Активное развитие сети <Интернет> в Швейцарии началось в 1994 году на
базе созданного при поддержке правительства Конфедерации фонда SWITCH,
задачей которого было формирование научно-исследовательской электронно-информационной
сети в интересах научных центров страны. По данным Института маркетинга
и предпринима-тельской деятельности Бернского университета (IMB) в настоящее
время по уровню ком-пьютеризации и информатизации Швейцария занимает третье
место среди европейских стран.
По данным экспертов Швейцарского института по изучению социальных и рыноч-ных
проблем, в 2001 году свыше 1,9 млн. (в 2000 году - около 1,7 млн.) швейцарцев
ис-пользовали в своей повседневной деятельности возможности электронно-информационной
сети <Интернет>. В настоящее время в стране официально зарегистрировано
более 200 ты-сяч электронных адресов. Центром официальной регистрации
доменов по-прежнему явля-ется SWITCH. Он же осуществляет проект дальнейшего
развития <Интернета> под назва-нием <Интернет нового поколения>, а также
является участником реализации приоритет-ной национальной программы "
Информационное сообщество".
По данным Швейцарского института исследований рынка, 21 % швейцарцев имеют
доступ к <Интернету>, что составляет около одного миллиона человек. При
этом число пользователей сетью в последнее время увеличивается в первую
очередь за счет сельского населения: по данным опроса 27 % сельских жителей
имеет доступ к "Интернету", в то время как в городах лишь 13,5
%.
Практически все крупные и средние фирмы страны, а также до 70 % мелких
фирм имеют домены или страницы в <Интернете>, либо планируют сделать это
в ближайшее время. В целом, по оценке экспертов, плотность сети <Интернет>
в Швейцарии охватывает 90 % телефонных подключений. В Конфедерации в настоящее
время насчитывается около 300 фирм, обеспечивающих доступ к сети <Интернет>
и предлагающих различные услуги как частным лицам, так и фирмам. При этом
в результате либерализации рынка телеком-муникаций с 1999 года ряд крупных
<провайдеров> предлагает услуги с различным набо-ром возможностей бесплатно.
Таких фирм насчитывается сегодня свыше десяти. Оплата при этом производится
лишь за использование телефонных каналов связи по тарифам фирм, предлагающих
телефонные услуги. В набор предлагаемых частным лицам бесплат-но услуг,
как правило, входят, помимо обеспечения доступа к сети, организация электрон-ного
почтового ящика, а также предоставление до 10-20 МБ пространства для размещения
личной страницы. Для фирм и организаций провайдерами разработаны различные
вариан-ты услуг по соответствующим тарифам, включающим как единовременную
оплату, так и абонемент на определенный период, как правило, от трех месяцев
до одного года. При этом размещение <сайта> или получение домена может
быть произведено и иностранной фирмой или организацией с использованием
возможностей швейцарского <провайдера>.
По данным Института изучения рынка <Интернет>, наряду с мобильной телефонной
связью, вышел на первое место в стране среди всех других средств коммуникации.
Поми-мо традиционных направлений использования <Интернета - поиск и обмен
информацией, электронная почта - в последнее время активное и бурное развитие
получают электронная коммерция, банковские операции, организация телеконференций,
осуществление платежей через <Интернет>, организация <виртуальных магазинов>
с возможностью осуществления покупок, заочных курсов и чтение лекций в
высших учебных заведениях страны, осущест-вление менеджмента.
Наиболее активно развивающейся областью электронной коммерции являются
опе-рации типа В2В (business to business), которые составляют более 40%
всех операций. В данном виде торговли занято 47 % всех коммерческих фирм.
Около 35% операций прово-дится в секторе В2С(business to customer), остальные
контакты приходятся на сегменты С2С(customer to customer) и В2А(business
to administration).
Тем не менее, покупки через <Интернет> совершаются еще не регулярно: лишь
36 % пользователей "Интернетом" в стране прибегали хотя бы один
раз к услугам электронной торговли. Кроме того, в начале 2002 года специалисты
отметили снижение темпов разви-тия электронной коммерции, причем как на
предпринимательском (В2В), так и на потре-бительском (В2С) уровне, что,
по их мнению, вызвано наметившимся насыщением рынка и усилением внимания
к вопросам безопасности. В качестве причин, тормозящих развитие данного
сектора, специалисты выделяют также отсутствие соответствующей инфраструк-туры,
недостатки потребительского спроса и логистики.
По данным IMB подавляющее число (91%) специалистов в области маркетинга
продолжают использовать <Интернет> исключительно как средство коммуникации.
При этом только 40% новых Интернет-проектов создаются непосредственно
для маркетинга, а доля сетевой рекламы составляет лишь 20% от общей интернет-активности
таких пред-приятий.
Свидетельством большого внимания к развитию электронной коммерции и инфор-матики
как со стороны государства, так и со стороны частных фирм и концернов,
являются крупные инвестиции в эту сферу. Только со стороны фирм на развитие
информатики в 2000 году было направлено свыше 20 млрд. шв. франков.
Практически все основные банки страны (70%) в течение 1999 - 2000 годов
предос-тавили возможность осуществлять электронные расчеты как фирмам,
так и частным ли-цам.
В повседневной жизни <Интернет> и особенно электронная почта используются
очень активно. Электронная почта стала основной формой общения и переписки
фирм, го-сударственных и общественных организаций. При этом специальное
закрытие переписки (например, программное обеспечение PGP и др.) особого
распространения не имеет: в обиходе переписка осуществляется в открытом
виде, а также с использованием сертифика-тов, выдаваемых до 2001 года
за небольшую абонементную плату фирмой Swisskey, имев-шей статус государственного
регистратора.
В связи с необходимостью совершенствования законодательной и нормативно-стандартизационной
базы в сфере электронной коммерции, и, в частности, в области крип-тографической
защиты информации на основе инфраструктуры открытых ключей (Publik Key
Infrastrukture- PKI) в Швейцарии отмечается четкая тенденция на усиление
роли госу-дарства, и сосредоточения в его руках полномочий единого сертификационного
органа, что летом 2001 года привело к принятию решения о нецелесообразности
дальнейшего коммерческого функционирования Swisskey, и до настоящего времени
в национальных средствах массовой информации и специализированных изданиях
ведется активное обсу-ждение целесообразности дальнейшего усиления контроля
со стороны государства над данным сектором рынка, и возможности создания
контролируемой системы трастовых центров PKI сертификации.
В качестве причин, приведших к ликвидации Swisskey, специалистами указывались
дефицит коммерческих приложений, использующих структуру и алгоритмы шифрования
на базе асимметричных открытых ключей, а также наметившееся снижение темпов
разви-тия системы электронной торговли в целом. В общей сложности за четыре
года существо-вания сумма инвестиций в Swisskey составила 25 млн.шв.фр.,
причем 8 млн.шв.фр. - толь-ко в последний год. За весь период своего существования
Swisskey реализовала более 6 ты-сяч цифровых сертификатов для частных
лиц, около 3,5 тысяч сертификатов для корпора-тивных пользователей, и
почти 300 сертификатов для серверов.
По оценкам специалистов, ликвидация Swisskey не только доказала нецелесообраз-ность
коммерческой реализации подобных проектов, но и подтвердила необходимость
взаимосвязанного развития структуры PKI и конкретных приложений (в том
числе для замкнутых групп пользователей), поскольку именно в этой области
в Швейцарии уже на-коплен богатый положительный опыт.
Одним из ключевых элементов создаваемой системы национальных центров PKI
сертификации может стать, по мнению швейцарцев, местное отделение американской
ау-диторской компании KPMG, аккредитованное в феврале 2002 г. Федеральным
ведомством по метрологии и сертификации в качестве экспертного центра
для предлагающих цифро-вые сертификаты фирм. При этом особо подчеркивается,
что KPMG-Schweiz будет высту-пать в роли независимого аудиторского органа,
в сферу контроля которого будут входить вопросы организации, надзора и
выработки рекомендаций по техническому конфигуриро-ванию, а также правовые
аспекты, обуславливающие гарантии и обязанности сертифика-ционных центров
PKI. В качестве претендентов на роль таких центров в настоящее время выступают
три фирмы: WISeKey, являющаяся консалтинговым клиентом самой KPMG-Schweiz,
а также преемницы Swisskey - фирмы SwissSign и SwissCert.
Кроме того, отмечается, что выбор компании KPMG, которая уже выполняет
функ-ции сертификационного и трастового центра в США и странах Евросоюза,
не является случайным. По мнению специалистов Центра правовой информатики
и информатики пра-ва при Федеральном ведомстве юстиции и полиции, это
дает возможность Швейцарии беспрепятственно включится в мировую инфраструктуру
цифровых сертификатов. В слу-чае выхода национальных компаний на мировой
рынок электронной торговли, они неиз-бежно столкнуться с необходимостью
введения РКI-сертификатов, признаваемых другими странами. С этой точки
зрения, безусловно, выгодным является наличие в стране собст-венного контролируемого
центра сертификации, защищающего национальные интересы.
Вместе с тем, независимыми экспертами таких объединений, кaк FGSec и IGTор
отмечаются и недостатки подобного выбора. С учетом того, что закон об
электронной подписи до сих пор находится в стадии рассмотрения, нельзя
исключить возникновение различного рода юридических коллизий. В частности
трудно будет избежать конфликта интересов в случае, когда компания оказывает
клиенту консалтинговые услуги и одновре-менно выступает перед ним в роли
сертифицирующего органа. Проведенный ими анализ показал также, что подобного
рода проекты являются малопривлекательными с экономи-ческой точки зрения,
и не могут отвечать интересам всех участников.
В связи с нерентабельностью, а также большим количеством персональных
компь-ютеров на дому и в офисах, имеющих выход в <Интернет>, в 2000-2001
годах резко сокра-тилось количество <Интернет-кафе>, сеть которых активно
развивалась в 1997-98 гг. В то же время появились оборудованные доступом
к <Интернету> компьютерные места в биб-лиотеках, крупных магазинах, особенно
торгующих книгами. Около 40% предприятий розничной торговли имеют места
доступа в сеть. Такие же места организуются и на всех проходящих в стране
выставках. В последнее время компьютеры с доступом к <Интерне-ту> стали
устанавливаться в больших почтовых отделениях в целях предоставления в
бу-дущем возможности осуществления платежей, а также посылки электронных
писем клиен-тами почтовых отделений. Реализуются также планы по установке
необходимого оборудо-вания для подключения NOTEBOOK к <Интернету> в гостиницах
и телефонных будках. Однако их использование, за исключением оборудованных
в гостиницах, пока широкого распространения не получило. Это объясняется
наличием у населения большого числа мо-бильных телефонов (по состоянию
на 1.01.2002 г. - 3,1 млн. аппаратов). Кроме того, на си-туацию в данном
сектора рынка не могло не повлиять развитие мобильной телефонной се-ти
UMTS. Федеральная комиссия по коммуникациям (ComCom) вынуждена была пере-смотреть
условия выдачи лицензий на развитие сети третьего поколения и отменить
тре-бование о 20% освоении рынка уже к концу 2002 года. Это, по мнению
специалистов, дало возможность коммуникационным концернам, в том числе
и SwissCom, пересмотреть свои планы по развитию не только самой сети,
но и связанных с ней приложений и услуг.
Рынок Швейцарии насыщен компьютерным оборудованием по достаточно низким
для населения ценам. Компьютер среднего класса современной стандартной
комплектации вместе с монитором и аналоговым модемом стоит от 1500 до
2500 шв.франков. В послед-нее время все более популярным становится использование
ISDN- и ADSL-модемов, осо-бенно на фирмах.
Проведенное Университетом г.Фрибург исследование по использованию собствен-ных
WEB-страниц коммерческими структурами Швейцарии показало, что 92% компаний
используют <Интернет> для распространения информации о своей деятельности,
84% ре-гулярно осуществляют переписку и 68% имеет электронный каталог
продукции (треть из этих фирм предоставляет возможность заказа товаров
и услуг в режиме on-line).
Представители деловых кругов Швейцарии считают, что основными целями введе-ния
на предприятиях электронной коммерции являются улучшение сервиса. Упрощение
оформления сделок, снижение накладных расходов. В этой связи все большее
развитие получает создание "виртуальных" фирм, офисов и компаний комплексного
обслуживания, ориентированных на конкретные требования потребителей.
Среди основных проблем, мешающих более интенсивному развитию электронного
бизнеса через <Интернет>, коммерсанты называют отсутствие специалистов,
необходимо-го программного обеспечения, высокие инновационные отчисления,
недостаточный уро-вень информационной безопасности, правовые ограничения.
Вместе с тем, по оценкам специалистов, законодательная база Швейцарии
не преду-сматривает каких-либо серьезных ограничений по использованию
и развитию сети <Ин-тернет>, в том числе в коммерческих целях.
Основное внимание федерального и кантонального законодательства обращено
на вопросы соблюдения прав человека в среде <Интернет>. Основным нормативным
актом является Закон о связи от 30.04.97 г. (Fernmeldegesetz - FMG). В
статье 44 данного Закона, в частности, указывается, что фирма, предлагающая
услуги в области связи, обязана в слу-чаях расследований властями преступлений
или преступных действий лиц предоставлять соответствующим юридическим
и полицейским органам Конфедерации и кантонов по их требованию информацию
об участниках и пользователях коммуникациями. При этом в За-коне указано,
что данная информация должна, по возможности, предоставляться в режиме
реального времени. На Федеральный департамент юстиции и полиции возложена
ответст-венность за определение формы и содержания предоставляемой информации
и данных. Положение об обязанности предоставляющей услуги связи фирмы
относится к тем случа-ям, когда Высший аудиторский орган страны, Генеральная
прокуратура или кантональная дирекция полиции вносит постановления об
осуществлении контроля за деятельностью того или иного лица в целях предотвращения
преступлений. В соответствии с Законом о связи правительством Швейцарии
принято постановление от 1.12.1997 г. <О службе кон-троля почты и связи>,
административно входящей в состав Федерального департамента по вопросам
окружающей среды, транспорта, энергетики и связи. Постановлением определе-ны
основные задачи данной службы, а в Дополнении к Постановлению от 2002
года - и технические требования к оборудованию контроля, обязательные
для всех связных и про-вайдерских фирм страны.
Кроме того, определено, что органы полиции могут возложить на службу дополни-тельные
специальные задачи по контролю и перехвату информации.
Данное постановление полностью относится к фирмам, предлагающим услуги
дос-тупа в <Интернет>. Кроме того, деятельность провайдеров регламентируется
федеральным и кантональными законами о защите персональных данных и федеральным
законом о за-щите авторских прав. В связи с распространением нелегальной
информации в <Интерне-те>, касающейся порнографии, а также в целях усиления
борьбы с организованной пре-ступностью в настоящее время в Швейцарии создана
временная совместная комиссия в составе представителей полиции, спецорганов,
а также ведущих <провайдеров> страны в целях разработки мер противодействия.
Так, 15 мая 2000 года в рамках работы в этой ко-миссии Федеральным ведомством
полиции издан документ <Об уголовно-правовой ответ-ственности провайдеров
по услугам доступа в Интернет>. Документом, в частности, опре-делены виды
провайдерских услуг и в соответствии с этим их классификация. Определено
также создание центрального органа по контролю информации, размещаемой
в <Интерне-те>, права и обязанности органов государственной власти, с
одной стороны, и провайдеров - с другой.
В частности, этим документом Федерального департамента юстиции и полиции
оп-ределен круг уголовных нарушений в <Интернете>, среди которых различаются:
- незаконные действия, при которых Интернет служит средством передачи
ин-формации и данных. К ним относятся: собственно компьютерные преступления
- несанк-ционированное получение данных, несанкционированный доступ к
системам обработки данных, нарушение или уничтожение данных, злоупотребление
при работе на системах обработки данных и др.. Кроме того, к этой же группе
относятся и другие правонаруше-ния, связанные с передачей информации через
Интернет, в том числе - <запрещенная раз-ведывательная деятельность> (в
соответствии со статьей 272 Уголовного кодекса), отмы-вание денег и т.д.;
- незаконные действия, при совершении которых Интернет используется в
тече-ние определенного времени, во время которого содержание информации
сохраняется и может быть вызвано.
Документ определяет ответственность провайдеров и их действия при обнаружении
нелегального использования "Интернета", а также подчиненность
их правоохранительным органам. Кроме того, в апреле 2000 года правительством
страны принято постановление о введении и юридическом признании электронной
подписи, создающее основу для разви-тия электронной коммерции.
Важным аспектом законодательного регулирования коммерческого и частного
ис-пользования <Интернета> в Швейцарии считается недопущение распространение
противо-законных сведений и материалов по сети. В феврале 2001 года был
рассмотрен вопрос о воссоздании специализированного подразделения INTERNET
POLIZEI в Федеральном ве-домстве полиции. С учетом недостаточного финансирования
и нехватки кадров на началь-ном этапе на указанную группу возлагаются
задачи отслеживания развития общей ситуа-ции с Интернетом, определения
основных тенденций деятельности хакерских групп и ре-акционно настроенных
организаций, разработку общей концепции противодействия неза-конному использованию
электронных коммуникаций.
Конкретную работу по выявлению и пресечению распространения незаконной
ин-формации в Интернете ведет криминальная полиция. С учетом важности
проблемы руко-водством полиции был предложен проект документа, предусматривающего
повышение ответственности провайдеров за распространяемую на их серверах
информацию. Для со-блюдения правовых, гражданских и предпринимательских
свобод в процессе следствен-ных мероприятий и возможного закрытия и блокирования
отдельных сайтов предполага-ется создать экспертную группу, состоящую
из представителей полиции и ведущих про-вайдерских фирм.
Кроме того, парламентские структуры совместно с Федеральным ведомством
ин-форматики и Федеральным департаментом юстиции и полиции ведут работу
по изучению и возможному использованию в Швейцарии основных положений
<Проекта противодей-ствия компьютерной преступности и терроризму>, предложенному
правительством ФРГ Совету Европы в 2000 году.
Усиление внимания к вопросам безопасности в сфере электронной коммерции,
при-водит, по мнению специалистов, не только к усилению контроля со стороны
государства над данной сферой, но и к более активному участию различных
государственных структур в формировании рынка электронных услуг. В частности,
в июне т.г. государственное пред-приятие Die Post на фоне общей реорганизации
своей деятельности объявило о введении новой услуги по пересылке электронной
корреспонденции.
Конкретные мероприятия на государственном, кантональном и корпоратив-ном
уровнях проводятся, исходя из оценки реальных и наиболее вероятных информацион-ных
угроз, перечень и характер которых определяются экспертами полиции, независимого
фонда INFOSURANCE, а также рядом фирм, специализирующихся на вопросах
информа-ционной безопасности.
На данном этапе, по мнению объединения INFOSURANCE и аналитической компа-нии
INFOSEC, наибольшие риски для Швейцарии связаны с усилением государственного
и конкурентного научно-технического и промышленного шпионажа, активизацией
хакер-ских групп, а также с рядом аспектов <информационных войн>, которые
могут осуществ-ляться в отношении страны со стороны США и их союзников
в рамках проекта ECHELON. Для конкурентов из ФРГ, Англии, Франции наибольший
интерес представляют сведения о счетах иностранных граждан в швейцарских
банках, данные о перспективных НИОКР ме-стных фирм, информация о клиентских
сетях.
Исходя из этого, по мнению швейцарцев, в ближайшей перспективе наиболее
ин-тенсивное развитие получат такие аспекты информационной безопасности,
как специали-зированное обслуживание доступа и хранения информации, развитие
использования пер-сональных ключей, работа с сотрудниками фирм и госучреждений.
В частности, наблюде-ние и контроль за деятельностью персонала предприятий
и фирм в сфере использования WAP, "Интернета> и e-mail со стороны работодателей
в Швейцарии законодательно до-пустимы.
Вместе с тем правовые аспекты не только защищают работодателя, но и требуют
сохранения прав защиты частной сферы сотрудников. Так, организация негласного
кон-троля рабочих мест пользователей может проводиться лишь в случае наличия
обоснован-ного подозрения в действиях, нарушающих трудовое либо уголовное
законодательство, должно быть ограничено по числу проверяемых рабочих
мест и прекращаться после полу-чения доказательной базы. Кроме того, персонал
должен быть информирован о потенци-альной возможности контроля.
Допускается получение у провайдера анонимной статистики пользования Интерне-том
и электронной почты, а также блокирования провайдером определенных сайтов
и WEB-броузеров по заказу работодателя.
Работодатель в Швейцарии имеет право определять порядок работы с внешними
сетями и почтой и регулировать административную ответственность за нарушения.
Вместе с тем администрация несет ответственность за ограничение допуска
посторонних к персо-нальным данным сотрудников.
На государственном уровне в последние два года основные усилия были сосредото-чены
на разработке проекта <Реорганизация системы информатики и телекоммуникации
органов федерального управления>, предусматривающего сокращение расходов
на эти це-ли на 130 млн.шв.франков к концу 2002 года. В настоящее время
информатизация органов управления финансируется из федерального бюджета
в размере 570 млн.шв.франков в год.
В перспективе планируется создать новую службу, организационная структура
ко-торой будет отражать политический состав парламента и органов управления.
Во главе та-кой структуры будет стоять информационный совет, определяющий
долгосрочное разви-тие информатики и информационной безопасности, а работа
с потребителями возлагается на комитет по информационной стратегии Федерального
правительства. Функции предос-тавления информационных услуг Федеральному
департаменту (министерству) финансов, обслуживание гражданских линий связи
и компьютерных сетей других федеральных де-партаментов будет вестись Ведомством
по информатике и телекоммуникациям (военные сети, действие в чрезвычайных
ситуациях и защита <чувствительной> госинформации кон-тролируется специальным
отделом Федерального департамента (министерства) обороны, спорта и защиты
населения). Предполагается изменить и структуру объединения по вопро-сам
информационной безопасности, куда помимо кантональных представителей войдут
специалисты всех федеральных департаментов, финансовый контролер, представитель
фе-дерального архива, а также сотрудники полиции и военной разведки.
Для повышения информационной безопасности органов управления с 9 до 2
сни-зится число федеральных вычислительных центров, будет сокращено количество
управ-ляющих центров, вводится стандартизированная система работы с UNIX
(LINUX) и SAP - устройствами. Кроме этого, в июне 2001 года были проведены
теоретические тактические учения INFORMO 2001, а в мае 2002 года - их
второй этап - INFORMORENA 2002_ целью которых была отработка информационного
взаимодействия федеральных органов управ-ления в условиях внешних <информационных
угроз>.
В целом на решение проблем безопасности расходуется ежегодно около 10%
из бюджетной статьи на финансирование информационного обеспечения, дополнительно
7% выделяется специально на охрану данных.
На корпоративном уровне к основным тенденциям развития ситуации на рынке
средств информационной безопасности швейцарские специалисты относят усиление
коор-динации действий отдельных групп производителей по выходу на внешние
рынки, активи-зацию разработки стандартизационных норм электронной коммерции
и мобильных бан-ковских услуг.
В частности, руководством ассоциации швейцарских производителей программного
обеспечения SWISS SOFTWARE ASSOCIATION, в которую входит 78 фирм, принято
ре-шение о резком повышении активности по следующим направлениям:
- совместная деятельность компаний на выставках и конференциях, посвященных
вопросам безопасности компьютерной связи и электронной коммерции;
- координация политики взаимоотношений с госструктурами по вопросам безо-пасности
и содержания сайтов Интернета;
- выработка единого подхода к проблеме охраны интеллектуальной собственно-сти;
- создание конкурентной базы на рынке средств и систем информационной
безо-пасности.
Одновременно ряд групп разработчиков программ во главе с компаниями Megatel,
Sonera, Orell Fussli принимают участие в выработке стандартов идентификации,
авториза-ции и однозначности проведения банковских, страховых и коммерческих
электронных операций.
Отдельным, весьма важным аспектом реализации политики государства в сфере
развития электронных и информационных технологий швейцарское правительство
считает расширение базы информационного обеспечения деловых кругов страны.
В Швейцарии действует ряд государственных, полугосударственных и частных
организаций, которые оказывают информационные услуги по вопросам внешнеэкономической
деятельности, со-действуют продвижению товаров и услуг национальных производителей
на внешние рын-ки, повышению эффективности импортных операций, инвестиционной
активности швей-царских участников ВЭД, а также реализации информационных
проектов.
Основную роль в информационном обеспечении швейцарских деловых кругов
про-должает играть швейцарский Центр содействия развитию торговли (ОSEC),
в число чле-нов которого входят около 2000 швейцарских фирм-экспортеров.
Решая возложенные на него задачи, ОSEC выступает в качестве связующего
звена между организациями, ответ-ственными за проведение внешнеторговой
политики Швейцарии, и частным сектором экономики. Основными задачами ОSEC
являются:
- содействие экспортной деятельности местных фирм,
- осуществление мероприятий, способствующих укреплению позиций швейцар-ских
фирм за рубежом,
- проведение конференций, симпозиумов по актуальным вопросам внешнеэконо-мической
деятельности, семинаров по отдельным странам,
- организация выставок и ярмарок швейцарских товаров за границей,
- оказание индивидуальных консультационных услуг (в том числе и зарубежным
предпринимателям, намеревающимся наладить деловые контакты со швейцарскими
фир-мами),
- подготовка обзоров о состоянии зарубежных товарных рынков, осуществление
поиска импортеров продукции ряда местных компаний и организация деловых
контактов.
Через <Справочник по экспорту Швейцарии> а также различные публикации,
по-священные экспорту (в том числе в Интернете), ОSEC распространяет по
всему миру ин-формацию о швейцарских компаниях-экспортерах, их товарах
и услугах. С учетом осново-полагающего значения стран Европейского сообщества
для внешнеэкономических связей Швейцарии, ОSEC и ТПП Швейцарии уделяют
особое внимание подготовке информации об актуальных законодательных актах
в области внешнеэкономической, налоговой, инве-стиционной деятельности
в странах ЕС, разъяснению таможенных предписаний, техниче-ских норм и
т.д., в том числе в сфере электронной коммерции.
Содействие швейцарскому бизнесу в реализации инвестиционных проектов и
передаче технического опыта оказывает также Швейцарская организация по
стимулированию инвестиций (SOFI). Важной сферой деятельности SOFI является
информационное и консультационное обслуживание инвесторов и реципиентов
капитала, поиск деловых партнеров. Особое внимание при этом уделяется
активизации соответствующих усилий малых и средних швейцарских компаний.
В рамках ОSEC с 1998 года в качестве самостоятельной административной
структуры создана Швейцарская программа стимулирования импорта (SIPPO),
деятельность которой целевым порядком направлена на развитие торгово-экономических
связей с раз-вивающимися странами и государствами с переходной экономикой.
SIPPO оказывает, в частности, содействие усилиям предприятий малого и
среднего бизнеса вышеуказанных стран по выходу на швейцарский рынок и
рынки других западноевропейских стран, в том числе и путем предоставления
соответствующей информации о рынках и консультаций, помощи в выборе потенциальных
партнеров, организации контактных форумов и участия в выставках и ярмарках.
В число постоянных партнеров SIPPO входят организации по стимулированию
экс-порта в странах-партнерах, объединение швейцарских импортеров и оптовиков,
швейцар-ский <Евроинфоцентр>, объединение европейских организаций-импортеров
<Форум>, <ИТЦ> - международный торговый центр ЮНКТАД/ВТО, SOFI и т.д.
В соответствии с подписанным с SIPPO Меморандумом о взаимопонимании по
во-просам сотрудничества Торгпредство РФ в Швейцарии обрабатывает и направляет
SIPPO предложения российских участников ВЭД по поставкам товаров и услуг.
В свою очередь SIPPO размещает запросы по поиску покупателей в распространяемом
среди швейцарских компаний <Импортном бюллетене> SIPPO и на своей странице
в Интернете. Таким обра-зом швейцарские импортеры получают дополнительную
централизованную информацию о возможностях закупок продукции российских
производителей.
В Швейцарии имеется целый ряд представительных источников, содержащих
ин-формацию по фирмам и промышленным отраслям. Основными из них являются
ежегод-ные издания - двухтомник <Компас>, база данных которого также размещается
на магнит-ных носителях, а также шеститомник <Швейцарский региональный
сборник> (краткая ин-формация о фирмах). Важным источником информации
по фирмам служат издания самих компаний (годовые отчеты, проспекты, каталоги,
бюллетени), ежегодные рейтинговые списки крупнейших европейских и местных
компаний, а также материалы специализи-рованных компаний и организаций,
через банки данных которых можно получить полную справку о конкретном
сегменте рынка или промышленной отрасли, а также об аспектах деятельности
отдельной фирмы, ее руководителях, рейтинге, кредитных рекомендациях для
этой фирмы и т.д. Подобные услуги оказывают, например, компания