, более полное осознание роли ИКТ в экономическом росте и производительности продукции.

На достижение этих целей направлены рабочие программы ОЭСР, например, ОЭСР проводит анализ социальных последствий ИКТ, включая вопросы и возможности обучения, повышение уровня образования. Анализируется потенциал ИКТ, который может внести значительный вклад в стратегии развития и снижение уровня бедности, исследуются возможности, открываемые с введением электронного правительства.

Главные направления деятельности:

1.       Политика в сфере ИКТ. Комитет ОЭСР по вопросам политики в сфере компьютерных и информационно-коммуникационных технологий (ICCP, The Committee for Information, Computer and Communications Policy) решает проблемы, возникающие с развитием "цифровой экономики", проблемы разработки всемирной информационной инфраструктуры и путей создания информационного общества во всем мире.

2.       Методы оценки информационной экономики. Акцент деятельности по оценке и анализу информационного общества делается на рассмотрении путей наилучшего понимания экономических последствий развития ИКТ и применения их в таких сферах, как, например, электронная коммерция, на экономике стран ОЭСР.

3.       Электронное правительство. В 2001 г. Служба по вопросам государственного управления (Public Management Service) приступила к реализации проекта электронного правительства (e-government). Цель проекта - всесторонний анализ наиболее плодотворного использования правительствами информационно-коммуникационных технологий, что в свою очередь даст возможность внедрить рациональные принципы правительственного управления. Основными характерными особенностями данного проекта являются: акцентирование внимания на более долговременной и основополагающей деятельности в области эффективного государственного управления, реформа государственной администрации

4.       ИКТ и обучение. Страны ОЭСР осуществляют значительные капиталовложения в ИКТ в целях улучшения качества преподавания и обучения, повышения уровня знаний.

5.       Инновации и научно-исследовательские разработки в сфере образования. Инновации и научные исследования - фундамент общества, основанного на знаниях, придающий динамизм и эффективность процессу образования. Является ли образование достаточно инновативным? Достаточен ли вклад образования в развитие научных исследований? Ряд соответствующих показателей дает основания полагать, что в этом направлении предстоит еще очень много работы.

6.       Преподавание, обучение и школы будущего. Какими будут школы будущего? Какие методы преподавания и обучения будут в них применяться? Будут ли они базироваться на принципах предоставления возможностей обучения на протяжении всей жизни для всех, а не только для избранных? Это главные вопросы 21 столетия.

ОЭСР и Российская Федерация

Активное сотрудничество ОЭСР и России относится к началу 1990-х годов, когда был создан Центр по сотрудничеству со странами с переходной экономикой. Центр стал планировать и координировать взаимодействие различных директоратов ОЭСР с Россией. 8 июня 1994 г. была подписана Декларация о сотрудничестве между ОЭСР и РФ, определяющая основные направления такого сотрудничества. В частности, ОЭСР обязалась оказывать содействие России в переходе к рыночной экономике, включая разработку и осуществление рыночных преобразований на макроэкономическом и отраслевом уровнях, создание институтов рыночной экономики.

В конце января 1995 г. была введена в действие первая Рабочая программа сотрудничества Российской Федерации с Организацией на 1995 г. Интересам более эффективного освоения опыта ОЭСР призвана служить Межведомственная комиссия по взаимодействию с ОЭСР, которая создана в декабре 1994 г. Заседания проводятся, как правило, на ежегодной основе. Взаимодействие на основе таких программ предусмотрено Декларацией. Важным мероприятием в рамках выполнения Программы стала подготовка первого Обзора экономического положения России, направленного в Правительство для возможного использования. В частности, ОЭСР обязалась оказывать содействие России в переходе к рыночной экономике, включая разработку и осуществление рыночных преобразований на макроэкономическом и отраслевом уровнях, создание институтов рыночной экономики.

В конце января 1995 г. была введена в действие первая Рабочая программа сотрудничества Российской Федерации с Организацией на 1995 г. Взаимодействие на основе таких программ предусмотрено Декларацией. Важным мероприятием в рамках выполнения Программы стала подготовка первого Обзора экономического положения России, направленного в Правительство для возможного использования.

Тогда же в 1994 г. был открыт Московский офис ОЭСР. Офис предоставляет правительственным органам, учебным институтам и предприятиям России и других государств СНГ информацию о работе ОЭСР, что способствует более плодотворной реализации рабочей программы ОЭСР со странами СНГ, а также организационную информацию и материально-техническую помощь в проведении семинаров и конференций. Так как Российская Федерация включает 89 административных единиц, то московский офис служит штаб-квартирой для региональных партнеров в отношениях с ОЭСР, собирая информацию по экономическим и социальным проблемам, российским правительственным учреждениям и персональные данные. В офисе находится библиотека публикаций ОЭСР на русском языке, а в 2000 г. офис открыл русскоязычный сайт, представляющий информацию как по программе сотрудничества ОЭСР и России, так и по всем данным основного сайта ОЭСР (www.oecdmoscow.org).

В 1996 г. Россия подала официальную заявку о вступлении в ОЭСР. В декабре 1996 г. Совет ОЭСР провозгласил вступление России в ОЭСР целью, "разделяемой Организацией". В 1997 г. был подписан Протокол о создании специального Комитета по связям между ОЭСР и Российской Федерацией. Комитет является органом, объединяющим высокопоставленных представителей ОЭСР и государственных органов России. Он рассматривает ход российских экономических реформ, анализирует результаты выполнения ежегодных программ работы ОЭСР в Российской Федерации и дает рекомендации по перспективным направлениям сотрудничества.

С 1994 г. основным инструментом планирования сотрудничества ОЭСР и Российской Федерации является ежегодная программа работы. Ее главной целью является достижение стабилизации на макроэкономическом уровне, реструктуризация предприятий и развитие институциональной и правовой среды, обеспечивающих построение системы развитой рыночной экономики. В рамках программы выпускаются общеэкономические обзоры по России, специальные исследования и обзоры по отдельным отраслям экономики и социальной политики. По результатам подготовленных материалов организуются семинары и конференции с привлечением ведущих экспертов ОЭСР и представителей государственных органов РФ. За последнее время были подготовлены два обзора экономики России, составленные в соответствии со стандартами и методикой ОЭСР. Подготовлены также обзоры по российской политике в области науки и технологий, политике в области образования, энергетической политики (силами МЭА). В настоящее время готовится третий обзор экономики России и обзор российской политики в области защиты окружающей среды.

Программа также предусматривает организацию в России и за границей конференций и семинаров по актуальным проблемам построения рыночной экономики и современной социальной среды. Например, семинары по антимонопольной политике, по развитию малых и средних предприятий, по торговой политике и ликвидации неоправданных торговых барьеров между регионами.

В рамках программ сотрудничества проходят учебные семинары для сотрудников российских государственных учреждений, например, семинары Объединенного венского института по применению антимонопольного законодательства, по современным методам бухгалтерского учета, по макроэкономическому прогнозированию. Проводятся также семинары по инвестиционному законодательству, статистике, политике развития конкуренции, бухгалтерскому учету и развитию предпринимательства на базе Стамбульского центра, работающего под совместным руководством ОЭСР и правительства Турции.

В Москве работает Центр подготовки налоговых специалистов, где привлекаемые ОЭСР международные эксперты по налоговому праву и налоговому администрированию читают лекции и проводят семинары для сотрудников налоговых органов Москвы и регионов России.

Одним из важнейших направлений сотрудничества ОЭСР с Россией являются консультирование российских государственных и законодательных органов в процессе подготовки проектов экономических законов. Это особенно важно в рамках реализации программы Электронная Россия и создания нормативно-правовой базы для развития ИКТ.

Налажено двустороннее сотрудничество в области корпоративного управления, которое является одним из ключевых условий успеха экономического развития. ОЭСР совместно со Всемирным Банком проводит периодические заседания Круглого стола по вопросам корпоративного управления в России, которые проходят с участием представителей российских государственных органов, частного сектора, инвесторов из различных регионов, а так же представителей стран ОЭСР, иностранных акционеров, международных финансовых организаций. Ориентиром развития корпоративного сотрудничества служат Принципы корпоративного управления ОЭСР. На базе такого диалога будет подготовлена и опубликована Белая книга по корпоративному управлению в России.

Большое значение для поддержки российских экономических реформ имеет содействие Организации по таким направлениям, как разработка антимонопольного законодательства и законодательства в области налогообложения, конверсия оборонных отраслей, привлечение иностранных инвестиций, приватизация, реформа предприятий, рыночные преобразования в сельском хозяйстве.

В то же время для Организации представляет интерес российский экономический опыт в таких областях, как сталелитейная промышленность, судоходство, судостроение, научные разработки и т.д. На этой основе развивается взаимовыгодное сотрудничество между Россией и ОЭСР, прежде всего в комитетах Организации.

Одним из важных направлений взаимодействия России и ОЭСР является участие российских представителей в работе комитетов ОЭСР в качестве наблюдателей.  С 1995 г. для стран, не входящих в ОЭСР, статус наблюдателя является платным. Годовой взнос на один комитет равен 30000 французских франков. В настоящее время Россия является наблюдателем в 16 комитетах и многих рабочих группах ОЭСР, в том числе в Комитете ОЭСР по вопросам политики в сфере компьютерных и информационно-коммуникационных технологий (ICCP). Наблюдатель имеет в рамках данного комитета практически равные права с представителями стран-членов. Он может выносить вопросы на обсуждение, участвовать в заседаниях комитета и в обсуждении всех вопросов в его рамках, а также пользоваться материалами, подготовленными к заседаниям комитетов.

Также взаимоотношения ОЭСР и России в этой сфере выразились в том, что в 2001-2002 г. двустороннее сотрудничество в области статистики было сконцентрировано на улучшении информационной базы, отражающей состояние российской отрасли ИКТ и более тщательного мониторинга международной миграции российских ученых и инженеров.



© Фонд "Новая экономика"
 
тел: +7 (495) 925-02-46
921-44-38
e-mail: info@neweco.ru
Рейтинг@Mail.ru     Rambler's Top100