→ ¦ Электронная Россия ¦ → ¦ 2005 год
Сегодня: 28 марта 2024г.




3 марта 2005 года Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации в соответствии с принципами открытости, прозрачности и подконтрольности обществу деятельности органов власти провело, ставшую уже традиционной, отчетную пресс-конференцию о реализации проектов ФЦП "Электронная Россия" по линии Минэкономразвития России в 2002-2004 гг.

Федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002-2010 гг.)" была разработана Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2001 г. № 207-р и утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. № 65.

Основная цель программы - создание методологической и нормативной базы для полномасштабного применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в обществе, бизнесе, деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
Одним из главных направлений работы на данном этапе Программы является реформирование общественных отношений в связи с использованием ИКТ, что является необходимым условием качественных позитивных изменений в социально-экономическом развитии страны и государственном управлении. Многочисленные пробелы и нестыковки в области информационного права, существующие на данный момент, требуют дополнительных усилий по разработке целостной концепции правового регулирования информационных отношений.
Другим важным направлением Программы сегодня является разработка и внедрение элементов архитектуры электронного государства, в числе которых: электронный административный учет, электронное администрирование, дистанционный доступ граждан к информации, аудит ИКТ-систем государства. Ключевой составляющей электронного государства должна стать легализация применения ИКТ как в госаппарате, так и во взаимоотношениях государственных органов с бизнесом и гражданами. При этом ИКТ, став официальным средством учета, перестанут дублировать "бумажные" технологии, придя им на смену. Это увеличит скорость административных и деловых процессов, повысит их эффективность, а в государственном секторе сделает действия органов власти более прозрачными и подконтрольными для гражданского общества.

Задача Минэкономразвития России в 2005-2006 годах - подготовить методическую, технологическую и законодательную базу необходимых изменений, реформ, что значительно повысит эффективность применения ИКТ не только в государственном управлении, но и в стране в целом.

В 2004 году в рамках ФЦП "Электронная Россия (2002-2010 гг.)" по линии Минэкономразвития России выполнялось около семидесяти проектов по разным направлениям. Среди них "Архитектура электронного государства", пилотные проекты по объединению государственных информационных ресурсов (ОГИР) и разработке электронных административных регламентов (ЭАР), совершенствование законодательства, порталы органов государственной власти, пилотные проекты по созданию систем поддержки принятия решений на уровне региона (СППР), инфраструктурные проекты, электронные госзакупки и др.

С 2004 года Минэкономразвития России большое внимание уделяет вопросам стандартизации и регламентации использования ИКТ в госсекторе. Большинство работ Министерства в этом направлении носят характер "пилотных". При их реализации создаются и апробируются проекты стандартов для архитектуры электронного государства. Эти стандарты будут потом применяться в десятках и сотнях аналогичных проектов, финансируемых из бюджетов ведомств на информатизацию, а не из бюджета ФЦП "Электронная Россия". Опора на стандарты позволит обеспечить совместимость внедряемых решений, сократить расходы на ИКТ и повысить их эффективность.
Т аким образом, Минэкономразвития России совместно с другими госзаказчиками Программы и при условии обязательного участия независимых экспертов и широкой общественности формирует общие "правила игры" на поле информатизации в стране>, - говорит Андрей Шаронов, заместитель Министра экономического развития и торговли Российской Федерации. - "ФЦП понимается нами как реформа. Реформа информационных отношений в обществе. С её помощью можно и нужно изменить схемы внутригосударственных отношений, сделать государство более открытым для граждан и организаций, расширить возможности для общественного контроля над государством со стороны общества".

В реализации проектов Минэкономразвития России с начала Программы приняли участие более 140 компаний и организаций, 36 субъектов Российской Федерации и 11 муниципальных образований.
"За три года реализации Программы доля Минэкономразвития России в финансировании мероприятий практически не меняется и составляет чуть более четверти выделяемых средств (29% в 2004 году, 26% в 2005 году). Всего на мероприятия ФЦП "Электронная Россия" из федерального бюджета в 2004 году было выделено около 1,7 млрд. руб., в 2005 году - 2,2 млрд. руб. Из них доля Минэкономразвития России составила  495 млн. руб. и 585 млн. руб. соответственно. При этом доля регионального софинансирования пилотных проектов "Электронной России" в субъектах Российской Федерации по линии Минэкономразвития России увеличилась с 5,5 млн. руб. в 2002 году до 136 млн. руб. в 2004 году", - говорит Церен Церенов, заместитель директора Департамента корпоративного управления Минэкономразвития России.

В 2005 году Минэкономразвития России планирует продолжить работу по реформированию общественных отношений и развитию законодательства в области применения ИКТ. Для этого будут реализованы проекты в следующих направлениях:

  • создание архитектуры электронного государства, включая придание официального статуса электронным формам учета и обработки информации,
  • вопросы лицензирования программного обеспечения, в т.ч. возможности и целесообразности использования в госсекторе так называемого "свободного ПО",
  • публикация результатов работ, проведенных в рамках ФЦП "Электронная Россия", в том числе передача обществу прав на интеллектуальную собственность, возникающую в результате выполнения проектов за счет средств налогоплательщиков,
  • пилотные проекты по объединению государственных информационных ресурсов (ОГИР), например, система персонального учета населения (ОГИР ЗАГС, ПВС, ЖКХ) или система возврата "экспортного" НДС (ОГИР ФТС России, ФНС России),
  • системы поддержки принятия управленческих решений на уровне регионов и муниципалитетов (СППР),
  • создание электронного кадастра учета объектов недвижимости, учет юридических лиц, система учета пространственных данных,
  • порталы органов государственной власти,
  • электронные государственные закупки,
  • прочие пилотные проекты, в том числе создание типовых решений в области архивного дела, электронных библиотек, разработка и внедрение комплексной информационной системы ВУЗа и т.д.;
  • инфраструктурные проекты в целях сокращения цифрового неравенства.

Особое внимание будет уделяться разработке типовых решений, их тиражированию и созданию стандартов информационного взаимодействия, а также разработке и продвижению архитектуры электронного государства, в т.ч. в субъектах Российской Федерации и в муниципалитетах. Задача Минэкономразвития России - подготовить законодательную и технологическую базу, которая обеспечит юридическую значимость информации, учитываемой  в электронной форме, ее достоверность, а также доступность гражданам и обществу без участия чиновников", - говорит Церен Церенов, заместитель директора Департамента корпоративного управления Минэкономразвития России.

Правительством Российской Федерации для ФЦП "Электронная Россия" отведена роль двигателя информатизации страны, и Минэкономразвития России совместно с другими государственными заказчиками Программы обеспечивает максимально эффективную ее реализацию как основу построения в России современного информационного общества.



© Фонд "Новая экономика"
 
тел: +7 (495) 925-02-46
921-44-38
e-mail: info@neweco.ru
Рейтинг@Mail.ru     Rambler's Top100