Под нынешним названием Европейский Союз официально начал
функционировать 1 января 1993 г. Основой ЕС явились Европейское сообщество угля
и стали, учрежденное в 1951 г. и объединившее 6 стран (Бельгию, Францию,
Германию, Италию, Люксембург и Нидерланды), затем созданные на его базе
в 1957 г. Европейское экономическое сообщество и Европейское сообщество
по атомной энергии. В 1967 году произошло слияние исполнительных органов
трех Сообществ, в результате чего была создана базовая структура, признаваемая
сегодня, с такими основными институтами, как Европейская Комиссия, Совет,
Парламент и Суд. Маастрихтский договор 1992 г. утвердил создание Европейского
Союза (или Европейского сообщества), включив дополнительно в его задачи
расширение сотрудничества в сфере международной политики и безопасности,
а также в области правосудия и внутренних дел. Задачей 21 века является
расширение ЕС и включение новых стран-членов, особенно из Центральной
и Восточной Европы. Устойчивый социальный и экономический прогресс достигается
путем создания единых пространств без внутренних границ, в частности,
экономического, валютного, таможенного, а в ближайшей перспективе -
научного. Разрабатывается единая политика в таких областях, как сельское
хозяйство, телекоммуникации, транспорт, энергетика, охрана окружающей
среды, научные исследования.
Сегодня ЕС включает 15 полноправных стран-членов с общей
численностью населения более 370 миллионов человек и несколько десятков
ассоциированных стран, готовящихся к вступлению в союз.
ЕС - самый крупный в мире торговый блок, на его долю
приходится почти четверть мировой торговли и основная часть помощи развивающимся
странам. В соответствии с Ломейской конвенцией, ЕС имеет соглашения
об ассоциации с 69 странами Африки, Карибского моря и Тихоокеанского
бассейна, к числу которых относится и большинство беднейших стран мира.
Еще примерно с 60 странами ЕС заключил двусторонние договоры различного
типа. В целом ЕС поддерживает дипломатические отношения более чем со
130 странами мира, имеет статус наблюдателя в ООН, участвует в работе
ОЭСР и ежегодных встречах Большой Восьмерки. ЕС с самого начала является
активным участником процесса СБСЕ, ныне ОБСЕ - Организация по безопасности
и сотрудничеству в Европе.
Институты ЕС
Европейская Комиссия - исполнительный орган Европейского
Союза. Двадцать членов Комиссии (по два представителя от каждой из 5
крупных стран-членов - Франции, Германии, Италии, Великобритании и Испании
и по одному от каждой из 10 малых стран - Бельгии, Дании, Греции, Ирландии,
Люксембурга, Нидерландов, Австрии, Португалии, Финляндии и Швеции) назначаются
на пять лет национальными правительствами, но полностью независимы в
выполнении своих обязанностей. Состав Комиссии утверждается Европейским
Парламентом. С января 2000 г. Председателем Европейской Комиссии является
Романо Проди. Каждый член Комиссии отвечает за определенную сферу политики
ЕС и возглавляет соответствующее подразделение (так называемый Генеральный
Директорат). На данный момент таких подразделений 26. Комиссия играет
главную роль в обеспечении повседневной деятельности ЕС, направленной
на выполнение основополагающих договоров. Она выступает с законодательными
инициативами, а после утверждения контролирует их реализацию. В случае
нарушения законодательства ЕС Комиссия имеет право прибегнуть к санкциям,
в том числе обратиться в Европейский суд. Комиссия обладает значительными
автономными правами в различных областях политики, в том числе аграрной,
торговой, конкурентной, транспортной, региональной и т.д. Комиссия имеет
исполнительный аппарат, а также управляет бюджетом и различными фондами
и программами Европейского Союза, в частности программой Тасис. Штаб-квартира
Европейской Комиссии находится в Брюсселе, Бельгия.
Европейский Парламент - собрание 626 депутатов, напрямую
избираемых гражданами стран-членов ЕС сроком на пять лет. Председатель
Европарламента избирается на два с половиной года. Члены Европейского
Парламента объединяются не по национальному признаку, а в соответствии
с политической ориентацией. В настоящее время в Европарламенте создано
8 депутатских групп. Депутаты принимают совместные с Советом Министров
решения по конкретным вопросам и контролируют работу Советов ЕС и Европейской
Комиссии. Депутаты также самостоятельно поднимают вопросы, касающиеся
России, в частности в таких сферах, как приграничное сотрудничество
и инициативы по укреплению прав человека и демократии, взаимодействие
в области высшего образования, а также в рамках проектов по охране окружающей
среды и содействию свободе печати. Парламент обладает правом роспуска
Европейской Комиссии. Одобрение Парламента требуется и при принятии
в ЕС новых членов, заключении соглашений об ассоциированном членстве
и торговых договоренностей с третьими странами. Парламент назначает
Омбудсмена, наделенного правом принимать к рассмотрению жалобы, касающиеся
институтов или органов ЕС, а также направлять отчеты Парламенту. Последние
выборы в Европарламент проводились в 1999 году. Европарламент проводит
пленарные заседания в Страсбурге (Франция) и Брюсселе (Бельгия).
Совет министров является основным органом, принимающим решения. Он
собирается на уровне министров национальных правительств, и его состав
меняется в зависимости от обсуждаемых вопросов (Совет министров иностранных
дел, Совет министров экономики и т.д.). В рамках Совета представители
правительств государств-членов обсуждают законодательные акты ЕС и принимают
решения путем прямого голосования. Решения в Совете принимаются либо
единогласно, либо квалифицированным большинством, и они не могут быть
отменены. В Совете министров действует система ротации, в соответствии
с которой представитель каждого из государств-членов поочередно занимает
пост председателя в течение шести месяцев.
Европейский Совет - включает Глав государств или правительств
15 стран-членов ЕС, а также Председателя Европейской Комиссии. По регламенту
Европейский Совет заседает дважды в год (обычно в июне и декабре). В
ходе этих встреч обсуждаются общая ситуация и важнейшие проблемы ЕС,
определяются приоритетные направления деятельности, принимаются программы
и решения стратегического характера. Заседания проходят в том государстве,
которое в данный момент председательствует в Совете.
Европейский суд проводит свои заседания в Люксембурге
и является судебным органом ЕС высшей инстанции. Суд регулирует разногласия
между государствами-членами; между государствами-членами и самим ЕС;
между институтами ЕС; между ЕС и физическими либо юридическими лицами,
включая сотрудников его органов. Суд дает заключения по международным
соглашениям; он также выносит предварительные постановления по делам,
переданным ему национальными судами, впрочем, не имеющие юридической
силы. Под его юрисдикцию не подпадают области, не охваченные договорами
ЕС, например, уголовное право. В соответствии с Маастрихтским договором
суду предоставлено право налагать штрафы на государства-члены, не выполняющие
его постановления. Суд состоит из 15 судей (по одному от каждого из
государств-членов) и девяти юридических советников. Они назначаются
на шестилетний срок, который может быть продлен. Каждые три года обновляется
половина состава судей.
Счетная палата начала работу в 1977 году с целью проведения
аудиторской проверки бюджета Европейского Союза и созданных им институтов.
Она состоит из 15 членов, избираемых на шесть лет и полностью независимых
в своей деятельности. Счетная палата расположена в Люксембурге.
Европейский Центробанк (ЕЦБ) был образован в 1998 году
из банков 11 стран ЕС, входящих на тот момент в так называемую зону
"евро" (Германия, Испания, Франция, Ирландия, Италия, Австрия,
Португалия, Финляндия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург). ЕЦБ определяет
валютную политику стран ЕС, устанавливает ключевые процентные ставки
и управляет официальными резервами Европейской системы Центробанков
(ЕСЦБ), главной задачей которой является поддержание стабильности цен.
ЕЦБ также имеет право санкционировать эмиссию банкнот в пределах валютного
союза. Правление ЕЦБ находится во Франкфурте, Германия.
Европейский Инвестиционный Банк создан в 1958 году в
соответствии с Римским договором. Его задача - оказывать финансовое
содействие сбалансированному и устойчивому развитию общего рынка в интересах
Союза. Банк предоставляет займы и дает гарантии под проекты, которые
представляют интерес для Союза в целом и для нескольких государств-членов
и/или по своему масштабу не могут полностью финансироваться за счет
собственных ресурсов стран-членов ЕС. Правление банка, состоящее из
министров финансов или экономики 15 стран-членов, утверждает основные
направления кредитной политики. Совет директоров (25 членов) несет ответственность
за руководство банком, утверждает займы и кредиты. Банк расположен в
Люксембурге.
Экономический и социальный Комитет является консультативным
органом ЕС, а также наблюдает за функционированием единого внутреннего
рынка. Комитет состоит из 222 членов, которые представляют различные
сферы экономики и социальные группы и независимы в выполнении своих
обязанностей. Члены Комитета назначаются Советом единогласным решением
сроком на 4 года. Комитет собирается раз в месяц в Брюсселе.
Комитет регионов - консультативный орган Совета Министров
и Комиссии - начал свою работу в 1994 году. Комитет состоит из 222 членов
- представителей региональный и местных органов, полностью независимых
в выполнении своих обязанностей. Комитет дает заключения по всем вопросам,
затрагивающим интересы регионов. Пленарные сессии проходят в Брюсселе
5 раз в год.
Деятельность ЕС в сфере ИКТ
В декабре 1993 года на сессии Совета Европы в Брюсселе
был поддержан доклад Комиссии европейского сообщества "Рост, конкурентоспособность
и занятость - вызов и пути в 21 столетие". В мае 1994 года были
разработаны конкретные рекомендации по развитию информационных инфраструктур
для государств-членов ЕЭС - "Рекомендации Совету Европы: Европа
и глобальное информационное сообщество" (доклад М. Бангеманна),
а также "План действий" для европейского пути к информационному
обществу. В декабре 1994 года в рамках КЕС было создано Бюро по проектам
информационного общества (ISPO - Information Society Project Office).
Основные работы по формированию концепции общеевропейского информационного
общества проводятся по направлению "Технологии информационного
общества" в рамках Пятой Рамочной программы исследований и разработок
ЕС (1998-2002гг.) и открывающейся Шестой Рамочной программы (2002-2006гг.).
В 1999 году состоялась Конференция "Технологии информационного
общества -99", на которой присутствовали представители правительств,
бизнес сообщества и научных организаций, причем 30% участников представляли
страны, не входящие в Европейский союз. На Конференции обсуждались необходимые
меры по совместному движению к информационному обществу, включающие
технологические, политические и организационные проблемы, а также проблемы
международного сотрудничества. Именно на этой конференции КЕС выступила
с инициативой "Электронная Европа" (eEurope). На встрече в
верхах в Лиссабоне в марте 2000 года была поставлена цель: Европейский
союз должен создать самое конкурентоспособное в мире общество, основанное
на знаниях к 2010 году. Основные положения программы создания информационного
общества в Европе изложены в документе "В сторону Европы, основанной
на знаниях. Европейский союз и информационное общество", подготовленном
КЕС в октябре 2002 года. В документе содержатся основные результаты
реализации Плана действий 2002 принятого лидерами ЕС в Фейре в июне
2000 г. и Плана действий 2005, принятого лидерами ЕС в Севилье в июне
2002 г. В отличие от Плана 2002, предусматривающего широкую программу
действий по всем направлениям развития ИКТ, План 2005 делает акцент
на социально-экономических приложениях ИКТ, определяя в качестве приоритетных
задач эффективный доступ, электронную вовлеченность (e-inclusion) и
электронную доступность (e-accessibility).
ЕС И Россия
В 1989 году ЕС подписал первое Соглашение с СССР о торговле,
коммерческом и экономическом сотрудничестве. Серьезные политические
и экономические перемены, начавшиеся в 1991 году, придали новый импульс
отношениям. В том же году Европейский Союз начал реализацию программы
Тасис, своей крупнейшей программы технического содействия странам бывшего
Советского Союза в их переходе к рыночной экономике и демократии. В
1991 году Европейская Комиссия открыла в Москве свое представительство.
Основой отношений между ЕС и Россией является Соглашение о партнерстве
и сотрудничестве (СПС), определяющее ЕС и Россию как стратегических
партнеров. Соглашение было подписано Главами государств или правительств
в то время двенадцати стран - членов ЕС, Председателем Европейской Комиссии
и Президентом Российской Федерации Б.Ельциным в июне 1994 года на острове
Корфу. Промежуточное соглашение о торговле и экономических отношениях
вступило в силу 16 февраля 1996 года. СПС было ратифицировано и вступило
в силу 1 декабря 1997 года (при вступлении в ЕС новые страны-члены -
Австрия, Финляндия и Швеция - также подписали это Соглашение). Соглашение
о партнерстве и сотрудничестве содержит 112 статей, 10 приложений и
2 протокола, а также ряд совместных и односторонних деклараций. Положения
СПС касаются развития политического диалога, торговли, бизнеса и инвестиций,
платежей и капитала, вопросов конкуренции, защиты интеллектуальной,
промышленной и коммерческой собственности, развития сотрудничества в
области законодательства, экономики (включая, в частности, сотрудничество
в области науки и техники, образования и обучения, сельского хозяйства,
энергетики, ядерной отрасли и космоса, охраны окружающей среды, транспорта
и телекоммуникаций, туризма и т.д.), а также сотрудничества в борьбе
с противоправной деятельностью, в сфере культуры и финансов. СПС основано
на базовых принципах, разделяемых сторонами, от содействия миру и безопасности
до поддержки демократического общества, основанного на политических
и экономических свободах. Соглашение нацелено на укрепление политических,
торговых, экономических и культурных связей и определяет повестку дня
переговоров о возможности создания зоны свободной торговли. Соглашение
содержит положения, в соответствии с которыми Россия и ЕС предоставляют
друг другу режим наибольшего благоприятствования и стремятся к ликвидации
импортно-экспортных ограничений. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве
значительно расширяет круг сложившихся отношений. Оно устанавливает
институциональную основу для совершенно нового политического диалога
между Россией и ЕС. В соответствии с Соглашением обе стороны обязуются
проводить дважды в год встречи на высшем уровне: один раз в Москве,
а один раз в столице страны - члена ЕС, занимающей в это время пост
председателя ЕС. Кроме того, каждый год проходят другие встречи на высоком
уровне, а именно между министрами (Совет сотрудничества), парламентариями
(Комитет парламентского сотрудничества) и старшими должностными лицами
(политические директора, Комитет сотрудничества с системой подкомитетов
по техническим вопросам). Политический диалог содействует переходу России
к рыночной экономике, укреплению демократических институтов и прав человека.
В июне 1999 года в Кельне Европейский Союз впервые принял "Коллективную
стратегию" в отношении стран, не являющихся членами ЕС. Россия
явилась первым партнером в этом новом инструменте политики ЕС. Помимо
СПС, Коллективная стратегия ЕС для России является политической основой
для отношений между ЕС и Россией. Коллективная стратегия ЕС устанавливает
две стратегические цели:
· существование стабильной, открытой и плюралистической демократии
в России, основанной на верховенстве закона и процветающей рыночной
экономике, которая отвечает интересам народов России и ЕС;
· интенсивное сотрудничество с Россией будет способствовать
поддержанию стабильности в Европе, глобальной безопасности и способности
сообща решать проблемы нашего континента.
Основываясь на Коллективной стратегии, Европейский Союз
будет работать с Россией, международными организациями и другими партнерами,
разделяющими те же взгляды, для достижения следующих принципиальных
целей:
· укрепление демократии;
· интеграция России в общее европейское экономическое и социальное
пространство;
· сотрудничество для укрепления стабильности и безопасности
в Европе и за ее пределами;
· решение задач, единых для Европейского континента (таких
как энергетическая политика, ядерная безопасность, защита окружающей
среды, борьба с организованной преступностью, незаконная торговля наркотиками
и людьми, отмывание денег).
Европейский Союз также осуществляет ряд инициатив для
реализации принципиальных целей стратегии в следующих областях:
· диалог по политическим вопросам и вопросам безопасности;
· диалог по экономическим вопросам;
· торговля и инвестиции;
· диалог по энергетике;
· борьба с организованной преступностью;
· программы установления партнерских связей.
Каждая следующая страна - Председатель Европейского Союза
представляет рабочий план для реализации этой Стратегии, анализируя
и оценивая действия Союза, а также анализируя ситуацию в России.
Подчеркивая особую важность своих взаимоотношений с Европейским
Союзом, в октябре 1999 года Россия утвердила свою Стратегию развития
отношений с ЕС до 2010 года, которая определяет задачи развития двусторонних
отношений и средства их решения. Она является продолжением общей концепции
российской внешней политики в Европе и исходит из объективной необходимости
строительства многополярного мира, общей истории народов и ответственности
европейских государств за будущее континента и взаимодополняемости их
экономик. Она также непосредственно увязана со стратегией экономической
безопасности России. Стратегия предусматривает "строительство единой
Европы без разделительных линий, а также взаимосвязанное и сбалансированное
укрепление позиций России и ЕС в международном сообществе XXI столетия".
Российская стратегия констатирует также, что она отражает основную направленность
и задачи Коллективной стратегии ЕС. В этом контексте Россия выделила
приоритетные задачи развития и укрепления отношений партнерства и сотрудничества
с ЕС в следующих областях:
· стратегический характер партнерства между Россией и ЕС;
· расширение формата и повышение эффективности политического
диалога;
· взаимное развитие торговли и инвестиций;
· сотрудничество в финансовой области;
· учет интересов России при расширении ЕС;
· развитие инфраструктуры общеевропейского сотрудничества;
· сотрудничество в области науки и технологии, защиты прав
интеллектуальной собственности;
· развитие приграничного сотрудничества;
· совершенствование правовой базы взаимного сотрудничества.
Сближение законодательства сторон в области экономики и технических
стандартов;
· сотрудничество в правоохранительной сфере;
· повышение роли деловых кругов в развитии сотрудничества;
· обеспечение реализации стратегии в России.
Представительство Европейской Комиссии в ранге дипломатической
миссии работает в Москве с 1991 года. Всего в различных странах мира
работают 123 представительства Европейской Комиссии. Представительство
в России осуществляет следующие функции: работа на службе интересов
Европейского Союза в целом, объяснение и осуществление политики ЕС;
анализ политики Российской Федерации; проведение переговоров в соответствии
с мандатом, полученным от штаб-квартиры; содействие реализации всех
соглашений, заключенных между ЕС и Россией, в особенности Соглашения
о партнерстве и сотрудничестве (СПС), а также двусторонних программ
сотрудничества, в частности Программы Тасис и Европейской Инициативы
в Области Демократии и Прав Человека.
Общее европейское экономическое пространство
На саммите Россия - ЕС (17 мая 2001 года) было принято
решение учредить совместную Группу высокого уровня (ГВУ) по разработке
концепции Общего европейского экономического пространства (ОЕЭП) под
председательством Заместителя Председателя Правительства Российской
Федерации В.Б. Христенко и Комиссара ЕС К. Паттена. На саммите Россия
- ЕС (Брюссель, 3 октября 2001 года) был определен мандат ГВУ на разработку
концепции более тесных экономических связей между Россией и ЕС. Этот
мандат и его выполнение должны быть рассмотрены на встрече Россия -
ЕС на высшем уровне не позднее октября 2003 года.
Общая цель ОЕЭП заключается в установлении между ЕС и
Россией привилегированных отношений, прежде всего в сфере сближения
в области законодательства и регулирования, а также содействия торговле
и инвестициям.
Первый доклад ГВУ был подготовлен к саммиту Россия -
ЕС 29 мая 2002 года, второй доклад представлен в ноябре 2002 года. На
майском саммите 2002 года были определены следующие приоритеты в рамках
первого этапа рабочего плана: оценке экономических последствий от создания
ОЕЭП, возможностях сближения в нормативной области и рассмотрении конечных
целей ОЕЭП. Стороны поручили независимым исследовательским организациям
провести ряд исследований по оценке последствий экономической интеграции.
Российские эксперты проводят анализ последствий устранения барьеров
в торговле и инвестициях для каждого из ключевых секторов в соответствии
с рабочим планом.
Первая серия исследований была посвящена исследованиям
в пилотных областях: аудит и бухучет; стандарты, техническое регулирование
и оценка соответствия; алюминиевая промышленность. Вторая серии исследований,
которая проводятся в настоящее время, посвящена таможенной сфере, конкуренции,
транспорту, услугам по космическим запускам, черной и цветной металлургии
и сельскому хозяйству. Заключительная стадия исследований - финансовые
услуги, телекоммуникации и госзакупки - будет завершена в 2003 году.
Особое внимание в исследованиях уделяется возможностям
по сближению в области регулирования и устранению нетарифных барьеров
в сфере торговли и инвестиций в контексте выявления, с одной стороны,
препятствий на пути интеграции и, с другой стороны, элементов, которые
способны обеспечивать продолжительный и устойчивый экономический рост.
Концепция ОЕЭП в соответствии с мандатом ГУВ должна быть
выработана к октябрю 2003 года.
Сотрудничество ЕС и России в сфере ИКТ
Научно-технологическое сотрудничество Европейского Союза
и России, так же как и других стран СНГ, осуществляется по линии программ
Евратома, рамочных программ ЕС, программ INTAS и Тасис, Международного
научно-технического центра, EUREKA и COST.
Рамочные программы ЕС - это четырехлетние программы научно-технологического
развития, рассчитанные на участие не только стран-членов ЕС, но и ассоциированных
государств, а также готовящихся к вступлению в союз или имеющих с ЕС
договор о сотрудничестве. Первая РП была инициирована в 1984 г. В ноябре
2002 г. состоится открытие Шестой РП. Составной частью этих программ
является INCO-Copernicus, предназначенная для участия стран СНГ, включая
Россию.
Информационная сеть по обмену опытом INCO-Copernicus
была создана в июле 1998 г. и получила название IDEALIST-EAST (Распространение
информации и европейской базы знаний по программе "Развитие информационных
систем в интересах общества" (IST), в Центральной и Восточной Европе
и СНГ). Специальными целями сети являются: расширение информированности
относительно различных возможностей для стран, указанных регионов, включая
СНГ, которые связаны с программами ЕС в области информационно-коммуникационных
технологий; расширение информированности среди научно-технологического
сообщества ИКТ западных стран относительно возможностей сотрудничества
с организациями восточных стран; расширение сферы поиска партнеров в
области ИКТ сотрудничества между Западом и Востоком. Сеть IDEALIST объединяет
20 стран-членов: 6 - полноправных и ассоциированных государств ЕС, 8
- Восточной и Центральной Европы и 4 - из СНГ (Россия, Белоруссия, Грузия.
Украина).
Каждая последующая рамочная программа была эволюционна по отношению
к предыдущей, так как менялись приоритеты развития научно-технологической
сферы, соответственно изменялись цели научных исследований и условия
участия стран, не входящих в состав ЕС. Так как новая, Шестая Рамочная
программа является революционной по сути, ставя главной целью создание
Единого Европейского Научного Пространства, то мобилизация научного
потенциала для достижения этой цели и определила принципиально иные,
в отличие от предыдущих рамочных программ, условия участия. Теперь страны
СНГ, включая Россию, имеют право подавать заявки на участие в любых
направлениях деятельности в рамках программы и при этом получают возможность
финансирования наравне с партнерами из полноправных или ассоциированных
стран-членов ЕС. Одной из тематических программ 6РП является "Развитие
информационных систем в интересах общества" (IST)
INTAS (International Association for promotion of cooperation
with scientists from the New Independent States of the former Soviet
Union - Международная ассоциация содействия сотрудничеству с учеными
из новых независимых государств, т.е. бывших республик СССР) - действует
под эгидой ЕС, включает все страны-члены ЕС, финансируется из бюджета
рамочных программ (95% бюджета INTAS обеспечивает ЕС) и на основе добровольных
взносов стран ЕС. Бюджет INTAS до конца 2002 г. - 75 млн. евро, из которых
70 млн. евро поступают из бюджета Пятой Рамочной программы. INTAS финансирует
научные исследования многих направлений в области физики, химии, биологии,
математики и гуманитарных наук, куда, в частности включены телекоммуникации
и информационные технологии.
В 1991 г. Европейским Союзом была разработана и ныне действует программа
Тасис, созданная специально для бывших республик СССР (кроме Эстонии,
Латвии и Литвы) с целью установления прочных экономических и политических
связей между ЕС и СНГ. Позже в программу была включена Монголия. Тасис
безвозмездно финансирует научно-исследовательские проекты этих стран
на основе тендеров, руководствуясь главным критерием - предлагаемые
новые разработки должны находиться в соответствии с политикой перехода
к рыночной экономике и демократическому обществу. Расходование выделяемых
средств по утвержденным субсидируемым проектам производится по итогам
совместных решений представителей Тасис и страны. Основными приоритетными
областями финансирования являются: реорганизация государственных предприятий
и развитие частного сектора; создание эффективной системы производства,
переработки и распределения продуктов питания; развитие инфраструктур
энергетики, транспорта и связи; обеспечение ядерной безопасности и охрана
окружающей среды; реформа системы государственного управления; социальные
услуги и образование. Каждая страна выбирает приоритетные сектора, исходя
из своих потребностей. Подпрограмма Тасис "Бистро", предназначенная
для реализации краткосрочных проектов, направленных на решение региональных
проблем для России, Украины, Грузии, Армении и Казахстана, включает,
в частности финансирование проектов в сфере телекоммуникаций.
В 1991 г. Россия, США, ЕС и Япония основали в Москве
Международный научно-технический центр (МНТЦ) для перепрофилирования
высокопрофессиональных научных и инженерных кадров из стран СНГ, работавших
прежде в оборонном секторе на работу в гражданских отраслях науки. На
деятельность центра ежегодно выделяется 17 млн. евро, из которых Россия
получает около 90%. Центр оказывает поддержку научно-исследовательским
проектам в области: энергетики, ядерной безопасности, экологии, биотехнологий,
космических технологий, информационно-коммуникационных технологий, фундаментальных
исследований, материаловедения и т.д.
Кроме того, необходимо отметить, что в последние годы
Россия и ЕС сотрудничали на многонациональном уровне в рамках программы
EUREKA и нескольких направлений программы COST.
EUREKA - Европейское агентство по научному сотрудничеству, созданное
в 1985 г. по инициативе Франции и Германии. В настоящее время программа
включает 29 стран, в том числе, Россию и государства ЕС. Группа высокопоставленных
представителей включает делегатов стран-членов EUREKA и определяет приоритетные
направления научно-исследовательских промышленных разработок. Сейчас
к таким направлениям отнесены: энергетика, экология, разработка новых
материалов, биотехнологии, информационно-коммуникационные технологии.
Программа COST, созданная в 1971 г., нацелена на европейское
сотрудничество в области научных исследований и технологий во всех сферах.
Планирование осуществляется совместно, финансирование - на национальной
основе. Проекты COST не являются частью какой-либо общей программы.
COST включает страны-члены ЕС, а также ряд государств Восточной Европы
и Средиземноморья. 14 научно-исследовательских институтов России принимали
участие в работе над научными проектами COST.