3 марта 2005 года Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации в соответствии с принципами открытости, прозрачности и подконтрольности обществу деятельности органов власти провело, ставшую уже традиционной, отчетную пресс-конференцию о реализации проектов ФЦП "Электронная Россия" по линии Минэкономразвития России в 2002-2004 гг.
Федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002-2010 гг.)" была разработана Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2001 г. № 207-р и утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. № 65.
Основная цель программы - создание методологической и нормативной базы для полномасштабного применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в обществе, бизнесе, деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
Одним из главных направлений работы на данном этапе Программы является реформирование общественных отношений в связи с использованием ИКТ, что является необходимым условием качественных позитивных изменений в социально-экономическом развитии страны и государственном управлении. Многочисленные пробелы и нестыковки в области информационного права, существующие на данный момент, требуют дополнительных усилий по разработке целостной концепции правового регулирования информационных отношений.
Другим важным направлением Программы сегодня является разработка и внедрение элементов архитектуры электронного государства, в числе которых: электронный административный учет, электронное администрирование, дистанционный доступ граждан к информации, аудит ИКТ-систем государства. Ключевой составляющей электронного государства должна стать легализация применения ИКТ как в госаппарате, так и во взаимоотношениях государственных органов с бизнесом и гражданами. При этом ИКТ, став официальным средством учета, перестанут дублировать "бумажные" технологии, придя им на смену. Это увеличит скорость административных и деловых процессов, повысит их эффективность, а в государственном секторе сделает действия органов власти более прозрачными и подконтрольными для гражданского общества.
Задача Минэкономразвития России в 2005-2006 годах - подготовить методическую, технологическую и законодательную базу необходимых изменений, реформ, что значительно повысит эффективность применения ИКТ не только в государственном управлении, но и в стране в целом.
В 2004 году в рамках ФЦП "Электронная Россия (2002-2010 гг.)" по линии Минэкономразвития России выполнялось около семидесяти проектов по разным направлениям. Среди них "Архитектура электронного государства", пилотные проекты по объединению государственных информационных ресурсов (ОГИР) и разработке электронных административных регламентов (ЭАР), совершенствование законодательства, порталы органов государственной власти, пилотные проекты по созданию систем поддержки принятия решений на уровне региона (СППР), инфраструктурные проекты, электронные госзакупки и др.
С 2004 года Минэкономразвития России большое внимание уделяет вопросам стандартизации и регламентации использования ИКТ в госсекторе. Большинство работ Министерства в этом направлении носят характер "пилотных". При их реализации создаются и апробируются проекты стандартов для архитектуры электронного государства. Эти стандарты будут потом применяться в десятках и сотнях аналогичных проектов, финансируемых из бюджетов ведомств на информатизацию, а не из бюджета ФЦП "Электронная Россия". Опора на стандарты позволит обеспечить совместимость внедряемых решений, сократить расходы на ИКТ и повысить их эффективность.
Т
аким образом, Минэкономразвития России совместно с другими госзаказчиками Программы и при условии обязательного участия независимых экспертов и широкой общественности формирует общие "правила игры" на поле информатизации в стране>, - говорит Андрей Шаронов, заместитель Министра экономического развития и торговли Российской Федерации. - "ФЦП понимается нами как реформа. Реформа информационных отношений в обществе. С её помощью можно и нужно изменить схемы внутригосударственных отношений, сделать государство более открытым для граждан и организаций, расширить возможности для общественного контроля над государством со стороны общества".
В реализации проектов Минэкономразвития России с начала Программы приняли участие более 140 компаний и организаций, 36 субъектов Российской Федерации и 11 муниципальных образований.
"За три года реализации Программы доля Минэкономразвития России в финансировании мероприятий практически не меняется и составляет чуть более четверти выделяемых средств (29% в 2004 году, 26% в 2005 году). Всего на мероприятия ФЦП "Электронная Россия" из федерального бюджета в 2004 году было выделено около 1,7 млрд. руб., в 2005 году - 2,2 млрд. руб. Из них доля Минэкономразвития России составила 495 млн. руб. и 585 млн. руб. соответственно. При этом доля регионального софинансирования пилотных проектов "Электронной России" в субъектах Российской Федерации по линии Минэкономразвития России увеличилась с 5,5 млн. руб. в 2002 году до 136 млн. руб. в 2004 году", - говорит Церен Церенов, заместитель директора Департамента корпоративного управления Минэкономразвития России.
В 2005 году Минэкономразвития России планирует продолжить работу по реформированию общественных отношений и развитию законодательства в области применения ИКТ. Для этого будут реализованы проекты в следующих направлениях:
создание архитектуры электронного государства, включая придание официального статуса электронным формам учета и обработки информации,
вопросы лицензирования программного обеспечения, в т.ч. возможности и целесообразности использования в госсекторе так называемого "свободного ПО",
публикация результатов работ, проведенных в рамках ФЦП "Электронная Россия", в том числе передача обществу прав на интеллектуальную собственность, возникающую в результате выполнения проектов за счет средств налогоплательщиков,
пилотные проекты по объединению государственных информационных ресурсов (ОГИР), например, система персонального учета населения (ОГИР ЗАГС, ПВС, ЖКХ) или система возврата "экспортного" НДС (ОГИР ФТС России, ФНС России),
системы поддержки принятия управленческих решений на уровне регионов и муниципалитетов (СППР),
создание электронного кадастра учета объектов недвижимости, учет юридических лиц, система учета пространственных данных,
порталы органов государственной власти,
электронные государственные закупки,
прочие пилотные проекты, в том числе создание типовых решений в области архивного дела, электронных библиотек, разработка и внедрение комплексной информационной системы ВУЗа и т.д.;
инфраструктурные проекты в целях сокращения цифрового неравенства.
Особое внимание будет уделяться разработке типовых решений, их тиражированию и созданию стандартов информационного взаимодействия, а также разработке и продвижению архитектуры электронного государства, в т.ч. в субъектах Российской Федерации и в муниципалитетах. Задача Минэкономразвития России - подготовить законодательную и технологическую базу, которая обеспечит юридическую значимость информации, учитываемой в электронной форме, ее достоверность, а также доступность гражданам и обществу без участия чиновников", - говорит Церен Церенов, заместитель директора Департамента корпоративного управления Минэкономразвития России.
Правительством Российской Федерации для ФЦП "Электронная Россия" отведена роль двигателя информатизации страны, и Минэкономразвития России совместно с другими государственными заказчиками Программы обеспечивает максимально эффективную ее реализацию как основу построения в России современного информационного общества.