→ ¦ Международный контекст ¦ → ¦ Швейцария
Сегодня: 21 мая 2019г.





Швейцария: ситуация в области развития ИКТ

Активное развитие сети <Интернет> в Швейцарии началось в 1994 году на базе созданного при поддержке правительства Конфедерации фонда SWITCH, задачей которого было формирование научно-исследовательской электронно-информационной сети в интересах научных центров страны. По данным Института маркетинга и предпринима-тельской деятельности Бернского университета (IMB) в настоящее время по уровню ком-пьютеризации и информатизации Швейцария занимает третье место среди европейских стран.
По данным экспертов Швейцарского института по изучению социальных и рыноч-ных проблем, в 2001 году свыше 1,9 млн. (в 2000 году - около 1,7 млн.) швейцарцев ис-пользовали в своей повседневной деятельности возможности электронно-информационной сети <Интернет>. В настоящее время в стране официально зарегистрировано более 200 ты-сяч электронных адресов. Центром официальной регистрации доменов по-прежнему явля-ется SWITCH. Он же осуществляет проект дальнейшего развития <Интернета> под назва-нием <Интернет нового поколения>, а также является участником реализации приоритет-ной национальной программы " Информационное сообщество".
По данным Швейцарского института исследований рынка, 21 % швейцарцев имеют доступ к <Интернету>, что составляет около одного миллиона человек. При этом число пользователей сетью в последнее время увеличивается в первую очередь за счет сельского населения: по данным опроса 27 % сельских жителей имеет доступ к "Интернету", в то время как в городах лишь 13,5 %.
Практически все крупные и средние фирмы страны, а также до 70 % мелких фирм имеют домены или страницы в <Интернете>, либо планируют сделать это в ближайшее время. В целом, по оценке экспертов, плотность сети <Интернет> в Швейцарии охватывает 90 % телефонных подключений. В Конфедерации в настоящее время насчитывается около 300 фирм, обеспечивающих доступ к сети <Интернет> и предлагающих различные услуги как частным лицам, так и фирмам. При этом в результате либерализации рынка телеком-муникаций с 1999 года ряд крупных <провайдеров> предлагает услуги с различным набо-ром возможностей бесплатно. Таких фирм насчитывается сегодня свыше десяти. Оплата при этом производится лишь за использование телефонных каналов связи по тарифам фирм, предлагающих телефонные услуги. В набор предлагаемых частным лицам бесплат-но услуг, как правило, входят, помимо обеспечения доступа к сети, организация электрон-ного почтового ящика, а также предоставление до 10-20 МБ пространства для размещения личной страницы. Для фирм и организаций провайдерами разработаны различные вариан-ты услуг по соответствующим тарифам, включающим как единовременную оплату, так и абонемент на определенный период, как правило, от трех месяцев до одного года. При этом размещение <сайта> или получение домена может быть произведено и иностранной фирмой или организацией с использованием возможностей швейцарского <провайдера>.
По данным Института изучения рынка <Интернет>, наряду с мобильной телефонной связью, вышел на первое место в стране среди всех других средств коммуникации. Поми-мо традиционных направлений использования <Интернета - поиск и обмен информацией, электронная почта - в последнее время активное и бурное развитие получают электронная коммерция, банковские операции, организация телеконференций, осуществление платежей через <Интернет>, организация <виртуальных магазинов> с возможностью осуществления покупок, заочных курсов и чтение лекций в высших учебных заведениях страны, осущест-вление менеджмента.
Наиболее активно развивающейся областью электронной коммерции являются опе-рации типа В2В (business to business), которые составляют более 40% всех операций. В данном виде торговли занято 47 % всех коммерческих фирм. Около 35% операций прово-дится в секторе В2С(business to customer), остальные контакты приходятся на сегменты С2С(customer to customer) и В2А(business to administration).
Тем не менее, покупки через <Интернет> совершаются еще не регулярно: лишь 36 % пользователей "Интернетом" в стране прибегали хотя бы один раз к услугам электронной торговли. Кроме того, в начале 2002 года специалисты отметили снижение темпов разви-тия электронной коммерции, причем как на предпринимательском (В2В), так и на потре-бительском (В2С) уровне, что, по их мнению, вызвано наметившимся насыщением рынка и усилением внимания к вопросам безопасности. В качестве причин, тормозящих развитие данного сектора, специалисты выделяют также отсутствие соответствующей инфраструк-туры, недостатки потребительского спроса и логистики.
По данным IMB подавляющее число (91%) специалистов в области маркетинга продолжают использовать <Интернет> исключительно как средство коммуникации. При этом только 40% новых Интернет-проектов создаются непосредственно для маркетинга, а доля сетевой рекламы составляет лишь 20% от общей интернет-активности таких пред-приятий.
Свидетельством большого внимания к развитию электронной коммерции и инфор-матики как со стороны государства, так и со стороны частных фирм и концернов, являются крупные инвестиции в эту сферу. Только со стороны фирм на развитие информатики в 2000 году было направлено свыше 20 млрд. шв. франков.
Практически все основные банки страны (70%) в течение 1999 - 2000 годов предос-тавили возможность осуществлять электронные расчеты как фирмам, так и частным ли-цам.
В повседневной жизни <Интернет> и особенно электронная почта используются очень активно. Электронная почта стала основной формой общения и переписки фирм, го-сударственных и общественных организаций. При этом специальное закрытие переписки (например, программное обеспечение PGP и др.) особого распространения не имеет: в обиходе переписка осуществляется в открытом виде, а также с использованием сертифика-тов, выдаваемых до 2001 года за небольшую абонементную плату фирмой Swisskey, имев-шей статус государственного регистратора.
В связи с необходимостью совершенствования законодательной и нормативно-стандартизационной базы в сфере электронной коммерции, и, в частности, в области крип-тографической защиты информации на основе инфраструктуры открытых ключей (Publik Key Infrastrukture- PKI) в Швейцарии отмечается четкая тенденция на усиление роли госу-дарства, и сосредоточения в его руках полномочий единого сертификационного органа, что летом 2001 года привело к принятию решения о нецелесообразности дальнейшего коммерческого функционирования Swisskey, и до настоящего времени в национальных средствах массовой информации и специализированных изданиях ведется активное обсу-ждение целесообразности дальнейшего усиления контроля со стороны государства над данным сектором рынка, и возможности создания контролируемой системы трастовых центров PKI сертификации.
В качестве причин, приведших к ликвидации Swisskey, специалистами указывались дефицит коммерческих приложений, использующих структуру и алгоритмы шифрования на базе асимметричных открытых ключей, а также наметившееся снижение темпов разви-тия системы электронной торговли в целом. В общей сложности за четыре года существо-вания сумма инвестиций в Swisskey составила 25 млн.шв.фр., причем 8 млн.шв.фр. - толь-ко в последний год. За весь период своего существования Swisskey реализовала более 6 ты-сяч цифровых сертификатов для частных лиц, около 3,5 тысяч сертификатов для корпора-тивных пользователей, и почти 300 сертификатов для серверов.
По оценкам специалистов, ликвидация Swisskey не только доказала нецелесообраз-ность коммерческой реализации подобных проектов, но и подтвердила необходимость взаимосвязанного развития структуры PKI и конкретных приложений (в том числе для замкнутых групп пользователей), поскольку именно в этой области в Швейцарии уже на-коплен богатый положительный опыт.
Одним из ключевых элементов создаваемой системы национальных центров PKI сертификации может стать, по мнению швейцарцев, местное отделение американской ау-диторской компании KPMG, аккредитованное в феврале 2002 г. Федеральным ведомством по метрологии и сертификации в качестве экспертного центра для предлагающих цифро-вые сертификаты фирм. При этом особо подчеркивается, что KPMG-Schweiz будет высту-пать в роли независимого аудиторского органа, в сферу контроля которого будут входить вопросы организации, надзора и выработки рекомендаций по техническому конфигуриро-ванию, а также правовые аспекты, обуславливающие гарантии и обязанности сертифика-ционных центров PKI. В качестве претендентов на роль таких центров в настоящее время выступают три фирмы: WISeKey, являющаяся консалтинговым клиентом самой KPMG-Schweiz, а также преемницы Swisskey - фирмы SwissSign и SwissCert.
Кроме того, отмечается, что выбор компании KPMG, которая уже выполняет функ-ции сертификационного и трастового центра в США и странах Евросоюза, не является случайным. По мнению специалистов Центра правовой информатики и информатики пра-ва при Федеральном ведомстве юстиции и полиции, это дает возможность Швейцарии беспрепятственно включится в мировую инфраструктуру цифровых сертификатов. В слу-чае выхода национальных компаний на мировой рынок электронной торговли, они неиз-бежно столкнуться с необходимостью введения РКI-сертификатов, признаваемых другими странами. С этой точки зрения, безусловно, выгодным является наличие в стране собст-венного контролируемого центра сертификации, защищающего национальные интересы.
Вместе с тем, независимыми экспертами таких объединений, кaк FGSec и IGTор отмечаются и недостатки подобного выбора. С учетом того, что закон об электронной подписи до сих пор находится в стадии рассмотрения, нельзя исключить возникновение различного рода юридических коллизий. В частности трудно будет избежать конфликта интересов в случае, когда компания оказывает клиенту консалтинговые услуги и одновре-менно выступает перед ним в роли сертифицирующего органа. Проведенный ими анализ показал также, что подобного рода проекты являются малопривлекательными с экономи-ческой точки зрения, и не могут отвечать интересам всех участников.
В связи с нерентабельностью, а также большим количеством персональных компь-ютеров на дому и в офисах, имеющих выход в <Интернет>, в 2000-2001 годах резко сокра-тилось количество <Интернет-кафе>, сеть которых активно развивалась в 1997-98 гг. В то же время появились оборудованные доступом к <Интернету> компьютерные места в биб-лиотеках, крупных магазинах, особенно торгующих книгами. Около 40% предприятий розничной торговли имеют места доступа в сеть. Такие же места организуются и на всех проходящих в стране выставках. В последнее время компьютеры с доступом к <Интерне-ту> стали устанавливаться в больших почтовых отделениях в целях предоставления в бу-дущем возможности осуществления платежей, а также посылки электронных писем клиен-тами почтовых отделений. Реализуются также планы по установке необходимого оборудо-вания для подключения NOTEBOOK к <Интернету> в гостиницах и телефонных будках. Однако их использование, за исключением оборудованных в гостиницах, пока широкого распространения не получило. Это объясняется наличием у населения большого числа мо-бильных телефонов (по состоянию на 1.01.2002 г. - 3,1 млн. аппаратов). Кроме того, на си-туацию в данном сектора рынка не могло не повлиять развитие мобильной телефонной се-ти UMTS. Федеральная комиссия по коммуникациям (ComCom) вынуждена была пере-смотреть условия выдачи лицензий на развитие сети третьего поколения и отменить тре-бование о 20% освоении рынка уже к концу 2002 года. Это, по мнению специалистов, дало возможность коммуникационным концернам, в том числе и SwissCom, пересмотреть свои планы по развитию не только самой сети, но и связанных с ней приложений и услуг.
Рынок Швейцарии насыщен компьютерным оборудованием по достаточно низким для населения ценам. Компьютер среднего класса современной стандартной комплектации вместе с монитором и аналоговым модемом стоит от 1500 до 2500 шв.франков. В послед-нее время все более популярным становится использование ISDN- и ADSL-модемов, осо-бенно на фирмах.

Проведенное Университетом г.Фрибург исследование по использованию собствен-ных WEB-страниц коммерческими структурами Швейцарии показало, что 92% компаний используют <Интернет> для распространения информации о своей деятельности, 84% ре-гулярно осуществляют переписку и 68% имеет электронный каталог продукции (треть из этих фирм предоставляет возможность заказа товаров и услуг в режиме on-line).
Представители деловых кругов Швейцарии считают, что основными целями введе-ния на предприятиях электронной коммерции являются улучшение сервиса. Упрощение оформления сделок, снижение накладных расходов. В этой связи все большее развитие получает создание "виртуальных" фирм, офисов и компаний комплексного обслуживания, ориентированных на конкретные требования потребителей.
Среди основных проблем, мешающих более интенсивному развитию электронного бизнеса через <Интернет>, коммерсанты называют отсутствие специалистов, необходимо-го программного обеспечения, высокие инновационные отчисления, недостаточный уро-вень информационной безопасности, правовые ограничения.
Вместе с тем, по оценкам специалистов, законодательная база Швейцарии не преду-сматривает каких-либо серьезных ограничений по использованию и развитию сети <Ин-тернет>, в том числе в коммерческих целях.
Основное внимание федерального и кантонального законодательства обращено на вопросы соблюдения прав человека в среде <Интернет>. Основным нормативным актом является Закон о связи от 30.04.97 г. (Fernmeldegesetz - FMG). В статье 44 данного Закона, в частности, указывается, что фирма, предлагающая услуги в области связи, обязана в слу-чаях расследований властями преступлений или преступных действий лиц предоставлять соответствующим юридическим и полицейским органам Конфедерации и кантонов по их требованию информацию об участниках и пользователях коммуникациями. При этом в За-коне указано, что данная информация должна, по возможности, предоставляться в режиме реального времени. На Федеральный департамент юстиции и полиции возложена ответст-венность за определение формы и содержания предоставляемой информации и данных. Положение об обязанности предоставляющей услуги связи фирмы относится к тем случа-ям, когда Высший аудиторский орган страны, Генеральная прокуратура или кантональная дирекция полиции вносит постановления об осуществлении контроля за деятельностью того или иного лица в целях предотвращения преступлений. В соответствии с Законом о связи правительством Швейцарии принято постановление от 1.12.1997 г. <О службе кон-троля почты и связи>, административно входящей в состав Федерального департамента по вопросам окружающей среды, транспорта, энергетики и связи. Постановлением определе-ны основные задачи данной службы, а в Дополнении к Постановлению от 2002 года - и технические требования к оборудованию контроля, обязательные для всех связных и про-вайдерских фирм страны.
Кроме того, определено, что органы полиции могут возложить на службу дополни-тельные специальные задачи по контролю и перехвату информации.
Данное постановление полностью относится к фирмам, предлагающим услуги дос-тупа в <Интернет>. Кроме того, деятельность провайдеров регламентируется федеральным и кантональными законами о защите персональных данных и федеральным законом о за-щите авторских прав. В связи с распространением нелегальной информации в <Интерне-те>, касающейся порнографии, а также в целях усиления борьбы с организованной пре-ступностью в настоящее время в Швейцарии создана временная совместная комиссия в составе представителей полиции, спецорганов, а также ведущих <провайдеров> страны в целях разработки мер противодействия. Так, 15 мая 2000 года в рамках работы в этой ко-миссии Федеральным ведомством полиции издан документ <Об уголовно-правовой ответ-ственности провайдеров по услугам доступа в Интернет>. Документом, в частности, опре-делены виды провайдерских услуг и в соответствии с этим их классификация. Определено также создание центрального органа по контролю информации, размещаемой в <Интерне-те>, права и обязанности органов государственной власти, с одной стороны, и провайдеров - с другой.
В частности, этим документом Федерального департамента юстиции и полиции оп-ределен круг уголовных нарушений в <Интернете>, среди которых различаются:
- незаконные действия, при которых Интернет служит средством передачи ин-формации и данных. К ним относятся: собственно компьютерные преступления - несанк-ционированное получение данных, несанкционированный доступ к системам обработки данных, нарушение или уничтожение данных, злоупотребление при работе на системах обработки данных и др.. Кроме того, к этой же группе относятся и другие правонаруше-ния, связанные с передачей информации через Интернет, в том числе - <запрещенная раз-ведывательная деятельность> (в соответствии со статьей 272 Уголовного кодекса), отмы-вание денег и т.д.;
- незаконные действия, при совершении которых Интернет используется в тече-ние определенного времени, во время которого содержание информации сохраняется и может быть вызвано.
Документ определяет ответственность провайдеров и их действия при обнаружении нелегального использования "Интернета", а также подчиненность их правоохранительным органам. Кроме того, в апреле 2000 года правительством страны принято постановление о введении и юридическом признании электронной подписи, создающее основу для разви-тия электронной коммерции.
Важным аспектом законодательного регулирования коммерческого и частного ис-пользования <Интернета> в Швейцарии считается недопущение распространение противо-законных сведений и материалов по сети. В феврале 2001 года был рассмотрен вопрос о воссоздании специализированного подразделения INTERNET POLIZEI в Федеральном ве-домстве полиции. С учетом недостаточного финансирования и нехватки кадров на началь-ном этапе на указанную группу возлагаются задачи отслеживания развития общей ситуа-ции с Интернетом, определения основных тенденций деятельности хакерских групп и ре-акционно настроенных организаций, разработку общей концепции противодействия неза-конному использованию электронных коммуникаций.
Конкретную работу по выявлению и пресечению распространения незаконной ин-формации в Интернете ведет криминальная полиция. С учетом важности проблемы руко-водством полиции был предложен проект документа, предусматривающего повышение ответственности провайдеров за распространяемую на их серверах информацию. Для со-блюдения правовых, гражданских и предпринимательских свобод в процессе следствен-ных мероприятий и возможного закрытия и блокирования отдельных сайтов предполага-ется создать экспертную группу, состоящую из представителей полиции и ведущих про-вайдерских фирм.
Кроме того, парламентские структуры совместно с Федеральным ведомством ин-форматики и Федеральным департаментом юстиции и полиции ведут работу по изучению и возможному использованию в Швейцарии основных положений <Проекта противодей-ствия компьютерной преступности и терроризму>, предложенному правительством ФРГ Совету Европы в 2000 году.
Усиление внимания к вопросам безопасности в сфере электронной коммерции, при-водит, по мнению специалистов, не только к усилению контроля со стороны государства над данной сферой, но и к более активному участию различных государственных структур в формировании рынка электронных услуг. В частности, в июне т.г. государственное пред-приятие Die Post на фоне общей реорганизации своей деятельности объявило о введении новой услуги по пересылке электронной корреспонденции.
Конкретные мероприятия на государственном, кантональном и корпоратив-ном уровнях проводятся, исходя из оценки реальных и наиболее вероятных информацион-ных угроз, перечень и характер которых определяются экспертами полиции, независимого фонда INFOSURANCE, а также рядом фирм, специализирующихся на вопросах информа-ционной безопасности.
На данном этапе, по мнению объединения INFOSURANCE и аналитической компа-нии INFOSEC, наибольшие риски для Швейцарии связаны с усилением государственного и конкурентного научно-технического и промышленного шпионажа, активизацией хакер-ских групп, а также с рядом аспектов <информационных войн>, которые могут осуществ-ляться в отношении страны со стороны США и их союзников в рамках проекта ECHELON. Для конкурентов из ФРГ, Англии, Франции наибольший интерес представляют сведения о счетах иностранных граждан в швейцарских банках, данные о перспективных НИОКР ме-стных фирм, информация о клиентских сетях.
Исходя из этого, по мнению швейцарцев, в ближайшей перспективе наиболее ин-тенсивное развитие получат такие аспекты информационной безопасности, как специали-зированное обслуживание доступа и хранения информации, развитие использования пер-сональных ключей, работа с сотрудниками фирм и госучреждений. В частности, наблюде-ние и контроль за деятельностью персонала предприятий и фирм в сфере использования WAP, "Интернета> и e-mail со стороны работодателей в Швейцарии законодательно до-пустимы.
Вместе с тем правовые аспекты не только защищают работодателя, но и требуют сохранения прав защиты частной сферы сотрудников. Так, организация негласного кон-троля рабочих мест пользователей может проводиться лишь в случае наличия обоснован-ного подозрения в действиях, нарушающих трудовое либо уголовное законодательство, должно быть ограничено по числу проверяемых рабочих мест и прекращаться после полу-чения доказательной базы. Кроме того, персонал должен быть информирован о потенци-альной возможности контроля.
Допускается получение у провайдера анонимной статистики пользования Интерне-том и электронной почты, а также блокирования провайдером определенных сайтов и WEB-броузеров по заказу работодателя.
Работодатель в Швейцарии имеет право определять порядок работы с внешними сетями и почтой и регулировать административную ответственность за нарушения. Вместе с тем администрация несет ответственность за ограничение допуска посторонних к персо-нальным данным сотрудников.
На государственном уровне в последние два года основные усилия были сосредото-чены на разработке проекта <Реорганизация системы информатики и телекоммуникации органов федерального управления>, предусматривающего сокращение расходов на эти це-ли на 130 млн.шв.франков к концу 2002 года. В настоящее время информатизация органов управления финансируется из федерального бюджета в размере 570 млн.шв.франков в год.
В перспективе планируется создать новую службу, организационная структура ко-торой будет отражать политический состав парламента и органов управления. Во главе та-кой структуры будет стоять информационный совет, определяющий долгосрочное разви-тие информатики и информационной безопасности, а работа с потребителями возлагается на комитет по информационной стратегии Федерального правительства. Функции предос-тавления информационных услуг Федеральному департаменту (министерству) финансов, обслуживание гражданских линий связи и компьютерных сетей других федеральных де-партаментов будет вестись Ведомством по информатике и телекоммуникациям (военные сети, действие в чрезвычайных ситуациях и защита <чувствительной> госинформации кон-тролируется специальным отделом Федерального департамента (министерства) обороны, спорта и защиты населения). Предполагается изменить и структуру объединения по вопро-сам информационной безопасности, куда помимо кантональных представителей войдут специалисты всех федеральных департаментов, финансовый контролер, представитель фе-дерального архива, а также сотрудники полиции и военной разведки.
Для повышения информационной безопасности органов управления с 9 до 2 сни-зится число федеральных вычислительных центров, будет сокращено количество управ-ляющих центров, вводится стандартизированная система работы с UNIX (LINUX) и SAP - устройствами. Кроме этого, в июне 2001 года были проведены теоретические тактические учения INFORMO 2001, а в мае 2002 года - их второй этап - INFORMORENA 2002_ целью которых была отработка информационного взаимодействия федеральных органов управ-ления в условиях внешних <информационных угроз>.
В целом на решение проблем безопасности расходуется ежегодно около 10% из бюджетной статьи на финансирование информационного обеспечения, дополнительно 7% выделяется специально на охрану данных.
На корпоративном уровне к основным тенденциям развития ситуации на рынке средств информационной безопасности швейцарские специалисты относят усиление коор-динации действий отдельных групп производителей по выходу на внешние рынки, активи-зацию разработки стандартизационных норм электронной коммерции и мобильных бан-ковских услуг.
В частности, руководством ассоциации швейцарских производителей программного обеспечения SWISS SOFTWARE ASSOCIATION, в которую входит 78 фирм, принято ре-шение о резком повышении активности по следующим направлениям:
- совместная деятельность компаний на выставках и конференциях, посвященных вопросам безопасности компьютерной связи и электронной коммерции;
- координация политики взаимоотношений с госструктурами по вопросам безо-пасности и содержания сайтов Интернета;
- выработка единого подхода к проблеме охраны интеллектуальной собственно-сти;
- создание конкурентной базы на рынке средств и систем информационной безо-пасности.
Одновременно ряд групп разработчиков программ во главе с компаниями Megatel, Sonera, Orell Fussli принимают участие в выработке стандартов идентификации, авториза-ции и однозначности проведения банковских, страховых и коммерческих электронных операций.
Отдельным, весьма важным аспектом реализации политики государства в сфере развития электронных и информационных технологий швейцарское правительство считает расширение базы информационного обеспечения деловых кругов страны. В Швейцарии действует ряд государственных, полугосударственных и частных организаций, которые оказывают информационные услуги по вопросам внешнеэкономической деятельности, со-действуют продвижению товаров и услуг национальных производителей на внешние рын-ки, повышению эффективности импортных операций, инвестиционной активности швей-царских участников ВЭД, а также реализации информационных проектов.
Основную роль в информационном обеспечении швейцарских деловых кругов про-должает играть швейцарский Центр содействия развитию торговли (ОSEC), в число чле-нов которого входят около 2000 швейцарских фирм-экспортеров. Решая возложенные на него задачи, ОSEC выступает в качестве связующего звена между организациями, ответ-ственными за проведение внешнеторговой политики Швейцарии, и частным сектором экономики. Основными задачами ОSEC являются:
- содействие экспортной деятельности местных фирм,
- осуществление мероприятий, способствующих укреплению позиций швейцар-ских фирм за рубежом,
- проведение конференций, симпозиумов по актуальным вопросам внешнеэконо-мической деятельности, семинаров по отдельным странам,
- организация выставок и ярмарок швейцарских товаров за границей,
- оказание индивидуальных консультационных услуг (в том числе и зарубежным предпринимателям, намеревающимся наладить деловые контакты со швейцарскими фир-мами),
- подготовка обзоров о состоянии зарубежных товарных рынков, осуществление поиска импортеров продукции ряда местных компаний и организация деловых контактов.
Через <Справочник по экспорту Швейцарии> а также различные публикации, по-священные экспорту (в том числе в Интернете), ОSEC распространяет по всему миру ин-формацию о швейцарских компаниях-экспортерах, их товарах и услугах. С учетом осново-полагающего значения стран Европейского сообщества для внешнеэкономических связей Швейцарии, ОSEC и ТПП Швейцарии уделяют особое внимание подготовке информации об актуальных законодательных актах в области внешнеэкономической, налоговой, инве-стиционной деятельности в странах ЕС, разъяснению таможенных предписаний, техниче-ских норм и т.д., в том числе в сфере электронной коммерции.
Содействие швейцарскому бизнесу в реализации инвестиционных проектов и передаче технического опыта оказывает также Швейцарская организация по стимулированию инвестиций (SOFI). Важной сферой деятельности SOFI является информационное и консультационное обслуживание инвесторов и реципиентов капитала, поиск деловых партнеров. Особое внимание при этом уделяется активизации соответствующих усилий малых и средних швейцарских компаний.
В рамках ОSEC с 1998 года в качестве самостоятельной административной структуры создана Швейцарская программа стимулирования импорта (SIPPO), деятельность которой целевым порядком направлена на развитие торгово-экономических связей с раз-вивающимися странами и государствами с переходной экономикой. SIPPO оказывает, в частности, содействие усилиям предприятий малого и среднего бизнеса вышеуказанных стран по выходу на швейцарский рынок и рынки других западноевропейских стран, в том числе и путем предоставления соответствующей информации о рынках и консультаций, помощи в выборе потенциальных партнеров, организации контактных форумов и участия в выставках и ярмарках.
В число постоянных партнеров SIPPO входят организации по стимулированию экс-порта в странах-партнерах, объединение швейцарских импортеров и оптовиков, швейцар-ский <Евроинфоцентр>, объединение европейских организаций-импортеров <Форум>, <ИТЦ> - международный торговый центр ЮНКТАД/ВТО, SOFI и т.д.
В соответствии с подписанным с SIPPO Меморандумом о взаимопонимании по во-просам сотрудничества Торгпредство РФ в Швейцарии обрабатывает и направляет SIPPO предложения российских участников ВЭД по поставкам товаров и услуг. В свою очередь SIPPO размещает запросы по поиску покупателей в распространяемом среди швейцарских компаний <Импортном бюллетене> SIPPO и на своей странице в Интернете. Таким обра-зом швейцарские импортеры получают дополнительную централизованную информацию о возможностях закупок продукции российских производителей.
В Швейцарии имеется целый ряд представительных источников, содержащих ин-формацию по фирмам и промышленным отраслям. Основными из них являются ежегод-ные издания - двухтомник <Компас>, база данных которого также размещается на магнит-ных носителях, а также шеститомник <Швейцарский региональный сборник> (краткая ин-формация о фирмах). Важным источником информации по фирмам служат издания самих компаний (годовые отчеты, проспекты, каталоги, бюллетени), ежегодные рейтинговые списки крупнейших европейских и местных компаний, а также материалы специализи-рованных компаний и организаций, через банки данных которых можно получить полную справку о конкретном сегменте рынка или промышленной отрасли, а также об аспектах деятельности отдельной фирмы, ее руководителях, рейтинге, кредитных рекомендациях для этой фирмы и т.д. Подобные услуги оказывают, например, компания

, входящая в состав американского информационного концерна , и ряд других.
Все большую роль в информационном обеспечении деловых кругов играет <Интер-нет>. За последние три года в Швейцарии было образовано 650 компаний, предлагающих свои услуги в виртуальном пространстве по оказанию услуг, начиная от консультаций и заканчивая полным контролем с их стороны деловой активности клиента. Благодаря дея-тельности подобных компаний любая швейцарская фирма получает возможность разме-щения выгодной для себя информации (включая рекламу, годовые отчеты, описание вы-пускаемой продукции, запросы по поиску партнеров и т.д.) в <Интернете>.
Нередко крупные информационные и финансовые компании образуют совместные предприятия, как было, например, в случае с агентством <Рейтерс> и банковской группой <Креди Свисс>. Благодаря этому альянсу клиенты банка получают неограниченный доступ к информационным массивам агентства <Рейтерс>, новостям в режиме реального времени и возможности целевых тематических запросов.
Для пользователей <Интернета> существует целая система бесплатных и платных электронных абонементов на ежедневные тематические обзоры важнейших мировых со-бытий (, , и др.)
Благодаря процессам глобализации и стандартизации в июне 2001 года на базе Швейцарской и Лондонской фондовых бирж была образована первая в Европе виртуаль-ная биржа , открывающая возможности для проведения торговых операций и ин-формационного обмена на всем европейском пространстве. Со швейцарской стороны в деятельности биржи принимают участие прежде всего крупнейшие компании и финансо-вые структуры ("UBS", "CSFB", "Nestle", "ABB" и др.)
В целом следует отметить, что крупные концерны, имея, как правило, собственные информационно-маркетинговые структуры и разветвленную сеть региональных и страно-вых представительств за рубежом, редко прибегают к услугам информационных центров в Швейцарии, которые создаются прежде всего для информационной поддержки малого и среднего бизнеса.



© Фонд "Новая экономика"
 
тел: +7 (495) 925-02-46
921-44-38
e-mail: info@neweco.ru
Рейтинг@Mail.ru     Rambler's Top100